Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Школьный театр «Премьера»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР "ПРЕМЬЕРА"
Актуальность данной программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Проект является прикладным решением задач по модернизации образовательной системы в МКОУ Кармаклинской СОШ, направлен на развитие и углубление качества взаимоотношений «ученик – педагог– родитель». Все взаимодействующие лица: дети, родители, педагоги, управленцы образовательной организации, партнеры – становятся ключевыми, полноценными участниками проекта.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Игровая деятельность способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагог взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, учащиеся могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
Театральное искусство (театрализация) способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, целеустремлённость, волю, терпение и другие качества, которые необходимы для успешного взаимодействия с социальной средой; пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать более осмысленно и с удовольствием; активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать, словом всё то, что связано с игрой в театре.
В ходе реализации программы предполагается организация взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений. Произойдёт сближение взрослых и детей. Театральная деятельность даёт возможность родителям активно участвовать в жизни своих детей: помогать с постановкой спектаклей, в том числе в качестве актёров, созданием костюмов и декораций, сопровождение детей на выступлениях. Это позволяет родителям ближе познакомиться с педагогическим процессом, узнать о талантах и интересах своих детей, а также установить контакт с педагогами, учащимися и другими родителями.
В деятельности школьного театра помимо его руководителя предполагается участие других специалистов школы: учителя музыки и ИЗО, учителя технологии, советника по воспитанию, социального педагога. От степени взаимодействия будет зависеть успешность и результативность деятельности школьного театра
Таким образом, театральная деятельность -важный инструмент взаимодействия родителей и педагогов в плане создания личностно-ориентированной среды.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР "ПРЕМЬЕРА"
Целью является приобщение обучающихся к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства. Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей обучающихся.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР "ПРЕМЬЕРА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа рассчитана на разновозрастной коллектив (11-15 лет), составлена на 1 год и реализуется в объёме 1 часа в неделю (34 часа за год).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР "ПРЕМЬЕРА"
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
· театральная игра
· беседа
· иллюстрирование
· изучение основ сценического мастерства
· мастерская образа
· мастерская костюма, декораций
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка спектакля
· индивидуальная работа и работа в малых группах
· актёрский тренинг
· выступление
Содержание курса составлено с учётом участия в кружке обучающихся разного возраста (11-15 лет).
В программу внеурочной деятельности включено инсценирование произведений, изучаемых в программе литературы. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Предусмотрено выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в классных часах, постановка и инсценирование сказок и сценок из жизни школы.
Содержание
Раздел I. «В начале было Слово…».
· Культура и техника речи.
· Слушание, чтение и рассказывание сказок.
· Виды говорения: диалог и монолог.
· Мимика и жесты. Сценки без слов.
· Понятие «общение», говорить и слушать.
· Речевой этикет в различных ситуациях.
· Игры на дыхание и правильную артикуляцию.
· Логика речи. Составление коротких рассказов.
· Стихи. Подбор рифм.
· Сочинение небольших сказок и рассказов.
· Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
· Игры со словами.
· Интонация речи. Выражение основных чувств.
Произведения для занятий:
· Считалки
· Скороговорки о долгоговорки
· Русские народные басни
· Русские народные игры
· Сказки, присказки
· Игры в загадки
· Потешки, дразнилки, небылицы
Раздел II. Сценические действия и театральные игры.
· Групповые сюжетно-ролевые игры.
· Элементы сценического действия.
· Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
· Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
· Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
· Построение диалога с напарником по заданной теме.
· Как заучить роль своего героя.
· Отработка дикции и чёткого произношения слов.
· Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
· Создание образов с помощью выразительных движений.
Раздел III. Основы театральной культуры.
· Что такое театр. Виды театров.
· Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
· Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
· Посещение кукольного театра.
· Театральные профессии. Игра актёров.
· Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
· Театральная афиша, театральная программка.
· Виды театрального искусства.
· Спектакль – результат творческого труда многих людей.
Раздел IV. «Мы –актёры» - постановка спектаклей.
· Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
· Работа над отдельными эпизодами.
· Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
· Выбор и распределение ролей.
· Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
· Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
· Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
· Генеральные репетиции всей пьесы.
· Показ спектакля зрителям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· умение слаженно работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
· приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· создание предпосылок для объективного анализа своей работы и работы товарищей;
· стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании изучения программы обучающимися должны быть достигнуты:
· особенности театра как вида искусства;
· виды театров;
· правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
· театральные профессии;
· теоретические основы актерского мастерства, пластики и сценической речи;
· упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
· упражнения для снятия мышечных зажимов;
· базовые упражнения для проведения актерского тренинга;
· правила проведения рефлексии.
Уметь:
· ориентироваться в сценическом пространстве;
· выполнять простые действия на сцене;
· взаимодействовать на сценической площадке с партнeром;
· произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
· создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ;
· передавать образы с помощью вербальных и невербальных выразительных средств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов
|
Ожидаемый результат
|
I. |
«В начале было Слово…». Культура и техника речи. |
12 |
Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной |
II. |
Сценические действия и театральные игры. |
10 |
Взаимодействие учеников между собой на уровне группы. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.
|
III. |
Основы театральной культуры. |
12 |
Взаимодействие учеников между собой, установление дружеских отношений с родителями и педагогами. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов
|
Основное содержание
|
Основные виды деятельности
|
I. «В начале было Слово…». Культура и техника речи. |
||||
1 |
Слушание, чтение и рассказывание сказок, историй. |
1 |
Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт». |
Решение организаци онных вопросов. |
2 |
Виды говорения: диалог и монолог. |
1 |
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы, Омска, Новосибирска(презентация) |
Просмотр презентаци й |
3 |
Мимика и жесты. Сценки без слов. |
1 |
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. |
Знакомств о с правилами поведения на сцене |
4 |
Понятие «общение», говорить и слушать. |
1 |
Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». |
Распределе ние ролей, игра |
5 |
Речевой этикет в различных ситуациях. |
1 |
Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра- миниатюра с пословицами «Объяснялки» |
Показ презентаци и «Пословиц ы в картинках» |
6 |
Игры на дыхание и правильную артикуляцию. |
1 |
Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на инсценирование понравившихся диалогов. |
Игры на дыхание и правильную артикуляцию Развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.
|
7 |
Логика речи. Составление коротких рассказов. |
1 |
Конструирование предложений и текста |
Составление коротких рассказов. |
8 |
Стихи. Подбор простейших рифм. |
1 |
Развитие речи Стихи. Подбор простейших рифм. |
Подбор рифм |
9 |
Сочинение небольших сказок и рассказов. |
1 |
Работа над созданием текста |
Сочинение |
10 |
Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. |
1 |
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание |
Чтение Проговаривание рифмовок, скороговорок |
11 |
Игры со словами. |
1 |
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание |
Игры со словами |
12 |
Интонация речи. Выражение основных чувств |
1 |
Интонация речи. Выражение основных чувств |
Театральная игра, работа над мимикой и жестами |
II. Сценические действия и театральные игры. |
||||
13 |
Групповые сюжетно-ролевые игры. |
1 |
Участие в сюжетно-ролевых играх |
Говорение, слушание, сюжетно-ролевые игры |
14 |
Элементы сценического действия. |
1 |
Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. |
Театральная игра |
15 |
Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. |
1 |
Упражнения, игры, этюды как сценические действия. |
Действие в условных ситуациях. |
16 |
Упражнения, игры, этюды как сценические действия. |
1 |
Умение ориентироваться и размещаться на сцене. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
17 |
Умение ориентироваться и размещаться на сцене. |
1 |
Умение ориентироваться и размещаться на сцене. |
Игра на сцене |
18 |
Построение диалога с напарником по заданной теме. |
1 |
Построение диалога с напарником по заданной теме. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
19 |
Как заучить роль своего героя. |
1 |
Как заучить роль своего героя. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
20 |
Отработка дикции и чёткого произношения слов. |
1 |
Отработка дикции и чёткого произношения слов. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
21 |
Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. |
1 |
Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
22 |
Создание образов с помощью выразительных движений. |
1 |
Создание образов с помощью выразительных движений. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
III. Основы театральной культуры. |
||||
23 |
Что такое театр. Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. |
1 |
Что такое театр. Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
24 |
Театральные профессии. Игра актёров. |
1 |
Театральные профессии. Игра актёров. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
25 |
Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки |
1 |
Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
26 |
Театральная афиша, театральная программка. |
1 |
Театральная афиша, театральная программка. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
27 |
Виды театрального искусства. |
1 |
Виды театрального искусства. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
28 |
Спектакль – результат творческого труда многих людей. |
1 |
Спектакль – результат творческого труда многих людей. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
29 |
«Мы –актёры» - постановка спектаклей. |
1 |
«Мы –актёры» - постановка спектаклей. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
30 |
Прочтение произведения, определение сюжетной линии. |
1 |
Прочтение произведения, определение сюжетной линии. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
IV. |
Работа над отдельными эпизодами. |
1 |
Работа над отдельными эпизодами. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
31 |
Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. |
1 |
Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
32 |
Генеральные репетиции всей пьесы. |
1 |
Генеральные репетиции всей пьесы. |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
33 |
Постановка спектакля |
1 |
Постановка спектакля |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
34 |
Обсуждение постановки |
1 |
Обсуждение постановки |
Участие в сценических действиях, слушание, говорение |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.