План работы кружка по нетрадиционной технике рисования "Озорные ладошки" для детей 3-4 лет.

  • docx
  • 29.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кружок-2.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

 

 

 

 

 

 

 

 

План

работы кружка

по нетрадиционной технике рисования

«Озорные ладошки»

для детей 3-4 лет

на 2024-2025 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработано:

воспитателем первой

 кв.категории

 

 

 

 

 

Утверждаю:

Педсовет, протокол №1

От 24.09. 2024г.

Заведующий МБДОУ «Детский сад №23»

________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 2024г.

 

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………3

1.1. Направленность работы……………………………………………………...3

1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………...4

1.3.Цели и задачи………………………………………………………………….5

1.4. Принципы и подходы к формированию плана кружковой работы……….5

1.5. Срок реализации плана работы…………………………………………….. 5

1.6. Формы, методы работы, структура и режим организации……………….. 6

1.7. Работа с родителями………………………………………………………… 6

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения результативности…….. 6

1.9. Формы подведения итогов по реализации плана работы………………… 7

1.10. Условия реализации работы кружка. Материально-техническое обеспечение……………………………………………………………………….7

2. Содержание работы кружка………………………………………………..  8

2.1. Календарно-тематическое планирование образовательных мероприятий.8

2.2. Литература……………………………………………………………………14

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

 На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

 Э.Успенский

 

1.Пояснительная записка

Занятия художественным творчеством – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию, положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

 

1.1.Направленность работы

 

Направленность работы кружка по нетрадиционной технике рисования  «Озорные ладошки» по содержанию является  художественно-эстетической; по функциональному предназначению-художественно-прикладной; по форме организации-кружковой; по времени реализации-годичной.

        Работа кружка направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

 

1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Озорные ладошки» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся  под девизом: Я чувствую→  Я представляю→ Я воображаю→ Я творю.

Актуальность программы «Озорные ладошки» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Озорные ладошки».

 

1.3.Цели и задачи

В ходе разработки плана работы кружка была определена цель его работы и задачи.

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.

Задачи:

·        Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

·       Развивать мелкую моторику рук;

·       Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

·       Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

·       Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;

·       Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 

1.4.Принципы и подходы к формированию плана кружковой работы

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – рисование.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

 

1.5. Срок реализации плана работы

Данный план кружка реализуется в течение 2024 - 2025 учебного года.

1. Подготовительный этап (сентябрь)

2. Основой этап (октябрь – апрель)

3. Заключительный (май)

                                           

1.6.Формы, методы работы, структура и режим организации занятий Продолжительность занятий 15-20 минут  4  раза в месяц  по плану 28 занятий в учебном году. Занятия проходят в форме игры и сопровождаются комментариями взрослого.

Участие родителей: обеспечить посещение детей в ДОУ в дни кружковых занятий.

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

Основные методы работы с детьми:

-словесный: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить задачу, раскрыть содержание и структуру действий.

-наглядный: создает зрительное, слуховое, мышечное представление о способах действий.

-практический: закрепляет на практике знания, умения и навыки, способствует созданию представлений о приемах рисования.

-игровой: способствует созданию эмоционального настроя ребенка к деятельности.

 

Структура занятия

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов рисования.

3. Рисование детьми.

4. Физическая пауза.

5. Доработка изделия.

6. Рассматривание готовых работ.

 

1.7. Работа с родителями

 Занятия кружка посещают воспитанники с письменного согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ознакомлены с планом кружка.

Родители по договоренности с педагогом могут посетить занятия кружка.

В конце учебного года родителям будет предоставлен отчет на родительском собрании.

А также:

1.Еженедельные выставки детских работ.

2.Подготовка консультации для родителей «Использование  нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста».

3.Оформление папки - передвижки «Нетрадиционные способы рисования»

 

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения результативности

В результате обучения по данной программе дети:

имеют сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;

ритмично наносят пятна, штрихи;

знают и называют цвета и умеют правильно подбирать их;

передают различие предметов по величине;

знание с нетрадиционной техникой рисования;

проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

1.9. Формы подведения итогов по реализации плана работы

 По итогам реализации плана кружковой работы руководителем кружка оформляется:

1.Мониторинг уровня развития практических навыков у детей.

2.Отчет о реализации плана кружка.

3.Презентация для родителей о работе кружка в дистанционном режиме.

4.Выставки детских работ.

 

1.10.Условия реализации работы кружка

 Материально-технические условия реализации плана кружковой работы соответствуют требованиям:

- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- к материально-техническому обеспечению программы: оборудование, оснащение.

Гуашь разных цветов, клеенка, салфетки влажные, картон разного формата с нанесённым изображением, чистые листы бумаги, баночки с водой, разные кисти, ватные палочки, поролоновые губки, пробки, коктейльные трубочки, одноразовые вилки, штампы.

Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

 - учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

- динамичность работы;

 - учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;

Реализация плана работы кружка осуществляется  в соответствии с ФОП ДО в ходе кружковой работы, в совместной (партнёрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие воспитанников.


2.Содержание работы кружка

2.1.Календарно-тематическое планирование образовательных мероприятий на 2024-2025 уч. год

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь

Мониторинг

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года.

 

Октябрь

«Осеннее дерево»

(рисование пальчиками)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования -пальчиками. Учить наносить точки, пятнышки на бумагу.

Рисунок с изображением осеннего  дерева, гуашь желтого и красного цвета, влажные салфетки.

«Злая тучка»

(рисование пальчиками)

Продолжать знакомить с нетрадиционным  методом рисования(рисования пальцами).

Рисунок с изображением тучки, гуашь синего цвета, влажные салфетки.

«Мухомор»

(рисование пальчиками и  одноразовой вилочкой)

Познакомить детей с техникой рисования одноразовыми вилочками, создавать условия для развития творческих способностей, отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

Рисунок с изображением мухомора,гуашь зеленого и белого цвета, одноразовые вилочки, влажные салфетки.

«Мой любимый дождик» (рисование ватными палочками)

Формировать познавательную активность детей, учить рисовать ватными палочками.

Рисунок с изображением зонтика,гуашь синего цвета, ватные палочки, салфетки.

Ноябрь

«Веселый ежик» (рисование одноразовыми вилочками)

Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом- вилочкой, развивать чувство цвета.

Рисунок с изображением ежика без иголочек,гуашь черного цвета, одноразовые вилочки, салфетки.

«Ветка рябины» (рисование пальчиками)

Учить детей рисовать точки  плотно прижатыми пальчиками. Совершенствовать умение работать аккуратно.

Рисунок с изображением веточки рябины, гуашь красного цвета, влажные салфетки.

«Осенние листья» (отпечаток листьев)

Познакомить с техникой печатания листьями.Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.

Осенние листья(сухие), листы бумаги А5, гуашь красного и желтого цвета, влажные салфетки,

«Компот»

Продолжать учить рисовать поролоновыми палочками, формировать умение правильно держать в руках спонжик. Воспитывать интерес к рисованию.

Вырезанный контур баночки из альбомного листа, гуашь красного цвета, спонжики, салфетки, иллюстрация «Баночки с ягодами».

Декабрь

«Зимние фантазии»(рисование восковой свечой)

Познакомить  с нетрадиционной техникой -рисование восковой свечой; развивать эстетические чувства, чувство композиции; умение замечать красоту природы.

Альбомный лист, белая свеча, акварель, широкая кисть.

«Звездочки на небе» (рисование пальчиками)

Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Лист тонированной бумаги, гуашь.

«Дерево зимой» (рисование пальчиками)

Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать хлопья снега путем нанесения точек пальчиками по всему листу бумаги.

Альбомный лист с изображением дерева, белая гуашь, влажные салфетки.

«Елочка-красавица» (рисование ладошками)

Учить рисовать ладошками. Развивать внимание, мышление, память, речь.

Альбомный лист, гуашь зеленого цвета.

Январь

«Пушистый зайка» (рисование  способом тычком)

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру, как средство выразительности.

Рисунок с изображением зайца, белая гуашь, жесткая кисть.

«Снегопад  за окном» (рисование пальчиками)

Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Лист тонированной бумаги, гуашь белого цвета, влажные салфетки.

«Наряды  для кукол» (рисование пальчиками)

Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол.           

Вырезанные из бумаги платья, гуашь разных цветов.

«Вьюга» (техника по-сырому)

Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета(восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка.

Альбомный лист, баночка с водой, губка, акварель.

Февраль

«Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном)

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Учить рисовать крупно.

Альбомный лист, гуашь коричневого цвета, кисть, салфетка.

«Елочка» (рисование вилкой)

Продолжать знакомить с техникой рисования вилкой. Формировать умение правильно брать гуашь и рисовать на листе (ветки ели).Воспитывать аккуратность.

Альбомный лист с изображением ствола елки, гуашь зеленогоцвета, пластмассовые вилки, салфетки, картинки с изображением елок.

«Снежинки» (рисование манной крупой)

Познакомить детей с нетрадиционной техникой-рисование  крупами; учить создавать изображение с помощью крупы.

Цветной картон, манная крупа, клей ПВА, кисточка для клея, карандаш.

«Кораблик  для папы» (рисование ладошкой)

Продолжать учить рисовать ладошками. Развивать внимание, мышление, память, речь.

Альбомный лист, гуашь, влажные салфетки

Март

«Веточка мимозы» (рисование пальчиками)

Совершенствовать технику рисования пальцами,развивать чувство ритма и цвета.

Альбомный лист с изображением ветки, гуашь желтого цвета, влажные салфетки.

«Букет для мамы» (рисование ладошками)

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

Альбомный лист, гуашь красного цвета, влажные салфетки.

«Веселые осьминожки» (рисование ладошками)

Продолжать учить рисовать ладошками. Развивать воображение.

Альбомный лист, гуашь разных цветов, влажные салфетки.

«В гостях у жирафа» (рисование ватными палочками)

Учить равномерно распределять пятна на предмете краской.

Рисунок с изображением жирафа, гуашь желтого цвета, ватные палочки, салфетки.

Апрель

«Солнышко» (рисование зубной щеткой)

Учить детей приемам нетрадиционной техники рисования(рисовать прямые линии при помощи зубной щетки).

Картинка «Солнышко с лучиками», изображение солнышка без лучиков, краска желтого цвета, зубная щетка, салфетка.

«Космос, звезды» (рисование ватными палочками)

Продолжать учить детей ритмично наносить ватной палочкой равномерные точки на всю поверхность. Вызвать эмоциональный отклик.

Лист бумаги синего цвета, гуашь желтого цвета, ватные палочки, салфетки. Иллюстрация космоса.

«Бусы для куклы» (рисование пальчиками)

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки – рисовать узор(бусинки на нитке)

Альбомный лист с изображением нитки, гуашь (красная, синяя, желтая, зеленая), влажные салфетки.

«Рыбки в аквариуме» (рисование ладошкой)

Упражнять детей в технике работы с гуашью; продолжать учить рисовать нестандартной техникой; развивать эстетическое восприятие.

Демонстрационный материал, нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки.

Май

«Цветочная поляна» (техника рисования монотипия)

Учить рисовать цветочную поляну на полиэтиленовом пакете,затем отпечатывать рисунок на лист бумаги, воспитывать аккуратность в работе.

Полиэтиленовый пакет, гуашь, кисти, лист А5, баночки с водой, влажные салфетки.

 

«Одуванчики» (техника печатания)

Учить рисовать детей одуванчики, используя нетрадиционную технику «печатка»

Картинка с изображением одуванчика, гуашь, кисти, баночка с водой, ячейка от яиц(пластмассовая), салфетка.

 

 

 

2.2. Литература:

1. 1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.

4.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

5.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004

6.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003

7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах дошкольное воспитание

8. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д