План методического объединения педагогов начального звена «Профилактика моббинга в школе».
Оценка 4.7

План методического объединения педагогов начального звена «Профилактика моббинга в школе».

Оценка 4.7
doc
26.02.2020
План  методического объединения педагогов начального звена «Профилактика моббинга в школе».
моббинг.doc

 

План  методического объединения педагогов начального звена «Профилактика моббинга в школе».

1.     Знакомство с понятием «Моббинг».

 

2.     Мозговой штурм «Что мы знаем о моббинге».

Заслушиваются и фиксируются на ватмане все ответы. Затем подводится итог в виде информирования педагогов о мифах и научных фактах о моббинге.

 

3.     Педагоги делятся на малые группы и в них ищут ответ на вопрос: по каким признакам можно определить моббинг в детском коллективе. По итогам выступления всех групп формируется памятка «Признаки, по которым  можно распознать моббинг». Материал, наработанный педагогами при необходимости дополняется информацией, подготовленной психологом.

 

4.     Лекционный блок «Виды моббинга».

 

5.     Работа в малых группах: ответы на вопросы   анкеты «Атмосфера в школе»

 

Описание составляющих  школьной атмосферы

 с точки зрения важных для развития ребенка переживаний

Вопрос

Да

Нет

I.                               Безопасно ли в школе, надежны ли правила? Есть ли ясность критериев успешного обучения? Регулируют ли порядок   реально существующие правила и запреты, действующие санкции? Получают ли ученики   помощь и подсказку в  ориентировании в правилах и санкциях (особенно «новенькие»).

ВСЕ ЭТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЧУВСТВА ПОКОЯ, УВЕРЕННОСТИ, НАДЕЖНОСТИ, ПОЯВЛЯЕТСЯ  ЯСНОСТЬ, ДЕТИ ХОРОШО МОГУТ ОРИЕНТИРОВАЧТЬСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Знаю ли я, в каких местах школы  небезопасно?

Есть ли у старшеклассников доступ к туалетам учеников начальной школы?

Есть ли в школе дежурства учителей или старшеклассников на переменах?

Есть ли в школе традиция посвящать специальное время разъяснению ученикам правил нашей школы?

(знают ли ученики, какие санкции последуют со стороны школы за тот или иной проступок?)

Есть ли в нашей школе инстанция, которая реально является авторитетной даже для храбрых нарушителей (директор, Совет отцов, Совет справедливости и т.п.)?

Есть ли в школе гласность и прозрачность в отношении устанавливаемых наказаний?

Чувствуют ли учителя себя в школе безопасно?

Кто-то помогает «новеньким» адаптироваться, курирует их?

 

 

II.    Интересно ли в школе? Нравится ли в ней учиться и проводить время? Теплая ли атмосфера?

ЭТО ДАЕТ ЧУВСТВА: «ИНТЕРЕСНО, НРАВИТСЯ, ВЕСЕЛО, ЗДОРОВО» ПОЯВЛЯЕТСЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ САМОГО ПРОЦЕССА ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ 

Есть ли в школе учителя, которые сами увлечены своим предметом и умеют увлечь детей?

Нравятся ли детям проекты, групповые задания, межпредметные исследования?

Приветствуется ли «театральность»? Есть ли в школе театральные постановки? Концерты? Художественные занятия?

Есть ли место в школе, где ученики могли бы легально выразить свои чувства (доска объявлений, «Стена плача», Дерево приветствий и пр.)?

Ведется ли работа по укреплению чувства: «Мы – команда»  в классах? Принято «болеть» за своих в спортивных соревнованиях?

Принято ли поздравлять с днем рождения именинников?

Поощряются ли учителя, классные руководители за создание дружеских отношений в своем классе?

Участвуют ли учителя/администрация в художественной самодеятельности/походах/спектаклях наряду с учениками?

 

 

III. Получают ли дети в школе опыт уважительного внимания, достойного обхождения с проблемами? Есть ли в школе культура справедливости?

ЭТО ДАЕТ ЧУВСТВО: МЕНЯ ЗАМЕТИЛИ, Я – КТО-ТО ВАЖНЫЙ, ЗА МЕНЯ ВСТУПАЮТСЯ, Я ИМЕЮ ПРАВА, У МЕНЯ ЕСТЬ ДОСТОИНСТВО, Я – ЛИЧНОСТЬ, Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ, Я ЗНАЮ СЕБЯ

Соблюдают ли учителя конфиденциальность, когда дети им рассказывают личные истории?

Есть ли традиция беречь личное достоинство «плохих» учеников?

Привлекаются ли сами дети/и родители к процедуре формирования свода правил (и санкций) нашего класса/нашей школы?

Поощряются ли администрацией  те учителя, которые хорошо знают, как живут их ученики?

Есть ли в школе согласованная и твердая позиция в отношении нетерпимости к насилию, травле, воровству?

Принято ли в школе сообщать родителям об успехах их ребенка?

Принято ли «всем миром» помогать тому, кто оказался в трудном положении? Является ли помощь другому поощряемым поведением со стороны учителей?

Учителя никогда публично не оглашают оценки детей и не сравнивают их друг с другом?

 

 

IV.                       Думают ли в школе о будущем ребенка? Чувствует ли он смысл в прилагаемых усилиях?

ЭТО ДАЕТ ОЩУЩЕНИЕ НАПРАВЛЕННОЙ В БУДУЩЕЕ ЖИЗНИ, ГОТОВНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ, ЗНАНИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, РЕАЛИСТИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ И ГОТОВНОСТЬ ВЫБРАТЬ ЕДИНСТВЕННУЮ ПОДХОДЯЩУЮ ИМЕННО МНЕ ЦЕЛЬ

Принято ли в школе помогать ребенку в понимании собственных способностей?

Чувствуют ли дети / родители, что их за что-нибудь ценят в школе? Создают для каждого ситуацию успеха?

Помогают ли учителя в профессиональном самоопределении?

Приглашают ли в школу представителей СПО и НПО? Институтов, университетов?

Есть ли в школе дополнительные занятия, развивающие жизненные навыки учеников, готовящие их к реальной взрослой жизни?

Организуются ли встречи с успешными выпускниками? Школа поддерживает с ними отношения?

Помогают ли учителя выбрать профиль старшеклассникам?

Принято ли приглашать родителей для разговора о будущем профессиональном пути ученика?

 

 

 

6.     Подсчитав средние баллы по каждому из четырех параметров, педагоги определяют, в каком направлении требуются улучшения и составляют план профилактических мероприятий, в котором будут учтены «проблемные зоны» школы.

 

7.      Педагоги получают буклет «Рекомендации учителю по работе с «отверженными».

 

8.     Завершение работы. Подведение итогов

Памятка.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С «ОТВЕРЖЕННЫМИ»

1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников

Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво. Одноклассник злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо высказать свое отношение к этой ситуации, сказав, что неудача товарища не может быть поводом для веселья или злорадства. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.

2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников

Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?».

3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете

С Витей, умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность — он описался на уроке. Ребята стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учитель стал задавать к Вите сложные вопросы, поручать ответственные задания, с которыми он успешно справлялся. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно рассказывает, и досадное происшествие постепенно забылось.

4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.

5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.

6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Учитель собрала свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе'?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора отношение к однокласснику изменилось.

 

Список литературы и итернетисточников:

1.     Бодалев А. А. Психология межличностных отношений: (к 100-летию со дня рождения В.И. Мясищева) // Вопр. психол. 1993. 2. С. 86 - 91.

2.     Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

3.     Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М., Знание, 1988;

4.     Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984.

5.     http://psyfactor.org/lib/mobbing.htm

6.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Internet_Mobbing

7.     http://www.gorod.lv/novosti/103027-mobbing_zaderi_pobey_vyilozhi_v_set

8.      http://www.childpsy.ru/lib/books/id/29131.php . http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/1015133/Kovpak_-_Ne_na_teh_napali._ili_Kak_borotsya_s_grubostyu.html


9.     

План методического объединения педагогов начального звена «Профилактика моббинга в школе»

План методического объединения педагогов начального звена «Профилактика моббинга в школе»

I. существующие правила и запреты, действующие санкции?

I. существующие правила и запреты, действующие санкции?

Мы – команда» в классах? Принято «болеть» за своих в спортивных соревнованиях?

Мы – команда» в классах? Принято «болеть» за своих в спортивных соревнованиях?

I. Получают ли дети в школе опыт уважительного внимания, достойного обхождения с проблемами?

I. Получают ли дети в школе опыт уважительного внимания, достойного обхождения с проблемами?

Завершение работы. Подведение итогов

Завершение работы. Подведение итогов

Учитель собрала свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него

Учитель собрала свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020