ПЛАН
РАБОТЫ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2019 -2020 УЧ.ГОД
Составитель программы
учитель Т.В. Коновалова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
· «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
· Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
· Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
· Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Программа по курсу «Занимательная математика» позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Программа направлена на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
- дифференцированное обучение;
- владение методами контроля.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самая элементарная головоломка.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Задачи:
- формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
- расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
- развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
- развитие логического мышления и пространственных представлений;
- формирование начальных элементов конструкторского мышления;
- воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
- формирование усидчивости и терпения;
- создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
- формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
- выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.
На изучение курса «Занимательная математика» в 3 классе 1 ч в неделю, 34 учебные недели).
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
- актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;
- научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения;
- системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
- практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других математических играх и конкурсах;
- мотивация: развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике;
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
Знать:
- свойства арифметических действий;
- разрядный состав многозначных чисел в пределах тысячи;
- названия геометрических фигур: призма, шар, конус, пирамида, цилиндр;
- способы решения головоломок, шарад, ребусов;
- биографии математиков древности: Архимеда и Пифагора.
Уметь:
- устно выполнять вычислительные приемы;
- использовать знания для решения заданий;
- узнавать и изображать геометрические фигуры;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
- осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
- принимать участие в школьных, районных, областных и международных олимпиадах и конкурсах, НОУ.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? |
1 |
|
2 |
Математические загадки. |
1 |
|
3 |
"Магические" квадраты |
1 |
|
4 |
Математические фокусы. |
1 |
|
5 |
Задачи о сказочных героях |
1 |
|
6 |
Головоломки со спичками. |
1 |
|
7 |
Геометрия вокруг нас. |
1 |
|
8 |
Игра «Думай, считай, отгадывай». |
1 |
|
9 |
Задачи на переливание. |
1 |
|
10 |
Математические кроссворды. |
1 |
|
11 |
Игра «Считай — не зевай!» |
1 |
|
12 |
Задачи на сообразительность. |
1 |
|
13 |
Задачи в стихах. |
1 |
|
14 |
Ребусы. |
1 |
|
15 |
Матрицы Равенна |
1 |
|
16 |
Час веселой математики. |
1 |
|
17 |
Откуда пришли деньги? |
1 |
|
18 |
Римские цифры. Как с ними дружить? |
1 |
|
19 |
Разбудильник |
1 |
|
20 |
Математический лабиринт |
1 |
|
21 |
Решение задач арифметическим и алгебраическим способом |
1 |
|
22 |
Мир занимательных задач |
1 |
|
23 |
Игра «В царстве смекалки» |
1 |
|
24 |
Танграм |
1 |
|
25 |
Игры-головоломки. |
1 |
|
26 |
Математическая радуга |
1 |
|
27 |
Своя игра |
1 |
|
28 |
Игра «Клуб Веселых Математиков» |
1 |
|
29 |
Игра-путешествие «Заниматика» |
1 |
|
30 |
Числовые закономерности. |
1 |
|
31 |
"Считай и раскрашивай" |
1 |
|
32 |
Контрольный тест. |
1 |
|
33 |
Олимпиада. Повторение изученного в третьем классе. |
1 |
|
34 |
Проектная деятельность.НОУ. |
1 |
|
Итого: 34 часа
Список литературы
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Волина В.В. Занимательная математика для детей. – М: Знание, 1993.
3. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса четырёхлетней начальной школы. - М: Просвещение, 1987.
4. Игнатьев В.А. Сборник арифметических задач повышенной трудности. - М: Просвещение, 1968.
5. Лысова О.В. Сказочные задачи: 1 класс.//Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып.20. – М: Чистые пруды, 2008.
6. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. – М: Илекса, 2002.
7. Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М.: Просвещение. 1995 .
8. Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2002.
9. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей.- М: Просвещение, 1975.
10. Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998.
Интернет ресурсы:
- http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе
- http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
- http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
- http://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
- http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
- http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал
Портал Внеурока.ru ( http://vneuroka.ru)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.