Перспективное планирование дидактических игр и упражнений
на развитие цветовосприятия у детей раннего возраста
Задачи этапа |
Дидактические игры и пособия
|
Содержание деятельности |
I этап |
||
Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. Формировать простейшие приемы установления и тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова: «цвет», «такой же», «разные» |
«Грибочки» «Сухой бассейн» «Цветные кубики» «Цветные палочки»
|
- Воспитатель показывает ребенку 2 группы предметов контрастных цветов (кубик, грибочек, палочку). Объясняет, что предметы разного цвета. Затем предлагает разложить предметы одного цвета в одну сторону, другого цвета в другую сторону.(Сначала, выполняет действия сам, так, показав предмет спрашивает: «Где лежит предмет …такого же цвета, куда его надо положить?»)
|
II этап. |
||
Закреплять умение группировать объекты по цвету («Найди такой же? найди пару) |
«Грибочки» «Сухой бассейн» «Цветные кубики» «Цветные прищепки» «Цветные палочки» «Собери бусы» «Спрячь зайчика» «Посади бабочку на цветок»
|
- Воспитатель дает ребенку шарик (кубик, прищепку, палочку, яблочко) и предлагает найти такого же цвета ( выбор из 3-х цветов) |
III этап. |
||
Воспитывать внимание к цветовым свойствам предметов, показывая, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
|
«Спрячь зайчика»
«Цветные палочки»
|
- Взрослый показывает домик, в котором живет зайчишка, затем сообщает, что где-то рядом бродит лиса, которая может найти зайца. Нужно спрятать зайчика от лисы, закрыть окошко. Для этого необходимо подобрать квадрат-окошко такого же цвета, как и домик. |
«Грибочки»
|
- Взрослый предлагает «посадить грибочки» на столик того же цвета чтобы его ни кто не заметил. |
|
«Варенье из яблок»
|
- Взрослый предлагает помочь сварить бабушке варенье из яблок. Ребенку предлагают разложить красные и зеленые (синие сливы и красные яблоки); желтые и зеленые яблочки по банкам (цвета чередуются) |
|
«Курочка и цыплята» «Домики и флажки» |
Взрослый предлагает мозаику для попарного выкладывания цветных элементов (одно под другим) Объяснение: такого цвета будет у нас Курочка (белая) а такого-цыплята (желтого) |
|
|
«Цветные кубики»
|
Взрослый предлагает расставить цветные кубики на квадраты соответствующего цвета (двух цветов) (построить башню) |
«Цветные прищепки»
|
Взрослый предлагает прищепки, показав как смастерить солнышко ( тучку, ежика, деревце) определенного цвета «такой же», «одинаковые» |
|
|
«Цветные карандашики»
|
Взрослый предлагает помочь разобрать карандашики. Ребенку предлагают разложить красные и зеленые (синие и красные ), желтые и зеленые карандаши по коробочкам (цвета чередуются) «Одинаковый» -«разные» |
|
«Разноцветные вагончики» |
Взрослый предлагает покатать на веселом паровозике зверушек. Каждому свой вагончик по цвету. |
«Развесь белье» |
Взрослый предлагает развесить бельё, каждому предмету одежды своя прищепка . Какой прищепкой прицепим штанишки, покажи. |
|
«Пришей пуговицу» |
Взрослый предлагает пришить пуговицу, каждому предмету одежды пуговица соответствующего цвета. |
|
«Посади бабочку на цветок» |
Взрослый предлагает поиграть с бабочками. Бабочки летали и решили отдохнуть, сесть на цветок. На какой цветок сядет красная бабочка? А синяя? |
|
IV этап. Формировать умение словесно обозначать цвет. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет |
«Веселая матрешка» |
Взрослый предлагает поиграть с матрешкой, называет цвет её сарафанчика |
«Бусы для матрешки» |
Взрослый предлагает поиграть с матрешкой. Подарить матрешке красные бусы (чередуем цвета) |
|
Игры с мячом |
«Мой …….(зеленый) звонкий мяч…… |
|
«Собери бусы»
|
Взрослый предлагает собрать бусы чередуя определенные цвета (по инструкции) |
|
«Собери Гусеничку в гости» |
Взрослый предлагает собрать Гусеничку, чередуя определенные цвета (по инструкции) |
|
Все ранее изученные игры со словесным обозначением цвета |
Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года)
(Автор Печора К.Л.)
Материал: цветные наборы дидактических игр «Найди пару», «Спрячь Зайку», «Варенье из яблок» (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый).
Пример инструкций.
1 этап (2 года): воспитатель дает ребенку варежку и предлагает найти такого же цвета - пару ( выбор из 3-х цветов)
2 этап (2 - 2,6 лет) воспитатель дает ребенку карточки 4 основных цветов, затем показывает картинки с изображением зайчиков, окрашенных в те же 4 цвета. Спрашивает: «Куда надо положить этого зайку чтобы его не нашла лиса».
3 этап (2,6 - 3 года) воспитатель показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: « Какого цвета яблоко?»
Критерии оценки 1 этапа:
№п/п |
Показатель |
Содержание критерия |
1. |
«Соответствует возрасту» |
Правильно подбирает по образцу 3 основных цвета (варежки) (красный, синий, зеленый) |
2. |
«Не соответствует» |
Ребенок самостоятельно не справляется с заданиями |
Критерии оценки 2 этапа:
1. |
«Соответствует возрасту» |
Правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета |
3. |
«Не соответствует» |
Ребенок самостоятельно не справляется с заданиями |
Критерии оценки 3 этапа:
1. |
«Соответствует возрасту» |
Правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета (яблочки) |
3. |
«Не соответствует» |
Ребенок самостоятельно не справляется с заданиями |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.