План работы по самообразованию на 2019-2021 годы Тема самообразования: «Особенности духовно – нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

  • docx
  • 16.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала самообразование 1.docx

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

          «Мало – Шелемишевская  средняя общеобразовательная школа»

     Скопинского муниципального района Рязанской  области

               «Шелемишевская  основная общеобразовательная школа»

              имени Героя Советского Союза Н. М. Красикова

 

 

 

 

 

 

               План работы

        по самообразованию

           на 2019-2021 годы

 

 

             Тема самообразования:

 

«Особенности  духовно – нравственного воспитания младших

школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

                                                                                               А. П. Миранова

Обоснованность выбора темы самообразования

 

С  приходом  детей  в  школу  круг  их  общения  и  обязанностей  меняется и расширяется.  Главным  для  детей  становится  учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники  должны  научиться  строить  нравственные  отношения  с  товарищами  по  классу и с учителем.  

Цель: повышение уровня воспитанности детей.

Задачи:

·раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;

·изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;

·применять полученные знания на практике.

 

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы.

Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детяхОтмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств добротаглавный показатель развитости человеческого в человеке..

Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Я считаю, что нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. 

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимо­действия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребенок впервые реализует обще­ственно значимую и социально оцениваемую учебную деятель­ность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со свер­стниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система обра­зования. Поэтому сегодня учителю начальных классов необходимо знать, какие требования к образованию и воспитанию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы к работе.

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно ста­ло «роскошью». Дворы и уличные коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказы­ваются недоступны для младших школьников. Это обстоятель­ство значительно затрудняет усвоение детьми системы мораль­ных норм и нравственных принципов, препятствует форми­рованию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лише­ны возможности приобрести опыт лидерства и работы в ко­манде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социаль­ное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми и подростками.

Поэтому, целью моей педагогической деятельности стала проблема нравственного воспитания младших школьников.

 

                                         

  Этапы работы над темой самообразования 

1 этап – установочный- 2018год.

- создание определенного настроя на самостоятельную работу;

- выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год;

-формулирование личной индивидуальной темы, согласно проблемам классного коллектива, осмысление последовательности своих действий. 

2 этап – обучающий- 2018-2019год

 - знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива. 

3 этап – практический- 2019-2020 год

- накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. (Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.) 

4 этап – теоретическое осмысление- 2021год

- анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

( отчет о ходе самообразования на заседаниях МО,  открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования). 

5 этап – итогово-контрольный

- итоги самостоятельной работы, обобщение наблюдений, оформление результатов. ( описание проведенной с классным коллективом работы, установленных фактов, достижений классного коллектива, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые формы и методы работы при изучении темы

Сформировать интерес к учебным предметам  помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе,  позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и   развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что нравственное воспитание является основой всех основ.

В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачены 2 класса, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также,  использую формы  организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы ( выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

В таблице представлена классификация форм и педагогических средств нравственного воспитания  учащихся, которые используются в системе внеурочной деятельности:

 

Система

Форма

 

Педагогические средства

      В

      Н

      Е

      У

      Р

      О

      Ч

      Н

      А

      Я     Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

             Ь

1.      Художественно-творчес­кие проекты.

2.      Викторина.

3.      Экскурсия.

4.      Мероприятие.

5.      Праздник класса.

6.      Конкурс и выставка работ.

 

Применение вариативных форм занятий (пригла­шение специалиста и т. п.).

Организация совместной деятельности по художественной подго­товке мероприятий.

Использование приемов и форм занятий, способствующих вы­страиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.

Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности.

Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на олимпиадах, выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.

 

1.      Кружок.

2.      Дискуссии.

3.      Школьный праздник.

 

 

 

Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности.

Педагогические средства содействия социализации учащихся (вов­лечение в общественно-полезную деятельность).

       М

       О

       Н

       И

       Т

       О

       Р

       И

       Н

       Г

1.      Анкетирование.

2.      Опрос.

3.      Беседа.

4.      Наблюдение.

5.      Тестирование.

 

Социологические измерения и диагностика запросов и притяза­ний учащихся с целью наполнения их досуга.

Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики.

 
Основные коллективные формы и методы  нравственного  просвещения  и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме.
·          Классный  час.  Это   наиболее   распространённая   форма организации воспитательной работы.    При  проведении классных часов преобладает форма  свободного  общения  учащихся  с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное  мероприятие.  К нему надо хорошо готовиться,  чтобы  он  запоминался  школьниками,  оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
    Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся,  уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни  и  деятельности  ученического коллектива.  В  2-4  классах  обычно  проводятся  беседы  о  товариществе, дружбе, справедливости, доброте и  отзывчивости, непримиримости к равнодушию,  скромности, культуре  общения  и  др.  
 Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др.
·     Беседы. В воспитательной деятельности  большое место занимают  этические  беседы.  Они  имеют  целью  обогатить  моральными представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и действиями,   ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению других людей.
    Наряду с систематическими беседами проводятся и  эпизодические  беседы, связанные  с  обсуждением  поступков  учащихся.   Такой   разговор   следует проводить сразу после совершения поступка.
    В моей деятельности основное  место  занимает разъяснение  «Правил  для  учащихся»   как   главных   критериев   поведения школьников.  Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о  дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том,  что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
   Беседы провожу  с классом или индивидуально с  учеником,  совершившим недостойный  поступок,   не  увлекаюсь  коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В  ряде  случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При  этом важно создать атмосферу доброжелательности  и  доверительности.
·          Читательская  конференция –  одна из форм нравственного убеждения.  Она помогает  не  только  расширить   кругозор   школьников,   развить   у   них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы  нравственности.
·          Приобщение  учащихся  к  искусству.  Привлекаю учащихся  к  участию  в  викторинах, в конкурсах,  на  лучшего  чтеца  или  рассказчика,  к художественной самодеятельности, обогащающей  нравственный мир школьников.  
·          Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.
В целях убеждения использую и нравственные  требования  к  поведению школьников. Требуя, чтобы они  хорошо  вели  себя  на  уроке  и  вне  школы, уважали  старших,  были  правдивыми  и  искренними,  я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их  нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению  достигают  цели лишь  при  условии,  если  они  понятны  и  доступны,  связаны  с  практикой повседневного поведения детей. 
Использую в своей работе упражнение в системе нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя  приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной  морали,  выработку  и закрепление у них устойчивых  привычек  поведения.  Достигается  это,  прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.
    В процессе нравственного воспитания я применяю в  основном  два   типа   упражнений:    организация   нравственного   опыта воспитанников  путём  вовлечения   их   в   разнообразную   деятельность   и специальные упражнения для детей.
    Особенно  велико  значение   упражнений,   связанных   с   организацией
нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, –  основное  условие  приучения.  Упражнения  в  разнообразной деятельности имеют целью  выработать  привычки  в  труде  и  в  общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом.  Они  содействуют  приучению  к коллективной деятельности.
    Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к  себе и честен, он надёжный помощник  в  семье.  У  него  больше  развито  чувство ответственности.    Серьёзное  влияние   на  формирование  поведения  оказывает  выполнение различных  общественных  поручений.  Они  тесно  связаны,  прежде   всего,   с организационной  деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, редколлегия, ответственный за классный журнал и т.д.  Это  подтягивает  школьников к тому, чтобы быть  ответственнее, ощущать себя частью коллектива.      
Целесообразны  также  упражнения  в  форме  организации   положительных поступков. Например, ученику поручается навести  больного  товарища,  помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их  эффективность  зависят  от  соблюдения ряда  требований.  Это  –  осознание  учащимися  важности  и   необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность;  общественно полезную  направленность;  взаимосвязь  упражнений  с   различными   формами убеждения.
·     В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.
Поощрение, как один из методов,  применяется  в  различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных  прав, награждение. 
Методы  стимулирования  помогают  человеку  формировать   умение   правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им  своих  потребностей. 
·     Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся.
 Они предполагают формирование необходимых навыков в  управлении  своими эмоциями, обучение его управлению  конкретными  чувствами,  пониманию  своих эмоциональных  состояний  и  причин  их  порождающих.  Методом,  оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушение  может  осуществляться  как  вербальными,  так  и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать  на  чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого  метода  способствует переживанию  детьми  своих  поступков  и  связанных  с  ними   эмоциональных состояний. 
·     Мною используются методы воспитывающих ситуаций.
 Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций.  Это те ситуации,  в  процессе  которых  ребенок  ставится  перед  необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией  метода   воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует  формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается  на  естественные склонности ребенка к лидерству, к  соперничеству.  В  процессе  соревнования ребенок  достигает  определенного  успеха   в   отношениях   с   товарищами, приобретает  новый  социальный  статус.  Соревнование  вызывает  не   только активность ребенка, но и формирует у него  способность  к  самоактуализации.
 
 
 
 
 
Работа с родителями в рамках работы над темой 

Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым,  но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.

Всем известна фраза: «Все начи­нается с детства». И это в действительности так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотноше­ния с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в буду­щей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ре­бенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Основными задачами работы с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в школе являются:                                                                                                             

1) повышение педагогической культуры родителей,

2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;                                                                                                                            

3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаи­мопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.                                                                                                           

Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.

 Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы при изучении темы по самообразованию

 

 

1.                 Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / Богданова О. С. – М. : Просвещение , 1986. - 192 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.2; Авторский знак Б734; Инв. номер 2010269-ЕФ

 

2.                 Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007. - N 3. - С. 54-57.

 

3.                 Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте : межвузовский сборник научных трудов. – М. : [б. и.] , 1988. - 267 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2102925-КХ

 

4.                 Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - N 7. - С. 13-18.

 

5.                 Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2. - С. 146-151.

 

6.                 Громова Т. В. Младший школьный возраст : системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - N 1. - С. 22-26.

 

7.                 Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2009. - N 5. - С. 7-27.

 

8.                 Данилюк А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. - 2009. - N 4. - С. 55-64.

 

9.                 Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. - 2008. - N 9. - С. 88-93.

 

10.            Диагностика нравственных приоритетов школьников // Сельская школа. – 2006. - N 3. - С. 72.

 

11.            Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - N 2. - С. 3-8.

 

12.            Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007. - N 6. - С. 101-105.

 

13.            Ерзунова Е. А. Добром наполним мир // Начальное образование. - 2009. - N 3. - С. 42-47.

 

14.            Ермолич С. Я. Подготовка социального педагога к формированию нравственно-правовых представлений младших школьников // Преподаватель XXI век. - 2007. - N 1. - С. 188-189.

 

15.            Котруца Л. Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. - N 3. - С. 185-192.

 

16.            Левин Я. Н. В центре внимания нравственное и физическое здоровье школьников. Из опыта работы пед. коллективов отд. образования Администрации Окт. р-на / Левин Я. Н. - Екатеринбург : Б. и. , 1999. - 40 с.
СОУНБ; Шифр 74.200.53+74.200.54; Авторский знак Л363; Формат С; Инв. номер 2210327-КО

 

17.            Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. - 2007. - N 3 / 4. - С. 119-122.

 

18.            Макеева С. Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. – 1999. - N 4. - С. 53-61.

 

19.            Мартышин В. С. Твоя родословная : Духовно-нравственные основы семьи / Мартышин В. С. - М. : Школьная пресса , 2000. - 223 с.
СОУНБ; Шифр 63.214я7; Авторский знак М294; Формат С; Инв. номер 2234067-КХ
СОУНБ; Инв. номер 2231149-ЕФ

 

20.            Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. – 2007. - N 7. - С. 21-29.

 

21.            Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема // Аспирант и соискатель. - 2010. - N 3. - С. 51-52.

 

22.            Метлик И. В. Социальное партнерство семьи, школы и религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании детей : новое качество взаимодействия // Семья в России. - 2009. - N 2. - С. 64-75.

 

23.            Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С. 3-18.

 

24.            Мудрик А. В. Социализация и "смутное время" / Мудрик А. В. - М. : Знание , 1991. - 80 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74; Авторский знак М893; Формат М; Инв. номер 2136285-ЕФ

 

25.            Никандров Н. Д. Общество, школа, семья: православные традиции и современная Россия // Мир образования - образование в мире. – 2007. - N 2. - С. 181-190.

 

26.            Нравственное воспитание в начальной школе : разработки внеклассных мероприятий. - Волгоград : Учитель , 2007. - 190 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2284153-КХ

 

27.            Обобщенные материалы по итогам Всероссийского родительского собрания "Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры" // Воспитание школьников. – 2001. - N 5. - С. 2-9.

 

28.            Петрова В. Азбука нравственного образования. 2 класс // Воспитание школьников. – 2007. - N 3. - С. 45-48.

 

29.            Петрова В. И. Азбука нравственного взросления / Петрова В. И. – СПб. [и др.] : Питер , 2007. - 301 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.2; Авторский знак А352; Инв. номер 2279208-ЕФ
Свердловская ОУНБ; КХ; Шифр 74.2; Авторский знак А352; Инв. номер 2285017-КХ

 

30.            Петрова В. Нравственное образование младших школьников // Сельская школа. – 2007. - N 2. - С. 31-38.

 

31.            Петухова Л. В. От идеи общения к идее деятельного добра // Воспитание школьников. - 2009. - N 8. - С. 57-64.

 

32.            Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста : сб. научных трудов. - М. : Б. и. , 1983. - 131 с.
СОУНБ; Формат С; Инв. номер 1901013-КХ

 

33.            Скокова Г. В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. – 2006. - N 11. - С. 45-49.

 

34.            Соловцова Е. Нравственные представления младших школьников // Воспитание школьников. – 2000. - N 1. - С. 10-11.

 

35.            Тараненко О. Диагностика воспитательной работы в классе // Воспитание школьников. – 2004. - N 8. - С. 16-20.

 

36.            Трофимова Н. Новая социальная ситуация и школьное образование // Народное образование. – 2006. - N 9. - С. 192-195.

 

37.            Холодкова О. Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - N 7. - С. 76-78.

 

38.            Шемшурина А. И. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания : научно-методическое пособие для педагогов и классных руководителей // Этическое воспитание. – 2007. - N 2. - С. 4-95.

 

39.            Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников // Этическое воспитание. - 2008. - N 5. - С. 5-40.

 

40.            Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. – 2006. - N 12. - С. 16-21.