План психолого-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся по АООП
Оценка 4.8

План психолого-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся по АООП

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
doc
Междисциплинарный 3
14.11.2022
План психолого-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся по АООП
слабослышащие и позднооглохшие.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План психолого-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся по АООП

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Антонова Анна Сергеевна

Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

2022 г.

План коррекционных мероприятий

2.1

2.2

2.3

Слабослышащие и позднооглохшие дети,достигшие к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме и имеющие положительный опыт общения со слышащими сверстниками.Они должныпонимать обращённую к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих.

1 отделение - учащиеся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 отделение - учащиеся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

Слабослышащие и позднооглохшие с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Полноценное слухоречевое развитие,

Преодоление коммуникативных барьеров

Поддержка в овладении АООП

Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия);

Музыкально-ритмические занятия (Фронтальные);

Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи (Фронатльные)

"Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" (индивидуальные занятия), "Музыкально ритмические занятия" (фронтальные занятия), "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия), "Развитие познавательной сферы" (индивидуальные занятия), "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).

Вариант А

Основными образовательными направлениямивспециальной поддержке освоения АООП НОО (вариант 2.1) являются: Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;Коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;Развитие  сознательного  использования  языковых  средств  в  различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;Обеспечение  обучающемуся  успеха  в  различных  видах  деятельности  с  целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Содержание и формы коррекционно-развивающей работы психолога:

- диагностика проблем интеллектуального и психо-эмоционального развития детей;

- коррекция интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление в форме игры,

двигательных упражнений на активизацию мыслительной сферы);

- коррекция эмоционально-волевой сферы (поведение, общение, саморегуляция в форме тренингов, сюжетно-ролевых игр);

- популяризация психологических знаний.

Диагностическая работа, включающая проведение комплексного обследования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, мониторинг динамики их развития, сопровождение и корректировку коррекционных мероприятий.

Диагностическая работа включает:

 психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся;

 мониторинг динамики развития слабослышащих и позднооглохших;

 контроль успешности освоения основной образовательной программы начального общего образования;

 изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;

 комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение;

 анализ успешности коррекционно-развивающей работы и ее изменение в соответствии с потребностями учащихся.

Психолог:

1. Собирает сведения о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2. Изучает истории развития ребѐнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребѐнок (социально 25 неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).

 3. Изучает работы ребѐнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. Непосредственно обследует ребѐнка. Беседует с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявляет и раскрывает причины и характер тех или иных особенностей психического развития детей.

6. Анализирует материалы обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

7. Вырабатывает рекомендации по обучению и воспитанию. Составляет индивидуальные образовательные маршруты медико-психолого-педагогического сопровождения.

Вариант В и С

Организационные формы коррекционно-развивающей работы

I. Коррекционные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и

обучению произношению.

II. Фронтальный урок по развитию слухового восприятия.

III. Общеобразовательные (предметные) уроки.

IV. Музыкально-ритмические занятия.

Коррекционно-развивающая работа включает:

· удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха;

 · коррекционную помощь в овладении базовым содержанием обучения;

· организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с целью развития речевого слуха и обучение произношению;

· развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими 140 людьми;

· системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий;

 · коррекцию и развитие высших психических функций;

· развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

1) выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

2) коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии;

3) оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.

Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области (направления) через:

1) коррекционные курсы, что позволяет обучающимся с нарушением слуха освоить специальные умения и навыки повышения слуховых и коммуникативных возможностей, развить компенсаторные механизмы;

2) обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности;

3) организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической, медицинской) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий;

4) взаимодействие с семьей (законными представителями) обучающихся с нарушением слуха.

Программа коррекционной работы должна содержать:

цель, задачи, программы коррекционных предметов (курсов), систему комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха, планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей области, механизмы реализации программы

Диагностическая работа

Диагностическая работа, включающая проведение комплексного обследования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, мониторинг динамики их развития, сопровождение и корректировку коррекционных мероприятий.

Диагностическая работа включает:

· психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся;

· мониторинг динамики развития слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся;

· контроль успешности освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;

· изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;

· анализ успешности коррекционно-развивающей работы и ее изменение в соответствии с потребностями учащихся.

Диагностическая работа представляет собой собственно процедуру обследования учащегося, которая позволяет учителю-дефектологу выявить на момент обследования степень сформированности или несформированности языковых способностей и слуховых навыков учащегося.

Консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

 Консультативная работа включает:

· выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы со слабослышащими и позднооглохшими, единых для всех участников образовательного процесса;

· консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приѐмов работы со слабослышащими и позднооглохшими учащимися;

· консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка.

Информационно-просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 Информационно-просветительская работа включает:

· различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим нарушения слуха), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных школьников;

· проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей слабослышащих и позднооглохших;

· проведение индивидуальных консультаций специалистами с целью повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка.

Результаты коррекционно-развивающей работы

 Развитие слухового восприятия и обучение произношению:

 1) восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, или слухового аппарата и кохлеарного импланта, или двух имплантов неречевых и речевых звучаний, текстов, диалогической и монологической речи, речевого материала обиходноразговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением учебных

2) слухо-зрительное восприятие информации, говорить внятно, не нарушая звуковой состав слова и основные элементы ритмико-интонационной структуры речи;

3) пользование голосом, речевым дыханием, воспроизведение звуков речи и их сочетаний, распределение дыхательных пауз с выделением синтагмы при чтении, пересказе; изменение силы голоса, необходимого для выделения логического ударения.

4) правильное произношение в словах звуков речи и их сочетаний, дифференцированное произношение звуков в слогах и словах, дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.

Музыкально-ритмические занятия

1) эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку музыкально – пластических и танцевальных композиций, овладение музыкально – пластической импровизацией;

2) эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче достаточно внятной речью (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков;

3) эмоциональное, выразительное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем;

 4) достаточно свободное слухозрительно восприятие отработанного речевого материала, его воспроизведение внятно, выразительно и достаточно естетсвенно, реализуя произносительные возможности;

5) готовность применять приобретенный опыт в музыкально – творческой и речевой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга, в том числе совместно со слышащими сверстниками.

Система оценки достижений результатов коррекционной работы

На каждого обучающегося ведется мониторинг на протяжении всего периода обучения в школе («Слухоречевая карта учащегося»). В «Слухоречевой карте учащегося» представлены обобщенные выводы о состоянии слуха, речевом развитии ребенка с нарушением слуха, раскрываются механизмы патологических проявлений произносительной и лексико-грамматической сторон речи, приводятся примеры ответов учащегося в качестве иллюстраций к выводам, сделанным по результатам обследований учителем-дефектологом. Кроме того, материалы «Слухоречевой карты» используются при составлении характеристик в учебные и медицинские учреждения города.

 Родителям слабослышащего ребенка

  • Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
  • Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
  • Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.
  • Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое ухо, завтра — на правое.
  • Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
  • Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
  • Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
  • Ребенка,с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
  • Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
  • Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.
  • Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

План психолого-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся по

План психолого-педагогического сопровождения слабовидящих обучающихся по

План коррекционных мероприятий 2

План коррекционных мероприятий 2

Развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;Обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью…

Развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;Обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью…

Непосредственно обследует ребѐнка

Непосредственно обследует ребѐнка

Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области (направления) через: 1) коррекционные курсы, что позволяет обучающимся с нарушением слуха освоить специальные умения и навыки повышения слуховых…

Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области (направления) через: 1) коррекционные курсы, что позволяет обучающимся с нарушением слуха освоить специальные умения и навыки повышения слуховых…

Консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития…

Консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития…

Музыкально-ритмические занятия 1) эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку музыкально – пластических и танцевальных композиций, овладение музыкально – пластической импровизацией; 2) эмоциональная, выразительная…

Музыкально-ритмические занятия 1) эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку музыкально – пластических и танцевальных композиций, овладение музыкально – пластической импровизацией; 2) эмоциональная, выразительная…

Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой

Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022