План работы с детьми с ДЦП

  • docx
  • 18.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План работы с ДЦП №1 1.docx

Организация, направления и содержание логопедической

Особенности речи

1.     Нарушения артикулирования звуков речи, расстройства голоса, дыхания, темпа, ритма, интонационной выразительности речи.

2.     Лексико-семантические и грамматические нарушения, – ограниченный словарный запас и аграмматизмы.

3.     Ведущее нарушение – дизартрия.

4.     Часто встречаются дисграфия и дислексия. Редко – алалия.

Варианты понимания речи

Первый – трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций.

Второй – трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную схему.

Третий – трудности понимания обращенной речи связаны с бедностью практического опыта.

Логопедическая работа

Цель: развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими.

Задачи:

1.     Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов.

2.     Развитие речевого дыхания и голоса.

3.     Формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке.

4.     Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции, нормализация просодической системы речи.

5.     Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. 5Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.

6.     Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

7.     Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.

Основные направления работы

I этап

1.     Нормализация (стимуляция) врожденных безусловных оральных рефлексов.

2.     Коррекция процесса кормления (акта сосания, глотания).

3.     Вокализация выдоха (дыхательные упражнения).

4.     Развитие « комплекса оживления » с включением голосового компонента.

5.     Стимуляция голосовых реакций.

6.     Развитие зрительного и слухового сосредоточения, нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

II этап

1.     Стимуляция гуления, нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

2.     Формирование умения локализовать звук в пространстве и воспринимать различно интонированный голос взрослого.

3.     Увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией (дыхательные упражнения).

4.     Развитие хватательной функции рук.

III этап

1.     Стимуляция интонированного голосового общения и лепета, нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата.

2.     Выработка ритмичности дыхания и движений (дыхательная гимнастика).

3.     Выработка зрительных дифференцировок.

4.     Выработка акустической установки на звук и голос.

5.     Развитие слуховых дифференцировок.

6.     Формирование подготовительных этапов понимания речи.

7.     Развитие кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания.

IV этап

1.     Стимуляция и совершенствование общения со взрослым при помощи лепетных звукокомплексов и лепетных слов.

2.     Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

3.     Развитие манипулятивной функции рук и диффиренцированных движений пальцев рук.

4.     4 Формирование ситуативного понимания обращенной речи (речевых инструкций и конкретной ситуации).

5.     Увеличение силы и длительности выдоха.

Коррекционно-логопедическая работа при дизартрических

нарушениях речи при ДЦП

·        Учёт клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребёнка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи позволяет проводить коррекционно-логопедическую работу в следующей последовательности.

·        Коррекция нарушений всех компонентов речевой деятельности (лексики, грамматики, фонетики).

·        Коррекция сенсорных и психических функций.

·        Лечебные мероприятия, направленные на развитие двигательных функций

·        Развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

·        Стимуляция двигательно-кинестетического анализатора (умение выполнять целенаправленные артикуляционные действия).

·        Развитие навыков самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок (кинестетическое ощущение артикуляционной позы).

·        Опора на другие анализаторы (на зрительный — при выполнении артикуляционных упражнений перед зеркалом; на слуховой — когда движения сопровождаются четкой речевой инструкцией.

Методы логопедического воздействия

·        Дифференцированный логопедический массаж.

·        Зондовый массаж.

·        Точечный массаж.

·        Пассивная и активная артикуляционная гимнастика. Дыхательные и голосовые упражнения.


 

·