План подготовки к ОГЭ
по предмету ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для 9 класса
Пояснительная записка.
План подготовки к ОГЭ по обществознанию в 9 классе составлен на основе Методических рекомендаций ФИПИ. Подготовлен на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2022 года по обществознанию, Демонстрационного варианта КИМ ОГЭ по обществознанию 2023 года, Кодификатора элементов содержания и Спецификации КИМ 2023 года.
Подготовка к ОГЭ позволяет школьникам систематизировать, расширять и укреплять знания, научиться выполнять разноуровневые задания базовой и повышенной сложности, способствует выработке и закреплению навыков работы. Повторение реализуется в виде обзора теоретических вопросов по изученным темам, выполнения тестов с получением ответа и рассмотрением заданий по тексту. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения коммуникативных задач, развивающих теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое внимание занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Цели:
Обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по изучаемым темам; приобретение практических навыков выполнения заданий, повышение подготовки школьников к ОГЭ.
Задачи:
- сформировать наличие у участников экзамена коммуникативных умений, необходимых человеку в современном обществе;
- развивать коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
- особое внимание уделять умению аргументировать положение своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы;
- развивать умение анализировать информацию, представленную в разных источниках;
- повысить уровень знаний учеников;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
- эффективная организация работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию;
- психологическая подготовка обучающихся в экзаменам;
- закрепление навыков решения тестовых заданий;
- закрепление навыков самоконтроля;
- своевременное обеспечение обучающихся и родителей информацией о ОГЭ.
Ожидаемые результаты:
- овладение коммуникативными знаниями и умениями необходимыми для итоговой аттестации в форме ОГЭ, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- формирование навыков самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения находить, формулировать и решать проблемы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ по обществознанию.
Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
Задания представляют следующие разделы курса: «Человек и общество» и «Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики и социального управления» (задания 13, 14), «Право» (задания 16–18). На одной и той же позиции (задания 1, 5, 12, 15, 19–24) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.
Максимальный первичный балл за работу – 37.
Общее время выполнения работы – 3 часа (180 минут).
План
подготовки
к итоговой аттестации обучающихся 9 класса
(ОГЭ) по обществознанию (2022-2023 уч.год)
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
|
Организационный блок |
|||
1 |
Ознакомление с особенностями ОГЭ в этом году, кодификатором, спецификацией |
сентябрь |
|
2 |
Работа по изучению индивидуальных особенностей учащихся (с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ОГЭ). |
в течение года |
|
3 |
Проведение индивидуально-групповых занятий по обществознанию |
еженедельно |
|
4 |
Разработка планов подготовки к ОГЭ. |
сентябрь |
|
5 |
Изучение системы работы учителей обществознания по подготовке учащихся к ОГЭ |
декабрь |
|
6 |
Проведение для 9 классов бесед-разъяснений по темам: -бланковая документация ОГЭ, технология заполнения бланков ответов; -знакомство с информацией на сайтах: www.fipi.ru |
в течение года |
|
7 |
Организация проведения персонального контроля учителей обществознания (посещение уроков, кружковых, факультативных, дополнительных занятий) |
январь-февраль |
|
8 |
Организация и проведение мониторинга в форме ОГЭ (контрольные и проверочные работы, пробные экзамены, репетиционные тестирования) |
декабрь-май |
|
9 |
Проведение коррекционной работы с учащимися по результатам проведенных мониторингов для учащихся в форме ОГЭ. |
декабрь-май |
|
10. |
Размещение на информационном стенде расписания сдачи ОГЭ |
март |
|
11. |
Формирование отчётов по результатам ОГЭ. |
в течение учебного года |
|
Работа с учащимися |
|
||
12 |
Информирование по правилам поведения на ОГЭ; Беседа с учащимися: «Успешная сдача ОГЭ» |
ноябрь, май |
|
13 |
Информирование по вопросам : КИМы, официальные сайты ОГЭ |
октябрь-май |
|
14 |
Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ |
в течение уч. года |
|
15 |
Индивидуальное консультирование обучащихся |
в течение уч. года |
|
16 |
Психологическая подготовка к ОГЭ |
в течение уч. года |
|
17 |
Информирование по вопросам подготовки к ОГЭ |
ноябрь, май |
|
18 |
Организация работы с заданиями различной степени сложности |
уроки и доп. занятия еженедельно |
|
Работа с родителями |
|
||
19 |
Поддержание постоянной связи с родителями учащихся 9 классов. Информирование родителей о посещаемости учащимися учебных занятий, о выполнении домашних заданий, о результатах мониторинга ЗУН учащихся |
ноябрь-май |
|
20 |
Родительское собрание «О порядке подготовки и проведения ОГЭ (нормативные документы, КИМы, правила поведения на экзамене и т.д.)» |
январь |
|
21 |
Родительское собрание «Психологические особенности подготовки к ОГЭ». |
март |
|
22 |
Индивидуальные консультации родителей |
в течение года |
|
Методическая работа учителя |
|||
23 |
Изучение мониторинга результатов ОГЭ 2022 года, выявление проблем, планирование работы |
август-сентябрь |
|
24 |
Изучение нормативной базы ОГЭ |
в течение года |
|
25 |
Изучение методической литературы по подготовке к ОГЭ по обществознанию, интернет ресурсов |
в течение года |
|
26 |
Составление календарно-тематического планирования дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ по обществознанию |
сентябрь |
|
27 |
Оформление папки «Подготовка к ОГЭ по обществознанию-2023» |
в течение года |
|
Работа со слабоуспевающими |
|||
28 |
Дополнительные занятия и индивидуальные консультации с обучающимися по подготовке к ОГЭ, по ликвидации пробелов в знаниях. |
в течение года |
|
29 |
Организация систематической индивидуальной работы учителей обществознания со слабоуспевающими учащимися по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ |
ноябрь-май |
|
30 |
Осуществление постоянного контроля посещения слабоуспевающими учащимися занятий в школе (уроков, кружковых, факультативных, дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ) |
ноябрь-май |
|
31 |
Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам подготовки к ОГЭ |
Апрель, май |
|
|
|
|
|
Тематическое планирование.
Код раз- дела |
Код контроли- руемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
Сроки |
1 |
|
Человек и общество |
сентябрь |
1.1 |
Общество как форма жизнедеятельности людей |
||
1.2 |
Взаимодействие общества и природы |
||
1.3 |
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь |
||
1.4 |
Биологическое и социальное в человеке |
||
1.5 |
Личность. Особенности подросткового возраста |
||
1.6 |
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) |
||
1.7 |
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. |
||
1.8 |
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение |
||
2 |
|
Сфера духовной культуры |
Октябрь |
2.1 |
Сфера духовной культуры и ее особенности |
||
2.2 |
Наука в жизни современного общества |
||
2.3 |
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации |
||
2.4 |
Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. |
||
2.5 |
Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность |
||
3 |
|
Экономика |
Ноябрь - Декабрь |
3.1 |
Экономика, ее роль в жизни общества |
||
3.2 |
Товары и услуги, ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. |
||
3.3 |
Экономические системы и собственность. |
||
3.4 |
Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация |
||
3.5 |
Обмен, торговля |
||
3.6 |
Рынок и рыночный механизм |
||
3.7 |
Предпринимательская деятельность
|
||
3.8 |
Деньги |
||
3.9 |
Заработная плата и стимулирование труда |
||
3.10 |
Социальная политика Российского государства |
||
3.11 |
Налоги, уплачиваемые гражданами |
||
3.12 |
Экономические цели и функции государства |
||
4 |
|
Социальная сфера |
Январь - Февраль |
4.1 |
Социальная структура общества |
||
4.2 |
Семья как малая группа. Отношения между поколениями |
||
4.3 |
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте |
||
4.4 |
Социальные ценности и нормы |
||
|
4.5 |
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. |
|
4.6 |
Социальный конфликт и пути его решения |
||
4.7 |
Отношения между нациями |
||
5 |
|
Сфера политики и социального управления |
Март |
5.1 |
Власть. Роль политики в жизни общества |
||
5.2 |
Понятие и признаки государства |
||
5.3 |
Разделение властей |
||
5.4 |
Формы государства |
||
5.5 |
Политический режим. Демократия |
||
5.6 |
Местное самоуправление |
||
5.7 |
Участие граждан в политической жизни |
||
5.8 |
Выборы, референдум |
||
5.9 |
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни |
||
5.10 |
Гражданское общество и правовое государство |
||
6 |
|
Право |
Апрель – Май |
6.1 |
Система российского законодательства |
||
6.2 |
Источники права. Нормативный правовой акт |
||
6.3 |
Понятие правоотношений |
||
6.4 |
Признаки и виды правонарушений. юридической ответственности |
||
6.5 |
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации |
||
6.6 |
Федеративное устройство Российской Федерации |
||
6.7 |
Органы государственной власти Российской Федерации |
||
6.8 |
Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан |
||
6.9 |
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. |
||
6.10 |
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних |
||
6.11 |
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина |
||
6.12 |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
||
6.13 |
Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей |
||
6.14 |
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей |
||
6.15 |
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних |
||
6.16 |
Административные правоотношения, правонарушения и наказания |
||
6.17 |
Уголовное право, основные понятия и принципы. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних |
Перечень требований к результатам освоения образовательной программы ООО, проверяемые заданиями экзаменационной работы:
Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; |
Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; |
Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса; |
Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённых в Конституции РФ; |
Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. |
Шкала перевода первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку:
«2»: 0-13
«3»: 14-23 «4»: 24-31
«5»: 32-37
ФИО обучающихся 9-х классов, которые будут проходить государственную итоговую аттестацию по обществознанию в 2023 году:
График дополнительных занятий с обучающимися.
Предмет
|
День и время проведения |
Ответственный учитель |
Обществознание |
Среда |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.