План работы по профессиональной ориентации школьников

  • docx
  • 31.08.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план работы по профор.docx

https://mbou-senisejskaya.nubex.ru/11118/

План профориентационной работы 2020-2021

ПЛАН

профориентационной работы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С.Белинского»

 на 2020-2021 учебный год

Работа по профориентации в школе проводится на основании Положения о профориентационной работе по следующим направлениям:

 

– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.

– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

– Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

– Социально-профессиональная адаптация.

– Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

 

Цель профориентационной работы:

Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

 

Задачи:

·                    получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;

·                    оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

·                    обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;

·                    дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (учащихся, стоящих на различных видах учета и др);

·                    распространение опыта профориентационной работы через СМИ, сайт школы и др.

 

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, педагогом-организатором, педагогом-психологом, социальным педагогом, классными руководителями, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

·         сформировать положительное отношение к труду;

·         научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

·         научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

·         научить анализировать свои  возможности  и  способности, (сформировать  потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Используются такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе

I ступень общего среднего образования

Начальная школа (1-4 классы).

С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

II ступень общего среднего образования

Основная школа (5-7 классы).

Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Основная школа (8-9 классы).

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

III ступень общего среднего образования

Старшие классы (10-11 классы).

Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию индивидуальных учебных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

Формы взаимодействия с обучающимися школы с целью профориентации:

· анкетирование и тестирование старшеклассников;

· консультации для школьников и их родителей;

· профориентационные опросники;

· профориентационные игры.

 

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

· экскурсии на предприятия и в организации;

· встречи с представителями организаций и учреждений района;

· участие в муниципальной Ярмарке профессий;

· профильная подготовка на базе ДЮЦ;

· взаимосвязь с центром занятости

· встречи с представителями учреждений профессионального образования Красноярского края;

· содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;

· участие в школьных и муниципальных мероприятиях профориентационной направленности;

· расположение информационных материалов по профориентации на  школьном стенде и сайте.

№ п/п

Мероприятия

Срок

выполнения

Ответственные исполнители

1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1

Изучение нормативно-правовых документов.  Разработка плана профориентационной работы в школе на текущий учебный год.

Август-сентябрь

Заместитель директора по ВР С.Н.Блинова, педагог-организатор Н.Г.Кувакова, педагог-психолог, социальный педагог Л.З.Мустафина, классные руководители

2. Информационно-методическое и кадровое обеспечение

2.1

Изучение методических рекомендаций по организации профориентационной работы.

Сентябрь

Администрация школы, классные руководители

2.2

Работа по предпрофильной  и профильной подготовке обучающихся. 

В течение года

Администрация школы, классные руководители, библиотекарь, социальный педагог, психолог, учителя-предметники

2.3

Определение перечня курсов по выбору для предпрофильной работы с обучающимися 9 класса и профильной работы с обучающимися 10-11 классов

До 07.09

Классные руководители, заместитель директора по ВР Е.Н.Стукалова

2.4

Расстановка кадров для ведения курсов предпрофильной, профильной  подготовки и внеурочной деятельности

 

До 07.09

Администрация школы

3. Обеспечение условий для формирования социально-экономического профориентационного пространства школы

3.3

Проведение профориентационных игр среди обучающихся старших классов

В течение года

Классные руководители, педагог-организатор

3.4

Проведение игры «жизнедеятельности»: «День самоуправления в школе»

Октябрь

Зам.директора по ВР С.Н.Блинова, Совет РДШ

3.6

Тематические классные часы профориентационной направленности.

По плану кл.рук.

Классные руководители

3.7

Участие в Дне местного самоуправления

Апрель

Администрация школы

3.8

Участие в  муниципальной Ярмарке профессий

 

Администрация школы совместно с центром занятости

3.9

Участие в профориентационном фестивале «Время выбора»

Сентябрь

ДЮЦ, Н.Г.Кувакова

3.10

Проведение обзорных и тематических профориентационных экскурсий с целью ознакомления работы предприятий, условий труда, технологическим процессом

В течение года

Классные руководители

3.11

Участие во Всероссийском профориентационном уроке «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!»

В течение года

Н.Г.Кувакова, классные руководители

3.12

Единый день профориентации

Март

Н.Г.Кувакова, классные руководители

3.13

Профориентационные онлайн-мероприятия, организованные Министерством просвещения РФ совместно с порталом «ПроеКТОриЯ»

В течение года

Н.Г.Кувакова, классные руководители

3.14

Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул

Март-июнь

Соц.педагог Л.З.Мустафина

3.15

Использование в профориентационной  работе Internet-ресурсов

Постоянно

Педагог-организатор Н.Г.Кувакова

3.16

Оформление и ведение информационного стенда по профессиональной ориентации

Постоянно

Педагог-организатор Н.Г.Кувакова

3.17

Размещение информации по профориентационной работе на школьном сайте

Постоянно

Педагог-организатор Н.Г.Кувакова, учитель информатики А.Н.Куваков

3.18

Информирование обучающихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования.

Постоянно

Администрация школы, классные руководители, библиотекарь

3.19

Информирование обучающихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда.

Постоянно

Педагог-организатор Н.Г.Кувакова

Классные руководители

4. Работа с родителями

4.1

Родительские собрания в классах по вопросам профориентации.

февраль

Администрация школы, классные руководители

 

4.2

Родительские собрания в 9 и 11 классах по подготовке к ГИА и ЕГЭ, выбору профилей и составлению ИУП в 9-х.

декабрь

Администрация школы, классные руководители

5. Работа психолого-педагогической службы сопровождения

5.1

7-е - 11-е классы

·                     Анкета. САН

·                     Модифицированный тест «Градусник» (разработан в Первом московском медицинском институте им. И.М.Сеченова)

·                     Мотивация успеха, боязнь неудачи. (А.А.Реан)

·                     Потребность в достижении. (А.А.Реан)

· Карта интересов (А.Е.Голомшток в модификации Е.Резапкиной)

·                     Методика экспресс- диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (Е.П.Ильин)

·                     Дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климов)

·                     Опросник Айзека

·                     Анкета АО жизненному и профессиональному сомоопределению (П.С.Лернер,  Н.Ф.Родичев)

·                     Карта интересов (А.Е.Голомшток в модификации Е.Резапкиной)

·                     «Опросник готовности к выбору профессии» (В.Б.Успенский)

·                      «Ориентация»  (И.Л.Соломин)

·                     Опросник Голланда

·                     «Опросник готовности к выбору профессии» (В.Б.Успенский)

В течение года

Психолог

 

 

 

 

 

 

·         Советы школьникам.pdf (92 КБ)

·         Рекомендации для родителей по выбору профессии.pdf (553 КБ)

·         Рекомендации родителям (пособие).pdf (655 КБ)

·         Рейтинг профессий на будущее.pdf (566 КБ)

·         Типы профессий.pdf (413 КБ)

·         Медицинские показания и Противопоказания при выборе профессии.pdf (57 КБ)

·         Правила выбора профессии.pdf (59 КБ)

·         Профессионализм.pdf (69 КБ)

·         Тест _Определение основных мотивов выбора профессии_.pdf (70 КБ)

·         Сотояние рынка труда Красноярский кр.pdf (62 КБ)

·         Учебные заведения Красноярского края.pdf (68 КБ)

·         Рейтинг профессий.jpg (598 КБ)

·         Рейтинг профессий Красноярский край.pdf (295 КБ)

·         Интернет- ресурсы.pdf (70 КБ)

·         рейтинг востребованных професиий на 01.09.2020.pdf (392 КБ)

·         Техникумы и колледжи Красноярского края.docx (19 КБ)

·         ВУЗы Красноярья.docx (134 КБ)

ТЕСТЫ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Матрица выбора профессии
(методика Г. Резапкиной)

Тест «Одно из двух». Выбираем профессию.

Тест на профориентацию: Кем работать?

Методика «Карта интересов»

К чему лежит ваша душа?

Какая профессия мне подходит?

Тест «Темперамент и профессия»

Тест «Определение типа будущей профессии»

Супергеройская профессия будущего

Викторина «История профессий»

Викторина «Интересные факты о профессиях»

Тест «История программирования и компьютерной техники»

 


 

Скачано с www.znanio.ru