Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Незабудка"
План работы по самообразованию.
Тема: "Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность".
Воспитатель Тищенко Т.Н.
Детская любознательность,
если её удается сохранить,
дает постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес.
Для себя я выбрала тему по самообразованию "Развитие познавательных процессов старших дошкольников через экспериментальную деятельность". Так как считаю, что основной
целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми факторами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Для себя я поставила следующие задачи:
Образовательные задачи:
1. Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимо-отношениях с другими объектами и средой обитания.
2. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивающие задачи:
1.Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие.
2. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
2.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Перспективное планирование
месяц |
тема |
с детьми |
с родителями |
с педагогами |
развивающая среда |
Сентябрь
|
Овощи, фрукты.
Мебель |
" Живой кусочек". Ц: Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.
"Овощной (фруктовый) салат". Ц: Познакомить детей с процессом приготовления салата. Формировать умение определять на вкус фрукты и овощи.
" Мир пластмасс" Ц:Учить детей узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс ( полиэтилен. пенопласт, оргстекло) сравнить их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.
" Мир металлов" Ц: Научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики ( структуру поверхность, цвет) и свойства ( теплопроводность, металлический блеск).
" Мир дерева" Ц: Научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить с её качествами и свойствами |
Предложить родителям совместно с детьми приготовить любимое блюдо.
Выставка поделок " На нашей грядке выросли загадки".
Предложить родителям изготовить вместе с детьми мебель из бросового и природного материалов.
|
Буклет на тему: " Оснащение детской лаборатории". |
Рассматривание овощей и фруктов. Дид. игры " Чудесный мешочек", " Угадай на вкус". Чтение худ.лит. об овощах и фруктах. ИКТ презентации " Фрукты", " Овощи".
Просмотр презентации "Мебель". Чтение рус.нар. сказки " Пузырь, соломинка и лапоть".
|
Октябрь |
Лес, лиственные деревья
Осень |
" Почему осенью листья желтеют?". Ц: Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды ( осенью холоднее, чем летом).
" В тепле и холоде". Ц: Помочь детям выделить благоприятные условия для роста и развития растений. |
Предложить прогулку в лес, парк. Участие в выставке " Поделки из природного материала". |
Консультация на тему : " Развитие познавательных процессов через эксперимен- тальную деятельность".
|
Наблюдение на прогулке( листопад, разноцветные листья).Дид. игра " С какого дерева листок?". Составление букетов из осенних листьев. Чтение худ.лит. М.Ивенсен " Падают листья".
Пополнение гербария.
|
Ноябрь |
Перелетные птицы
Библиотека
Почта
|
" Почему говорят "как с гуся вода", "Почему у водоплавающих птиц такой клюв?" Ц: Помочь детям установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
" Мир бумаги" Ц: Дать детям сведенья о различных видах бумаги( салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), дать возможность сравнить их качественные характеристики и свойства, понять, что свойства материала обусловливают способ его использования
" Секретные записки" Ц: Уточнить знания детей о результатах труда людей разных профессий, о свойствах бумаги.
|
Предложить родителям понаблюдать за перелетными птицами.
Предложить родителям посетить библиотеку вместе с детьми, записаться и взять книгу для чтения.
Предложить родителям совершить с детьми экскурсию на почту. |
|
Чтение худ.лит. Г.Х. Андерсен " Гадкий утенок". Дид. игра " Где чей клюв?".
Изготовление поделок из бумаги ( оригами). Просмотр презентации " Бумага". Экскурсия в библиотеку. Дид.игра " Кому что надо?".
Чтение худ.лит. С.маршак " Почта", Я.Аким " Неумейка", загадки.
|
Декабрь |
Зима
" Новый год" |
" Нужен ли растениям зимой снег?" Ц: Помочь детям выявить роль снега в жизни растений.
" Строим снежный город" Ц: Учить детей видеть возможности преобразования снега, поощрять стремление к участию в коллективной деятельности.
" Лед и снег - тоже вода" Ц: Помочь детям доказать с помощью опыта, что лед и снег - тоже вода.
" Изготовление цветных льдинок" Ц: Познакомить детей с агрегатным состоянием воды - жидким и твердым, показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.
" Мы - фокусники" Ц: Помочь детям выявить материалы, взаимодействующие с магнитом.
" Теневой театр" Ц: Помочь детям узнать, как образуется тень.
|
Совместные прогулки родителей с детьми. Предложить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в погоде и природе.
Игра - конструирование " Строим вместе из снега".
Предложить родителям посетить новогодние представления.
Предложить родителям вместе с детьми изготовить фигурки для теневого театра. |
Рекомендации на тему: "Экспериментирование на улице зимой " |
Просмотр презентаций " Откуда в снеге грязь?", " Зима". Дид. игра " Бывает - не бывает".
Чтение худ.лит. И.Никитин " Жгуч мороз да трескуч"; рус.нар. сказка " Снегурочка"; И. Белоусов " Первый снежок"
Изготовление с детьми елочных игрушек из разных материалов. |
Январь |
Зимующие птицы
Одежда , ткани.
Животные севера и юга
|
"У кого какие клювы?" Ц: Научить детей устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.
" Ткани от Матроскина" (свойства тканей) Ц: Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала; закреплять представления о том, что одежда из тех или иных тканей может иметь свое назначение.
" Изготовление макетов " Север" и " Юг" Ц: Реализовать представления детей о климатических зонах Земли
|
Предложить родителям понаблюдать за птицами.
Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть одежду, выделить виды тканей.
Сбор материала для изготовления коллажа «Животные Севера и жарких стран». |
|
Просмотр презентации " Зимующие птицы". Наблюдение в природе. Изготовление кормушек.
Чтениехуд.лит. : сказка В. Осеевой " Иголочка". Дид.игры " Угадай профессию", " Чего не стало?" " Когда что одевать?" Просмотр презентаций " Одежда. Детская одежда".
Дид.игра " Кто где живет?". Знакомство с красной книгой |
Февраль |
Транспорт
Улицы поселка
|
" Виды движений" Ц:познакомить детей с видами движения ( прямолинейное, вращательное, по наклонной поверхности), развивать умение определять и называть вид движения по изображению на картинке; ввести понятие " скорость"; расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас.
" Почему лампочка светит?" Ц: Объяснить детям с помощью опыта работы электрической лампочки.
" Солнечные зайчики" Ц: Помочь детям понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и не только при свете, научить пускать солнечных зайчиков ( отражать свет зеркалом).
" Как увидеть и услышать электричество?" Ц: продемонст-вать Детям проявление статического электричества . |
Предложить родителям провести с детьми наблюдение на улицах поселка за разными видами транспорта.
Предложить родителям закрепить названия улиц поселка. |
|
Просмотр презентации " Транспорт". Дид. игра " Кто на чем поедет?", " Светофор". Изготовление поделок из бросового материала ( виды транспорта).
ОБЖ : " Правила поведения на улице и в транспорте", " Правила обращения с электроприборами". Дид. игра " Если ты дома один", " Что можно , что нельзя?".
|
Март |
Стройка
Посуда
|
" Чем можно измерить длину?" Ц: Расширить представление детей о мерах длины, познакомить с измерительными приборами ( линейкой, сантиметровой лентой). с мерами длины, применявшимися в старину.
" В мире стекла" Ц: Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.
" Фарфоровый секрет китайцев" Ц: Познакомить детей с историей создания стекла и фарфора; научить называть свойства стекла и фарфора.
|
Предложить родителям вместе с детьми Посетить музей |
|
Просмотр презентации " Стройка". Чтение худ.лит. С.Михалков " три поросенка", С.Кузьмин " Строим дом", Я. Пишумов " Про то,как строят метро". Дид. игры " Четвертый лишний", " Кем я буду".
Просмотр презентации " Посуда". Чтение худ.лит. К.Чуковский " Федорино горе". Дид. игра " Найди такую же". |
Апрель |
Космос
Комнатные растения
Весна
|
" Компас" Ц: Показать детям, что у магнита есть полюса - северный и южный, рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям.
" Темный космос" Ц: Дать детям возможность узнать, почему в космосе темно.
"Испарение влаги с листьев растений" Ц: Дать детям возможность проверить куда исчезает вода с листьев растений
" Круговорот воды в природе" Ц: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
|
Предложить родителям рассмотреть вместе с детьми энциклопедии на тему " Космос".
Предложить родителям помочь детям составить описательный рассказ о домашнем комнатном растении и сделать фотографии.
Предложить родителям провести наблюдения за изменениями в природе. |
Открытое мероприятие Проект " Звуки вокруг нас". |
Просмотр презентации " Космос". Чтение худ. лит. К. Курбатов " Я хочу в космос", Э. Прати " Звезды и планеты", Н. Харрис " Земля и космос".
Рассматривание комнатных растений в группе. Дид.игра " Отгадай, что за растение?". Рисование растения с натуры. Просмотр презентации " Цветы".
Просмотр презентации " Что такое весна?". Рассматривание репродукций картин И. Левитан " Весна. Большая вода". С.Жуков " Ледоход". |
Май |
Цветы
Насекомые |
" Неизвестные семена" Ц: Дать детям возможность , проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы.
" Где цветы?" Ц: помочь детям установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
" Почему комар пищит, а шмель жужит?" Ц: Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков |
Предложить родителям вместе с детьми подготовить семена и посадить цветы на клумбе
Предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за насекомыми. |
|
Презентация " Цветы". Чтение худ.лит. Г-Х. Андерсон " Дюймовочка", А. Платежков " Неизвестный цветок", И.Махонина "Деревья, птицы, цветы", А.К. Кюппер " Маленький садовник".
Наблюдение в природе. Дид.игра " Кто как двигается". |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.