УТВЕРЖДЕНО
Директор школы_______Л.В.Морозова
Приказ № 300 от 28.08.2025 года
План
психологического сопровождения участников образовательного процесса
педагога-психолога Кокориной Ларисы Валерьевны
МОУ «Увинская школа № 1» на 2025-2026 учебный год
Целью психологического сопровождения является ориентир на создание условий для всех участников образовательного процесса, их образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
1. Обеспечение доступности психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса;
2. Психологический анализ социальной ситуации развития и общеобразовательной организации, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в общеобразовательной организации;
3. Создание условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья, а также развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;
4. Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
5. Развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающихся с ОВЗ, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизации личности и межличностных отношений.
6. Разработка и внедрение психологических занятий, проектов, классных часов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (вредных привычек, социального сиротства, насилия в семье и т.д.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;
7. Сопровождение детей ветеранов (участников) СВО в образовательном процессе, индивидуальное консультирование и педагогическая поддержка.
8. Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, милосердия, толерантности, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
10. Взаимодействие с подразделениями общеобразовательной организации (психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и т.д.), с образовательными организациями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Основные направления работы:
1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;
2. Психолого-педагогическая диагностика. Изучение, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности и ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
3. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и/или групповая). Организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики, обучающимися с ОВЗ; активное воздействие на процесс формирования личности, преодоления затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальными педагогами;
4. Профилактическая работа. Предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
5. Консультирование (индивидуальное и групповое). Помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятия собственных решений; решение различного рода психологических проблем, в актуализации и активации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового
социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятия собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвития.
|
№ п/п |
Виды (направления) деятельности |
Ответственный |
Срок проведения |
Предполагаемый результат |
|||
|
Психолого-педагогическая диагностика |
|||||||
|
1.
|
Диагностика мотивации, тревожности, самооценки учащихся 5-х классов (стартовая, контрольная) |
Педагог-психолог |
Октябрь – Ноябрь Апрель – Май |
Выявление уровня мотивации, тревожности, уровня самооценки |
|||
|
2.
|
Диагностика адаптации учащихся 10 класса (стартовая, контрольная) |
Педагог-психолог |
Октябрь-Ноябрь Апрель – Май |
Выявление особенностей процесса адаптации к старшей школе |
|||
|
3.
|
Диагностика тревожности, экзаменационных стрессов, негативного эмоционального состояния, характера и темперамента при выборе профессии обучающихся 9-х, 11 – го класса. |
Педагог-психолог |
В течение второго полугодия |
Выявление тревожности, экзаменационных стрессов, негативного эмоционального состояния |
|||
|
4.
|
Диагностическая работа с учащимися по запросам педагогов и родителей в целях профилактики и преодоления школьной неуспеваемости, девиантного поведения |
Педагог-психолог
|
В течение года |
Выявление причин школьной неуспеваемости |
|||
|
5.
|
Диагностическая работа по выявлению развития психических процессов, эмоционального состояния обучающихся коррекционных классов (ОВЗ) |
Педагог-психолог |
В течение года |
Выявление уровня развития психических процессов и эмоционального состояния. |
|||
|
6.
|
Диагностика детско-родительских отношений (по запросу) |
Педагог-психолог |
В течение года |
Выявление и решение проблем в области семейных взаимоотношений. |
|||
|
7.
|
Социально-психологическое тестирование учащихся
|
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители
|
Первое полугодие
|
Выявление детей «группы риска», употребления наркотических средств, алкоголя, выявление детей, находящихся в социально опасном положении. |
|||
|
8.
|
Диагностическая работа с учащимися, родителями (законными представителями), находящимися на различных видах учета (персонифицированный учет, ОДН, КПДНиЗП, СОП), (по запросу). |
Педагог-психолог |
В течение года |
Определение психического и эмоционального состояния. Выявление уровня самооценки, мотивации, нравственно этической ориентации. |
|||
|
9. |
Диагностика психического состояния обучающихся ветеранов (участников) СВО |
Педагог-психолог |
В течение года |
Определение психического и эмоционального состояния. Выявление уровня самооценки, мотивации, нравственно этической ориентации. |
|||
|
Коррекционная и развивающая деятельность |
|||||||
|
1
|
Индивидуальная или групповая коррекционная работа 5-11 класс (по мере необходимости) |
Педагог-психолог
|
В течение года
|
- формирование и развитие психических процессов, зоны ближайшего развития; - снижение уровня тревожности; - повышение уровня самооценки; - овладение способами взаимодействия со сверстниками; - формирование представления о себе, о своих внутренних резервах; - овладение нормами, правилами поведения и общения на школьном этапе. |
|||
|
2.
|
Коррекционно – развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ и испытывающих трудности в усвоении образовательной программы 3, 4, 6,8,9 классов
|
||||||
|
3.
|
Индивидуальная или групповая коррекционная работа 5-11 класс ( по запросу).
|
Педагог-психолог
|
В течение года
|
||||
|
4.
|
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися ветеранов (участников) СВО
|
Педагог-психолог
|
В течение года
|
- восстановление и реабилитация - формирование и развитие психических процессов, зоны ближайшего развития; - снижение уровня тревожности; - повышение уровня самооценки; - овладение способами взаимодействия со сверстниками; - формирование представления о себе, о своих внутренних резервах; - овладение нормами, правилами поведения и общения на школьном этапе. |
|||
|
Профилактическая работа |
|||||||
|
1.
|
Профилактические мероприятия (беседы, занятия и т.д.) с подростками, состоящими на учете в ОДН, персонифицированном учете, с детьми «группы риска», «группы риска» по итогам СПТ, детьми с суицидальными наклонностями, профилактика половой неприкосновенности (по мере необходимости).
|
Педагог-психолог
|
В течение года
|
- овладение навыками общения со сверстниками, групповой работы; - умение преодолевать трудности, видеть ошибки поведения и поступков; - формирование толерантного отношения к окружающим, чувства уважения в общении; - иметь представление о положительных и отрицательных компаниях; - научиться быть верными своей жизненной позиции и умением отстаивать ее; - осознать роль семьи в жизни каждого человека, умение преодолевать трудности, возникающие в процессе общения, со своими близкими; - приобретение навыков гармоничного сосуществования с родными и близкими людьми; - формирование позитивного мышления; - профилактика половой неприкосновенности. |
|||
|
2. |
Индивидуальные занятия с детьми (по мере необходимости) |
Педагог-психолог |
В течение года |
- обретение уверенности и устойчивой самооценки; - гармонизация внутреннего эмоционального состояния при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности; - помощь при переживании любых травмирующих ситуаций (утрата, развод и т.д.); - адаптация к любым серьезным изменениям в жизни (переезд, смена коллектива, рождение сестры/брата) |
|||
|
3.
|
Профилактические классные часы и занятия с учащимися 1-11 классов (по мере необходимости/ по запросу)
|
Педагог-психолог
|
В течение года
|
- повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании/алкоголизму; - изменение отношения детей к наркомании/алкоголизму; - умение сказать «нет» наркотикам и вредным привычкам; - формирование мотивации к сохранению здоровья; - умение самовыражаться; - умение выходить из конфликтных и стрессовых ситуаций Профилактика экзаменационных стрессов, снятие напряжения. Планирование дальнейшей жизни, взгляды на будущее; Профилактика половой неприкосновенности. |
|||
|
4.
|
Профилактическая работа с учащимися, педагогами, родителями (по запросу/ по мере необходимости)
|
Педагог-психолог
|
В течение года
|
- умение выходить из проблемных ситуаций; - снятие психологического напряжения; - повышение психологической компетентности |
|||
|
5.
|
Профилактическая работа с обучающимися ветеранов (участников) СВО
|
Педагог-психолог
|
В течение года
|
Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающегося в процессе обучения и воспитания |
|||
|
6. |
Профилактическая неделя психологии |
Педагог-психолог, социальный педагог
|
Ноябрь (после проведения СПТ) |
Диагностика психических состояний обучающихся с высочайшим и высоким уровнем вовлечения в рискованное поведение, высоким уровнем уязвимости (результаты СПТ); Групповая и/или индивидуальная профилактическая и коррекционно развивающая работа с обучающимися после проведения диагностики. Ознакомление с результатами тестирования классных руководителей и родителей (родительские собрания). Индивидуальное консультирование педагогов и родителей (по запросу/по мере необходимости). |
|||
|
Консультирование |
|||||||
|
1. |
Консультативная работа с педагогами 5-11х классов |
Педагог-психолог |
В течение года |
Повышение уровня психологической компетентности |
|||
|
2. |
Индивидуальные консультации с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами (по запросу) |
Педагог-психолог |
В течение года |
- повышение уровня психологической компетентности; - нормализация психического здоровья учащихся |
|||
|
3. |
Консультирование участников образовательных отношений (ученики ветеранов (участников) СВО их родители и педагоги) |
Педагог-психолог |
В течение года |
- повышение уровня психологической компетентности; - нормализация психического здоровья учащихся, родителей и педагогов |
|||
|
Просвещение |
|||||||
|
1. |
Психологическое просвещение учащихся (по запросу) |
Педагог-психолог |
В течение года |
Нормализация психического здоровья учащихся |
|||
|
2. |
Психологическое просвещение педагогов (по запросу) |
Педагог-психолог |
В течение года |
Повышение уровня психологической компетентности |
|||
|
3. |
Психологическое просвещение родителей (по запросу) |
Педагог-психолог |
В течение года |
Повышение уровня психологической компетентности |
|||
|
4. |
Психологическое просвещение родителей, педагогов в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие, СВО. |
Педагог-психолог |
В течение года |
Повышение уровня психологической компетентности |
|||
|
5.
|
Неделя психологии
|
Педагог-психолог, классные руководители |
Март |
Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся 9-11 классов (подготовка к сдаче выпускных экаменов, переход на другой этап жизненного пути); Повышение психологической компетентности учащихся 1-11 классов, учителей, родителей (классные часы, собрания, групповые консультации) Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих Человекознания; Улучшение психологического микроклимата в школе (индивидуальная и/или групповая работа с участниками образовательного процесса); Развитие коммуникативных навыков и социально психологических свойств личности учащихся; Развитие рефлексии; Развитие мотивационной сферы Развитие стремлений школьников к самопознанию; Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов; Способствовать личностному росту педагогов и учеников; Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества. |
|||
|
Организационно-методическая работа |
|||||||
|
1
|
Организационно – методическая работа
|
Педагог-психолог
|
В течение года
|
- подготовка психодиагностического материала; - подготовка коррекционных программ, занятий, классных часов, конкурсов и т.д. - обработка результатов диагностик |
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.