Пояснительная записка.
Вышивание - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далекого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода.
Вышиванием занимались почти всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки - это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома.
Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существуют целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В наши дни этот вид декоративно - прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает все большую популярность. Приобщение подрастающего поколения к вышиванию является значимой частицей трудового обучения и воспитания. Вышивание развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; приносит ни с чем не сравнимую радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого труда.
Образовательная программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Периодичность занятий 3 раза в неделю по 3 часа (одно занятие теоретическое, второе и третье - практическое.). Общее количество часов в год 204 часа.
Цель программы: изучение истории развития вышивки, технологических приемов выполнения различных групп швов, особенности художественного оформления изделий, знание основ композиции и цветоведения.
Задачи программы:
Обучающие - освоить терминологию
- освоить технологию вышивки
- научить использовать инструменты и приспособления
- освоить технологию украшения одежды вышивкой.
Развивающие: - развить специальные и творческие способности
- развить интерес к процессу создания изделий
- развить эстетический вкус
Воспитательные: - способствовать формированию внутренней культуры личности
- содействовать формированию личных качеств: целеустремлённости, стремления к совершенству, творческому росту
Данная Программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение или определение знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения.
В реализации Программы участвуют дети в возрасте от 10 до 14 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий детей установлена – 3часа с перерывами между занятиями. Перерыв между занятиями должен составлять не менее 10-15 минут.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по звеньям, индивидуально: может вести занятия индивидуально с детьми – инвалидами по месту жительства.
Формы занятий:
1. Занятие
2. Урок-экскурсия
3. Урок-игра
4. Защита выставки (работ)
К концу обучения по данной Программе дети должны:
Знать:
- все существующие виды и способы ручной вышивки;
- правила техники безопасности;
- различные виды техники выполнения работ;
- порядок выполнения расположения центра вышивки;
- окончательная отделки и ВТО готового изделия;
- порядок оформление работы в рамку или паспарту.
Уметь:
- самостоятельно осуществлять подбор цвета для изделия;
- выполнять основные виды швов ручной вышивки;
- в совершенстве владеть техникой работы иглами.
Приобрести навыки:
- ручной вышивки;
- работы в фондах музеев, библиотеках с литературными источниками;
- работы со схемами и инструкционными картами.
Для подведения итогов используются следующие формы:
- собеседование;
- участие в конкурсах;
- участие в выставках работ (областные, зональные, районные);
- контрольное выполнение работ;
- защита работ.
Основные разделы программы
1. Украшающие контурные швы
Швы «вперед иголка» и «за иголку». Варианты этих швов - верхошвы,
«строчка», «узелки».
Стебельчатый шов и его варианты: «веревочка», «елочка».
Вышивка монограмм.
Композиция: главное и соподчиненное.
Цветоведение. Теплые и холодные тона. Цветовые пороги.
Шов «набор». Применение простейших швов в народной вышивке
(роспись).
2. Тамбурные швы.
Узкий, широкий тамбурный шов.
Вариативность в тамбурном шитье: петля, полупетля, прямая и ломаная
елочка.
Понятие об орнаменте. Виды орнаментов. Использование тамбурных швов в вышивке растительных орнаментов.
3. Обшивочные швы.
Простой и двусторонний обшивочный швы.
Обшивочные швы с перевивом, уголками и треугольниками.
Использование обшивочных швов в швейном производстве и вышивке.
4. Украшающие швы.
Ячейковый шов. Вышивка «козликом». Вариативность шва : «козлик» с перевивом, перевитой, шов «восьмерка», бархатный шов. Национальные особенности вышивки народов Севера.
5. Соединительные швы.
Соединительно-воздушный и маскировочный швы.
Соединение деталей одежды обшивочными и украшающими швами.
6. Мережки.
Выдергивание нитей для мережки. Мережечный шов. Разновидности
мережки.
Обработка края салфетки, заделка уголков.
Мережка «столбик», «в раскол», «перевитый снопик».
Группирование нитей украшающими швами.
7. Счетные швы.
Вышивка по канве и по счету нитей.
Шов «роспись». Крест простой и сложный (болгарский).
Счетная гладь. Гобеленовый шов (полукрест).
Счетные швы в тамбовской вышивке. Тамбовский крест.
8. Декоративные швы.
Шов «узелки», «навивы», «петельки».
Сочетание декоративных швов с тамбурным и стебельчатым швами.
Вышивка на трикотаже.
Композиционная целостность. Виды композиций.
9. Гладьевые швы.
Многообразие гладьевой вышивки.
Классификация приемов вышивки гладью: гладь односторонняя и
двусторонняя, «легкая» и с настилом, прорезная, фестончатая и
художественная гладь.
Косая арабская и белая английская гладь.
Своеобразие приемов выполнения у славянских народов.
Киевская и владимирская гладь.
10. Вышивка бисером.
Закрепление нитки, работа в одну нить, закрепление узелка. Техника низания.
Обучаясь этому мастерству воспитанницы, приобретают необходимые умения и навыки:
- увеличить или уменьшить рисунок, перевести рисунок на ткань;
- заправлять ткань в пяльцы;
- технологически грамотно выполнять ручные швы;
- выполнить заключительную обработку вышитого изделия;
- правильно подобрать цветовое решение;
- эстетично украсить изделие вышивкой;
- проанализировать
композицию и технологические приемы
выполнения;
- пользоваться схемами и справочной литературой.
Процесс реализации программы проходит три основных этапа.
На первом, репродуктивном этапе обучение девочки получают необходимые знания, умения и навыки по технологии вышивания.
На втором, поисково-исполнительном этапе учатся вносить элементы новизны создают собственные разработки с помощью компьютерных технологий (программа «Вышивка крестом»).
На третьем, творческом этапе – создают собственные изделия.
В ходе реализации программы особое внимание уделяется разнообразным формам организации воспитательных мероприятий, развивающих художественно-эстетический вкус девочек.
Развитие чувства коллективизма, взаимопомощи способствуют следующие формы организации досуга: «Осенний бал», «Праздник матери», «Рождественские посиделки», «Крещенский вечерок», «Праздники хорошего настроения», «Руками наших бабушек», «Кафе именинников» и т.д.
В процессе подготовки и проведении общих дел, укрепляется связь – педагог-ребёнок-семья, развиваются коммуникативные качества воспитанников.
Для реализации программы необходимо:
Методическое обеспечение Программы.
-Технологические карты
-Эскизы
-Схема образования промежуточных цветов
-Схема спектрального круга (8 секторов, 12 секторов)
-Схемы выполнения ручных швов, (шов вперёд иголку, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный шов, петельный шов, шов «козлик», счётный шов «набор», счётная гладь, шов - полукрест, простой крест, болгарский крест, тамбовский крест, двойной крест, гобеленное шитьё роспись).
-Схемы вышивки по канве.
Материально-техническое обеспечение Программы.
-помещение для мастерской;
-швейная машина в соответствии с учебной программой;
-инструменты и приспособления, облегчающие труд и увеличивающие производительность труда (линейки, угольники, циркуль, карандаши, портновский мел, иглы для вышивания, пяльцы, копировальная бумага, булавки, нитки Х\Б , нитки мулине ,канва, ножницы, напёрстки, сантиметровая лента, электроутюг – вес утюга 1-2кг., гладильная доска, подставки для утюгов, пульверизатор, не большие отрезки тканей, зеркало).
-коробки для хранения инструментов и приспособлений;
-столы, стулья, столы для работы, шкафы для хранения инструментов и принадлежностей.
Методическое и дидактическое обеспечение Программы.
- декоративно-прикладное творчество;
-методические разработки занятий;
- сценарии мероприятий
-наглядно- иллюстративный материал (плакаты, таблицы, рисунки)
- подборка информационной справочной литературы;
- специальная литература.
1 полугодие
Цели: создание условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка и выявление его способностей.
Задачи:
- ознакомить детей с инструментами и материалами для ручной вышивки;
- научит выполнять основные виды швов;
- развить воображение;
- развить интерес к выбранному делу;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к рукоделию.
После первого года обучения воспитанницы должны
· знать:
- историю возникновения народных ремёсел;
- правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены;
- символику обрядовой вышивки по канве;
- краткие сведения по материаловедению;
- основы цветоведения.
· владеть основными приёмами и навыками:
- техники вышивания по канве;
- ВТО швейного изделия;
· уметь выполнять:
- шов вперёд иголку, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный шов, петельный шов, шов «козлик»,
- Такие виды итоговой работы, как: вышитый рушник
2 -е полугодие
Цель: изучить основные швы ручной вышивки.
Задачи:
- ознакомить детей с различными швами ручной вышивки;
- развить самостоятельность в работе;
- выявит возможности детей к творческой работе;
- воспитать чувство взаимопомощи и уважения друг к другу.
Предполагаемые результаты.
· знать:
- историю возникновения и развития женских ремёсел;
- правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены;
- виды орнамента.
· владеть умениями и навыками:
- вышивки по канве;
- создания цветовой композиции.
- умениями и навыками работы в фондах музеев, библиотеках, с литературными источниками;
· уметь:
- копировать образцы вышивки с учётом требований качеств выполняемой работы;
- самостоятельно:
- осуществлять подбор цвета для изделия;
- моделировать и проектировать эскиз работы сувенирного панно для присвоения звания «Белошвейка»;
- выполнять работу по эскизу, учитывая традиции вышивки по канве
· выполнять:
- шов – полукрест, простой крест, болгарский крест, тамбовский крест, двойной крест, гобеленное шитьё, роспись.
- такие виды итоговой работы, как сувенирного панно.
|
№п\п |
|
Наименование темы |
Теория |
Практика |
Итого |
|
|
1. |
Введение в программу
|
1.1Введение |
2 |
|
2 |
|
|
1.2Инструменты, материалы и приспособления. Рабочее место |
2 |
|
2 |
|||
|
1.3Подготовка ткани к работе. Разметка размера рисунка. |
2 |
6 |
8 |
|||
|
1.4Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. |
1 |
3 |
4 |
|||
|
1.5Увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. |
1 |
3 |
4 |
|||
|
1.6Понятие о цвете: тёплые и холодные тона. |
2 |
4 |
6 |
|||
|
1.7Шов «вперед иголка». |
1 |
7 |
8 |
|||
|
1.8Шов «за иголку». |
1 |
7 |
8 |
|||
|
1.9Выставка, мероприятие. |
2 |
4 |
6 |
|||
|
1.10Закрепление пройденного материала. |
2 |
4 |
6 |
|||
|
|
|
Итого: |
16 |
38 |
54 |
|
|
2. |
Стебельчатый шов |
2.1Стебельчатый шов. |
1 |
5 |
6 |
|
|
2.2Вышивка монограммы. |
1 |
7 |
8 |
|||
|
2.3Композиция: главное и соподчинённое. |
1 |
7 |
8 |
|||
|
2.4Встреча с рукодельницами села. |
|
2 |
2 |
|||
|
2.5Вышивка миниатюры. |
4 |
10 |
14 |
|||
|
2.6Выставка, мероприятие. |
2 |
4 |
6 |
|||
|
|
|
Итого: |
9 |
35 |
44 |
|
|
3. |
Шов «набор» |
3.1Шов «набор». |
1 |
7 |
8 |
|
|
3.2Символика в народной вышивки. |
2 |
7 |
9 |
|||
|
3.3Выставка, мероприятие. |
2 |
4 |
6 |
|||
|
3.4Объединение элементов орнамента |
2 |
9 |
11 |
|||
|
3.5Вышивка салфетки швом «набор» |
|
10 |
10 |
|||
|
3.6Выставка, мероприятие. |
2 |
4 |
6 |
|||
|
|
|
Итого: |
9 |
41 |
50 |
|
|
4. |
Тамбурные швы |
4.1Тамбурные швы. Вариативность в тамбурном шве. |
2 |
8 |
10 |
|
|
4.2Использование швов вышивки растительных орнаментов. |
1 |
8 |
9 |
|||
|
4.4Вышивка миниатюры. |
|
10 |
10 |
|||
|
4.4Изготовление панно с применением изученного материала. |
|
10 |
10 |
|||
|
4.5Выставка, мероприятие. |
2 |
4 |
6 |
|||
|
|
|
Итого: |
5 |
40 |
45 |
|
|
5. |
Обшивочные швы |
5.1Обшивочные швы. Многообразие обшивочных швов. |
2 |
7 |
9 |
|
|
5.2Обработка салфетки обшивочным швом. |
|
8 |
8 |
|||
|
5.3Выставка, мероприятие. |
2 |
4 |
6 |
|||
|
6 |
Украшающий шов |
6.1Шов «козлик» и его разновидности. |
2 |
6 |
8 |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
Итого за год обучения |
|
|
204ч |
|||
Литература.
Глинская Е.Б. Азбука вышивания. Ташкент, изд-во «Мехнат»,
2014г.
Еременко Т.И. Иголка-волшебница. М., «Просвещение», 2017г. Еременко Т.И. Вышивка крестом. М., ТОО «Мария Л», 2002г.
Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. Минск, «Полымя»,
2022г.
Моисеенко Ю. Е., Бичукова Е. В., Бичукова Т. В.
Юной вышивальщице. Минск, «Народная асвета», 2013г.
Сычева Л.В. Вышивка. Горно-Алтайск, МП «Альтернатива»,
2011г.
Дамское рукоделие. Книга о вышивке. Н.-Новгород, ТОО «ПК
Инжиниринг, Лтд», 2003г.
Курс женских рукоделий. Репринтное издание, С.-Петербург,
«Слово», 2002г./ М., А/О «Толика» («Российский писатель»), 2002г.
Рукоделие. Популярная энциклопедия./ Под ред. И.А. Андреевой.
М., Науч. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002г.
Учите детей вышивать. Учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2013. – 192 с., 16с. ил.: ил.
Тамбовская вышивка: Государственное издательство местной промышленности и художественных промыслов РСФСР. 1963
Журнал Сделай сам: Москва. Издательство «Знание» 2011
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.