План по самообразованию

  • docx
  • 30.09.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План по самообразованию в старшей группе..docx

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад  "Незабудка"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы по самообразованию.

Тема: "Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Тищенко Т.Н.

 

     

                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

   Детская любознательность,

                                                                                                                   если её удается сохранить,

                                                                                               дает постоянный стимул к развитию.

                                                                                                                                            Н.С. Лейтес.

 

          Для себя я выбрала тему по самообразованию "Развитие познавательных процессов старших дошкольников через экспериментальную деятельность". Так как считаю, что основной

целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка.  В процессе  экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,  сравнения, классификации и обобщения.  Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми факторами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Для себя я поставила следующие задачи:

Образовательные задачи:

1. Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимо-отношениях с другими  объектами и средой обитания.

2. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивающие задачи:

1.Развивать поисково-познавательную деятельность детей  как интеллектуально-личностное, творческое развитие.

2. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.

2.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

 

Перспективное планирование

месяц

тема

с детьми

с родителями

с  педагогами

развивающая среда

Сентябрь

 

 

Овощи, фрукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мебель

" Живой кусочек".

Ц: Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

 

"Овощной

(фруктовый)             салат".

Ц: Познакомить детей с процессом приготовления салата. Формировать умение определять на вкус фрукты и овощи.

 

 

" Мир пластмасс"

Ц:Учить детей узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс

( полиэтилен. пенопласт, оргстекло) сравнить их свойства, понимать, что  от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.

 

" Мир металлов"

Ц: Научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики

( структуру поверхность, цвет) и свойства

( теплопроводность, металлический блеск).

 

" Мир дерева"

Ц: Научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить с её качествами и свойствами

Предложить родителям совместно с детьми приготовить любимое блюдо.

 

 

Выставка поделок " На нашей грядке выросли загадки".

 

 

 

 

 

 

 

Предложить родителям изготовить вместе с детьми мебель из бросового и природного материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Буклет на тему:

" Оснащение детской

лаборатории".

Рассматривание овощей и фруктов. Дид. игры

 " Чудесный мешочек",

" Угадай на вкус".

Чтение худ.лит. об овощах и фруктах.     

 ИКТ презентации " Фрукты",

 " Овощи".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр презентации "Мебель".

Чтение рус.нар. сказки " Пузырь, соломинка и лапоть".

 

 

Октябрь

 

Лес, лиственные деревья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осень

" Почему осенью листья желтеют?".

Ц: Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды

( осенью холоднее, чем летом).

 

 

 

 

 

" В тепле и холоде".

Ц: Помочь детям выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Предложить прогулку в лес, парк.

Участие в выставке

" Поделки из природного материала".

Консультация на тему :

" Развитие

познавательных процессов

через

эксперимен-

тальную

деятельность".

 

Наблюдение на прогулке( листопад, разноцветные листья).Дид. игра " С какого дерева листок?".

Составление букетов из осенних листьев.

Чтение худ.лит. М.Ивенсен " Падают листья".

 

 

Пополнение гербария.

 

 

Ноябрь

Перелетные птицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" Почему говорят  "как с гуся вода", "Почему у водоплавающих птиц такой клюв?"

Ц: Помочь детям установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

 

" Мир бумаги"

Ц: Дать детям сведенья о различных видах бумаги( салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), дать возможность сравнить их качественные характеристики и свойства, понять, что свойства материала обусловливают способ его использования

 

" Секретные записки"

Ц: Уточнить знания детей о результатах труда людей разных профессий, о свойствах бумаги.

 

 

 

 

 

 

Предложить родителям понаблюдать за перелетными птицами.

 

 

 

 

 

 

Предложить родителям посетить библиотеку вместе с детьми, записаться и взять книгу для чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложить родителям совершить с детьми экскурсию на почту.

 

Чтение худ.лит. Г.Х. Андерсен         " Гадкий утенок".

Дид. игра " Где чей клюв?".

 

 

 

 

 

 

Изготовление поделок из бумаги ( оригами).

Просмотр презентации

 " Бумага".

Экскурсия в библиотеку.

Дид.игра " Кому что надо?".

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение худ.лит.

С.маршак " Почта", Я.Аким " Неумейка", загадки.

 

 

 

Декабрь

Зима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" Новый год"

" Нужен ли растениям зимой снег?"

Ц: Помочь детям выявить роль снега в жизни растений.

 

 

 

 

 

 

 

" Строим снежный город"

Ц: Учить детей видеть возможности преобразования снега, поощрять стремление к участию в коллективной деятельности.

 

" Лед и снег - тоже вода"

Ц: Помочь детям доказать с помощью опыта, что лед и снег - тоже вода.

 

" Изготовление цветных льдинок"

Ц: Познакомить детей с агрегатным состоянием воды - жидким и твердым, показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

 

" Мы - фокусники"

Ц: Помочь детям выявить материалы, взаимодействующие с магнитом.

 

 

" Теневой театр"

Ц: Помочь детям узнать, как образуется тень.

 

 

 

Совместные прогулки родителей с детьми. Предложить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в погоде и природе.

 

 

Игра - конструирование

" Строим вместе из снега".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложить родителям посетить новогодние представления.

 

 

 

Предложить родителям вместе с детьми изготовить фигурки для теневого театра.

Рекомендации

на тему:

"Экспериментирование на улице зимой "

Просмотр презентаций

" Откуда в снеге грязь?", " Зима".

Дид. игра

" Бывает - не бывает".

 

 

 

 

 

 

 

Чтение худ.лит.

И.Никитин " Жгуч мороз да трескуч";

рус.нар. сказка

" Снегурочка";

И. Белоусов " Первый снежок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление с детьми елочных игрушек из разных материалов.

Январь

Зимующие птицы

 

 

 

 

 

 

 

Одежда , ткани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Животные севера и юга

 

"У кого какие клювы?"

Ц: Научить детей устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

 

" Ткани от Матроскина" (свойства тканей)

Ц: Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала; закреплять представления о том, что одежда из тех или иных тканей может иметь свое назначение.

 

" Изготовление макетов " Север" и " Юг"

Ц: Реализовать представления детей о климатических зонах Земли

 

Предложить родителям понаблюдать за птицами.

 

 

 

 

Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть одежду, выделить виды тканей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сбор материала для изготовления коллажа «Животные Севера и жарких стран».

 

Просмотр презентации

 " Зимующие птицы".

Наблюдение в природе.

Изготовление кормушек.

 

Чтениехуд.лит. : сказка В. Осеевой " Иголочка".

Дид.игры " Угадай профессию",

 " Чего не стало?"

" Когда что одевать?"

Просмотр презентаций

" Одежда. Детская одежда".

            

 

 

 

Дид.игра " Кто где живет?".

Знакомство с красной книгой

Февраль

Транспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улицы поселка

 

" Виды движений"

Ц:познакомить детей с видами движения

( прямолинейное, вращательное, по наклонной поверхности), развивать умение определять и называть вид движения по изображению на картинке; ввести понятие " скорость"; расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас.

 

 

 

 

" Почему лампочка светит?"

Ц: Объяснить детям с помощью опыта работы электрической лампочки.

 

" Солнечные зайчики"

Ц: Помочь детям понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и не только при свете, научить пускать солнечных зайчиков

( отражать свет зеркалом).

 

" Как увидеть и услышать электричество?"

Ц: продемонст-вать

Детям проявление статического электричества .

Предложить родителям провести с детьми наблюдение на улицах поселка за разными видами транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложить родителям закрепить названия улиц поселка.

 

Просмотр презентации

" Транспорт".

Дид. игра " Кто на чем поедет?",

" Светофор".

Изготовление поделок из бросового материала ( виды транспорта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЖ : " Правила поведения на улице и в транспорте",

" Правила обращения с электроприборами".

Дид. игра " Если ты дома один", " Что можно , что нельзя?".

 

 

Март

Стройка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посуда

 

" Чем можно измерить длину?"

Ц: Расширить представление детей о мерах длины,  познакомить с измерительными  приборами ( линейкой, сантиметровой лентой). с мерами длины, применявшимися в старину.

 

 

" В мире стекла"

Ц: Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.

 

" Фарфоровый секрет китайцев"

Ц: Познакомить детей с историей создания стекла и фарфора; научить называть свойства стекла и фарфора.

 

 

Предложить родителям  вместе с детьми

Посетить музей

 

Просмотр презентации " Стройка".

Чтение худ.лит.

С.Михалков " три поросенка", С.Кузьмин " Строим дом", Я. Пишумов

" Про то,как строят метро".

Дид. игры

 " Четвертый лишний", " Кем я буду".

 

Просмотр презентации

" Посуда".

Чтение худ.лит.

К.Чуковский

 " Федорино горе".

Дид. игра " Найди такую же".

Апрель

Космос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комнатные растения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весна

 

" Компас"

Ц: Показать детям, что у магнита есть полюса - северный и южный, рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям.

 

" Темный космос"

Ц: Дать детям возможность узнать, почему в космосе темно.

 

 

"Испарение влаги с листьев растений"

Ц: Дать детям возможность проверить куда исчезает вода с листьев растений

 

 

 

 

 

 

 

 

" Круговорот воды в природе"

Ц: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

 

 

Предложить родителям  рассмотреть вместе с детьми энциклопедии на тему " Космос".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложить родителям помочь детям составить описательный рассказ о домашнем комнатном растении и сделать фотографии.

 

 

 

 

Предложить родителям провести наблюдения за изменениями в природе.

Открытое мероприятие

Проект

" Звуки вокруг нас".

Просмотр презентации

 " Космос".

Чтение худ. лит.

К. Курбатов " Я хочу в космос", Э. Прати " Звезды и планеты",

 Н. Харрис " Земля и космос".

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривание комнатных растений в группе.

Дид.игра " Отгадай, что за растение?".

Рисование растения с натуры.

Просмотр презентации

 " Цветы".

 

 

 

 

 

Просмотр презентации " Что такое весна?".

Рассматривание репродукций картин И. Левитан " Весна. Большая вода".

С.Жуков " Ледоход".

Май

Цветы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насекомые

" Неизвестные семена"

Ц: Дать детям возможность , проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы.

  

" Где цветы?"

Ц:  помочь детям установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.

 

 

" Почему комар пищит, а шмель жужит?"

Ц: Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков

Предложить родителям вместе с детьми подготовить семена и посадить цветы на клумбе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за насекомыми.

 

Презентация

" Цветы".

Чтение худ.лит.

Г-Х. Андерсон

" Дюймовочка",

 А. Платежков

" Неизвестный цветок",

И.Махонина "Деревья, птицы, цветы", А.К. Кюппер " Маленький садовник".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение в природе.

Дид.игра " Кто как двигается".