ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

  • doc
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

 

________________________________________________

Ф.И.О. педагога

 

________________________________________________

должность

 

                  _

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  ТЕМА: «________________________________________

                                 ________________________________________

                                 ________________________________________»

                                                          название темы

 

 

                                                     __________________

                                                            учебный год

                                                     __________________

                                                        возрастная группа

 

Этап работы над темой:                              _________________

Дата начала работы над темой:                  _________________

Предполагаемая дата окончания работы:  _________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

 

ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;

ü Изучение научно-методической литературы;

ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

ü Обучение на курсах повышения квалификации;

ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

ü Активное участие в работе методического объединения района;

ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.

 

 

Памятка для анализа процесса самообразования:

 

1.     Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

2.     Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

3.     Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

4.     Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)

5.     Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

 

 

 

                                     

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система работы педагогов по самообразованию:

 

       В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта  по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

       В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

       В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

 

Тема: «…»

Цель: «…»

1.      повышение профессионального уровня;

2.      изучение методической литературы по теме самообразования;

3.      внедрение технологии или методики в практику;

4.       разработка конспектов или вариантов планирования;

5.       проведение семинара-практикума;

6.       обобщение и систематизация знания по_______

 

Задачи:

1.      Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)

2.      Разработать перспективный план работы с детьми

3.      Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

4.      Организовать работу кружка, создать учебную программу.

5.      Оформить в группе уголок…..

6.      Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,

7.      Подготовить (принять участие) в семинаре …..

8.      Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

 

Выход темы:

ü  Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)

ü  Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

ü  Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

ü  Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

ü  Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

ü  Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Используемая литература:

Автор, название, год издания, издательство.

 

Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:

 

Для молодых специалистов:

·         Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

·         Формирование основ педагогического мастерства;

·         Развитие умений и конструктивных способностей.

 

 

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

·         Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

·         Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

·         Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

·         Проявление творческого потенциала педагога;

·         Пропаганда своих достижений;

·         Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

 

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Этапы самообразования

  1.  Интерес  (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План  (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка  их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

  1. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ   (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

 

 

Деятельность  воспитателя  в области самообразования может включать в себя:

– систематический просмотр определенных телепередач;

– чтение конкретных педагогических периодических изданий;

– чтение методической, педагогической и предметной литературы;

– обзор в Интернете информации по  исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических 

   технологий;

– посещение семинаров, тренингов, конференций,  занятий  коллег;

– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

– прохождение курсов повышения квалификации;

– проведение открытых мероприятий  для анализа со стороны коллег;

– организация кружковой и свободной   деятельности по  теме;

– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по  теме;

– общение с коллегами  в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.

Индивидуальный план самообразования

 

На ______________________ учебный год

ФИО________________________________________________________________________

Должность ______________________________________________

 

Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задачи________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

Этап работы над темой _______________

Начало работы по теме ______________  предполагаемый срок окончания ___________

Основные вопросы для изучения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Список изучаемой литературы:  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Изучение передового педагогического опыта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Деятельность педагога в области самообразования ___________________________________________   ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практический выход ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

Мероприятия                                                                                         Срок проведения

 _____________________________________________________

_____________________________________________________/________________________
 

Вывод по окончанию работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможные проблемы и пути решения  по организации самообразовательной работы

 

 

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

·      Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

·      Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

·      Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

·      Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения

конкретной выбранной литературы:

·      Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

·      Включите современные взгляды на проблему

·      Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

·      По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

·      Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

·      Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

·      Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

·      Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

·      Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

·      Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

 

 

Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов

 

 

  Самообразование – целенаправленная работа
  педагога по расширению и углублению
  своих знаний, совершенствованию 
  имеющихся и приобретению новых
  профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)

 

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

                                                                                                                   В.А.Сухомлинский

              Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

             Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем МДОУ  реализуются  разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:

·        курсы повышения квалификации,

·        участие в методических объединениях,

·        учеба в институте,

·        конкурсы профессионального мастерства

 

             Однако, наиболее эффективной формой  является  система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

            Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

Основные критерии самообразования педагогов:

 

1.     Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.

2.     Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.

3.     Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ:

·        Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и   формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»; 

·        Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается  план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.

·        Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете,  для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.

4.     Возможность презентовать свои наработки   на институциональном и муниципальном уровнях:  открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи,  игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

·          презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи,  слайды).

5.     Составление общего  плана  работы педагогов по самообразованию   

      на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются   

      проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это   

      помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому

      саду.

 

 

                   Работа в данном направлении даёт  возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

 

   

                                                                                                

 

 

 

Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие  педагогов.

 

             Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:

5 – да;

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет;

1 – нет).

      

Ф.И.О.педагога _________________________________________________

           

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

                       

1.      Я стремлюсь изучить себя.

2.      Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3.      Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4.      Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5.      Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное  

          время.

6.      Я анализирую свои чувства и опыт.

7.      Я много читаю.

8.      Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9.      Я верю в свои возможности.

10.    Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11.    Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.    Я управляю своим профессиональным развитием и получаю  

          положительные результаты.

13.     Я получаю удовольствие от освоения нового.

14.     Возрастающая ответственность не пугает меня.

15.     Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.

                     

 Дата заполнения______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Достижения и трудности в моей педагогической практике». 

Ф.И.О.Педагога _____________________________________________________________

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

 

Очень

сильно

Сильно

 Почти не затрудняюсь

Не испытываю затруднений

Могу поделиться опытом

 

1

2

3

4

       5

 

1.       Планирование воспитательно-образовательной работы: 

 Календарное

 

 

 

 

 

 Перспективное

 

 

 

 

 

2.       Умение поставить цель и задачи воспитательной работы

 

 

 

 

 

3.       Выбор форм воспитательной работы

 

 

 

 

 

4.       Введение инновационных форм воспитательно-образовательной  работы

 

 

 

 

 

5.       Знание детской возрастной психологии

 

 

 

 

 

6.       Организация и проведение  игровой деятельности

 

 

 

 

 

7.       Организация и проведение занятий.

 

 

 

 

 

8.       Индивидуальная работа с  воспитанниками

 

 

 

 

 

9.       Работа с «трудными»  воспитанниками

 

 

 

 

 

10.   Работа с родителями

 

 

 

 

 

11.   Обеспечение разумной дисциплины 

 

 

 

 

 

12.   Эффективное использование пособий и игр

 

 

 

 

 

  1. Изготовление наглядного материала для оснащения групповой комнаты.

 

 

 

 

 

  1. Проведение диагностики.

 

 

 

 

 

  1. Составление анализа работы

 

 

 

 

 

  1. Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

Дата заполнения_______________________________