Тема урока: Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда.
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Техническое оснащение урока: доска, проектор, компьютер.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point
Дидактический материал: рабочий лист ученика, презентация, смайлики (с изображением настроения), видеоролики.
Основные понятия и термины урока: водитель, велосипед, велосипедист, транспортное средство.
Цель: сформировать у учащихся убеждение, что велосипед является транспортным средством, а велосипедисты - водители транспортного средства, поэтому к ним предъявляется такие же требования, как и к водителю. Закрепить знание учащимися правил безопасной езды на велосипеде по проезжей части, расширить представление о велосипеде, а также влияние велосипеда на здоровье человека.
Задачи: Образовательные.
Познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах, используя дополнительные электронные ресурсы.
Предупредить наиболее распространённые ошибки при езде на велосипеде.
Воспитательные.
Привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к правилам дорожного движения.
Развивающие.
Развитие познавательного интереса по средством применения ИКТ, внимания, логического мышления.
Осознание опасности для жизни при несоблюдении правил дорожного движения.
Расширение кругозора обучающихся.
Способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.
Развивать умение применять полученные знания правил безопасного вождения велосипеда на практике.
Формируемые УУД.
Регулятивные: . определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие;
Познавательные: Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей. осознанно находить решение из сложившейся ситуации, строить речевое высказывание в устной форме, выдвижение гипотез и их обоснование, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Личностные: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения. Усвоение правил поведения на дорогах. Уметь работать в команде и индивидуально.
План урока
1.Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели и задач урока
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания
6. Первичное закрепление.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Планируемые результаты:
Познавательные |
Личностные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
|
Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат. |
Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
|
Ход урока
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
УУД |
1. Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности.
|
Настроить учащихся к учебной деятельности. создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
− Здравствуйте ребята, садитесь. Мы снова встретились с вами на уроке ОБЖ, где сегодня вы сами будете открывать новые знания. Слайд 1 «Я слушаю и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Мати Ван Мейтс −Прочтите девиз для сегодняшней работы. О чем говорит наш девиз− Почему так важно открывать новые знания самостоятельно? − Так как вы будете самостоятельно открывать новые знания, то какова моя роль на уроке? |
Приветствуют учителя.
Ответы уч-ся. Он говорит о том, что, чтобы понять, надо не только слушать, но и самостоятельно делать. Вы организуете нашу деятельность и помогаете нам.) |
Личностные: самоорганизация
Регулятивные: способность контролировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
2. Актуализация знаний .
|
|
- О чем говорили на прошлом уроке? Чтобы проверить ваше знание отвечаем на тесты . Слайд3-13
Давайте, вспомним, кто является участником дорожного движения? Будете работать в группах, Выходя из жизненного опыта, ученики 1,2 группы составят в тетрадях памятку для пешеходов, а 3.4 группа - для пассажиров. − Вы, молодцы, и постарались выполнить задание. Хорошо ,у нас остался третий участник дорожного движения. Кто является водителем? Велосипедиста можем читать водителем? На мой взгляд, велосипед является гениальным изобретением человечества. Слайд 14 Слово “велосипед” значит “быстроног” – очень популярное средство передвижения вполне оправдывает себя Максимальная скорость установленная на велосипеде 133 км/час. С горы 223 км/ч. Велосипед - очень популярное ТС во всем мире и у нас в России. Это реальная альтернатива автомобилю, который не нужно заправлять бензином, иметь специальное разрешение, оформлять страховку. Первый серийно выпущенный велосипед появился в 1890 году во Франции. А на сегодняшний день в мире насчитывается свыше 1 миллиарда велосипедов. А первые правила для велосипедистов появились у нас в России в г. Новороссийске. Ну тогда они были больше ограничениями чем правилами. В современных же правилах ДД велосипедист приравнивается к водителю ТС(слайд 15) Почему так важно знать правила для велосипедистов в обеспечении безопасности дорожного движения? Подытоживает ответы учащихся. Подытоживает ответы учащихся. Во-первых, велосипедист не защищен корпусом автомобиля как автомобилисты. Во-вторых, может представлять угрозу пешеходам, особенно детям и пожилым людям. В-третьих, по данным статистики, большинство ДТП происходит по не знанию или грубому нарушению правил ДД. Поэтому безопасность дорожного движения во многом будет зависеть от уровня подготовки водителя (велосипедиста), знания им ПДД, уровня дисциплинированности и опыта вождения транспортным средством.
|
На прошлом уроке мы рассмотрели безопасность на дорогах. Отвечают на поставленные вопросы по слайду . Организует взаимопроверку работ Сравнивают результаты с готовым ответом . Ответы учащихся (пешеход, пассажир, водитель) Работа в группах, потом каждая группа читают свою памятку Третий участник дорожного движения -водитель Отвечают на заданные вопросы, настраиваются на эффективную работу на уроке. Ответы уч-ся |
Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод, формировать способность к рассуждению (построение логической цепи)
Коммуникативные: взаимодействовать с учителем Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание |
3.Постановка цели, задачи урока.
|
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
|
Мы разобрались, что от водителя в большинстве случаев зависит дорожная обстановка. Велосипедист является то же водителем и подчиняется общим требованиям ПДД. Какие правила мы будем изучать
сегодня на нашем уроке? Кто догадался? |
Формулируют тему урока, определив границы знания и незнания. Записывают тему урока. Правила безопасной езды на велосипеде. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.
|
Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4.Первичное усвоение новых знаний.
|
|
Каждая группа получает задание и, проанализировав его, формулируют ответы № 1 Вы катаетесь на велосипеде и увидели друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: “Поезжай скорее сюда, будем кататься вместе!” Каковы ваши действия? № 2. Вы катаетесь на велосипеде. К
вам подходит ваша одноклассница и просит: “Покатай меня, пожалуйста!” Ваши
действия? № 4 В каком возрасте разрешается выезжать на дорогу на велосипедах? Где разрешается кататься велосипедисту, не достигшему нужного возраста? Послушайте задачу: Ване 10 лет 5 месяцев. Через сколько лет он может ездить по проезжей части? (слайд 16-21) А какие еще правила вы знаете и соблюдайте? |
Самостоятельная работа в группах. Участвуют в беседе, высказывают свои предположения, формулируют выводы
Анализируют правильность выполнения задания. |
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Регулятивные: планирование последовательных действий
|
5.Первичная проверка понимания |
|
Ребята! Здесь перепутаны все правила, что нужно делать и что нельзя. Ваша задача разделить эти правила для велосипедистов на 2 группы: нужно и нельзя (задание выполняется в группах) (Слайд 28,29) (Приложение ) Какая информация оказалась для вас новой? Кому было непонятно и возникли вопросы? Физкультминутка. Показываю упражнения с элементами сигналов велосипедиста
Важным условием безопасной езды на велосипеде является его техническое состояние. Мелкие неисправности отвлекают внимание и могут привести к аварии. Перед тем сесть на велосипед проверяем исправность своего железного коня .А как вы проверяете? (Слайд22.) При поворотах водители автомобиля включают п сигналы поворота, А велосипедист как выполняет этот сигнал ? (СЛАЙД 23-25) А также важным условием безопасной езды на велосипеде является защитные средства велосипедиста. - -Какие защитные средства велосипедиста вы знаете? . (слайд 26) -Какие знаки регулирует движение велосипедистов? (слайд 27) -Работа со знаками.
|
Анализируют правильность выполнения задания (ответы учеников) Нужно: Велосипед выбрать по росту. По дороге разрешается ездить с 14 лет, изучив ПДД. Проверить исправность велосипеда. Надеть шлем. Ехать по велосипедной дорожке. Двигаться по правой полосе как можно ближе к краю дороги. Двигаться в направлении движения транспорта. Перед тем как совершить поворот, нужно сделать сигнал рукой и посмотреть, нет ли машин. Соблюдать требования дорожных знаков. Следить за сигналами светофора. Если едет спецмашина, нужно её пропустить. Следить за осанкой
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
|
6. Первичное закрепление |
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. |
1. Работа с сюжетной картинкой - Слайд - 28 Посмотрите внимательно на этот слайд, укажите, какие правила нарушают велосипедисты.
|
Оценивают свои действия и действия партнёров.
|
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
§ 7.1 учебник; составить памятку « Водителям велосипеда запрещается» в любой форме: таблицы, схемы, рисунка.
|
Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
|
8.Рефлексия учебной деятельности.
|
|
− Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке? − Вы достигли цели? − Как вы поясните девиз урока? − Зачем вам нужно знать ПДД? _Как вы считаетео том, о чем вы сегодня узнали ,вы сможете применять в жизни? − Как вы оцениваете свою работу на уроке?
|
Сравнивают цель урока и достигнутые результаты. Делают вывод.
Оценивают свою работу на уроке |
|
Приложение
Ребята! Здесь перепутаны все правила, что нужно делать и что нельзя.
Ваша задача разделить эти правила для велосипедистов. (Кружочком отмечают правильные ответы)
Нужно Нельзя
1 . Ездить близко к движущейся впереди машине.
2. Соблюдать требования дорожных знаков.
3. Ездить вперегонки, цепляться за движущиеся транспортные средства или за другого велосипедиста.
4. Велосипед выбрать по росту.
5. По дороге разрешается ездить с 14 лет, изучив ПДД.
6. Катать ребят на раме или багажнике.
7. Двигаться по правой полосе как можно ближе к краю дороги.
8. Не держаться за руль.
9. Проверить исправность велосипеда.
10. Пересекать дорогу, не слезая с велосипеда.
11. Надеть шлем.
12. Ездить по автомагистрали, если нет 14 лет.
13. Ехать по велосипедной дорожке.
14. Двигаться в направлении движения транспорта.
15. Перед тем как совершить поворот, нужно сделать сигнал рукой и посмотреть, нет ли машин.
16. Следить за сигналами светофора.
17. Если едет спецмашина, нужно её пропустить.
18. Следить за осанкой.
19. Буксировать велосипед, так как он неустойчив.
20. Заезжать на дорогу под знак «Движение на велосипедах запрещено».
21. Ездить по улицам и дорогам, обучая и обучаясь езде на велосипеде.
Задания для выполнении по группам.
1 группа Вы катаетесь на велосипеде и увидели друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: “Поезжай скорее сюда, будем кататься вместе!” Каковы ваши действия? 2 группа Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваша одноклассница и просит: “Покатай меня, пожалуйста!” Каковы ваши действия? 3 группа Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать своё мастерство и поднял руки с руля, убрал ноги с педалей. Чем закончится такая езда? 4 группа В каком возрасте разрешается выезжать на дорогу на велосипедах? Где разрешается кататься велосипедисту, не достигшему нужного возраста? Послушайте задачу: Ване 10 лет 5 месяцев. Через сколько лет он может ездить по проезжей части?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.