Организация, направления и содержание логопедической
Особенности речи
1. Нарушения артикулирования звуков речи, расстройства голоса, дыхания, темпа, ритма, интонационной выразительности речи.
2. Лексико-семантические и грамматические нарушения, – ограниченный словарный запас и аграмматизмы.
3. Ведущее нарушение – дизартрия.
4. Часто встречаются дисграфия и дислексия. Редко – алалия.
Варианты понимания речи
Первый – трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций.
Второй – трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную схему.
Третий – трудности понимания обращенной речи связаны с бедностью практического опыта.
Логопедическая работа
Цель: развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими.
Задачи:
1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов.
2. Развитие речевого дыхания и голоса.
3. Формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке.
4. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции, нормализация просодической системы речи.
5. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. 5Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.
Основные направления работы
I этап
1. Нормализация (стимуляция) врожденных безусловных оральных рефлексов.
2. Коррекция процесса кормления (акта сосания, глотания).
3. Вокализация выдоха (дыхательные упражнения).
4. Развитие « комплекса оживления » с включением голосового компонента.
5. Стимуляция голосовых реакций.
6. Развитие зрительного и слухового сосредоточения, нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
II этап
1. Стимуляция гуления, нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
2. Формирование умения локализовать звук в пространстве и воспринимать различно интонированный голос взрослого.
3. Увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией (дыхательные упражнения).
4. Развитие хватательной функции рук.
III этап
1. Стимуляция интонированного голосового общения и лепета, нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата.
2. Выработка ритмичности дыхания и движений (дыхательная гимнастика).
3. Выработка зрительных дифференцировок.
4. Выработка акустической установки на звук и голос.
5. Развитие слуховых дифференцировок.
6. Формирование подготовительных этапов понимания речи.
7. Развитие кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания.
IV этап
1. Стимуляция и совершенствование общения со взрослым при помощи лепетных звукокомплексов и лепетных слов.
2. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие манипулятивной функции рук и диффиренцированных движений пальцев рук.
4. 4 Формирование ситуативного понимания обращенной речи (речевых инструкций и конкретной ситуации).
5. Увеличение силы и длительности выдоха.
Коррекционно-логопедическая работа при дизартрических
нарушениях речи при ДЦП
· Учёт клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребёнка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи позволяет проводить коррекционно-логопедическую работу в следующей последовательности.
· Коррекция нарушений всех компонентов речевой деятельности (лексики, грамматики, фонетики).
· Коррекция сенсорных и психических функций.
· Лечебные мероприятия, направленные на развитие двигательных функций
· Развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
· Стимуляция двигательно-кинестетического анализатора (умение выполнять целенаправленные артикуляционные действия).
· Развитие навыков самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок (кинестетическое ощущение артикуляционной позы).
· Опора на другие анализаторы (на зрительный — при выполнении артикуляционных упражнений перед зеркалом; на слуховой — когда движения сопровождаются четкой речевой инструкцией.
Методы логопедического воздействия
· Дифференцированный логопедический массаж.
· Зондовый массаж.
· Точечный массаж.
· Пассивная и активная артикуляционная гимнастика. Дыхательные и голосовые упражнения.
·
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.