План работы с одаренными детьми

  • docx
  • 26.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План работы с одаренными детьми.docx

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с одаренными детьми

 

 

 

 

Выполнила:

студентка Ш-42 группы

Годяцкая Алина

 

 

 

 

Преподаватель: Карасева И.А.

 

 

Ейск, 2020

Актуальность программы по работе с одарёнными детьми

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель:

Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Задачи:

Ø стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

Ø развитие творческого и логического мышления учащихся;

Ø развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся;

Ø создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

Ø знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

Ø проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

Ø предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

ü принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

ü принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

ü принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

ü принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

ü принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Главные принципы реализации программы:

 

Ø Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Ø Гуманизм в межличностных отношениях.

Ø Научность и интегративность.

Ø Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Ø Применение принципов развивающего обучения.

Ø Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

Ø организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

Ø подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

Ø проведение массовых мероприятий внутри объединения;

Ø обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися:

Ø объединения дополнительного образования;

Ø кружки по интересам;

Ø конкурсы и конференции;

Ø интеллектуальный марафон;

Ø участие в олимпиадах.

Работа с родителями:

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной работы по предмету.

II этап. Деятельностный:

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

План работы с одарёнными детьми

Содержание работы

Сроки

Изучение специализированной литературы по проблематике «одаренности детей»

Май – Сентябрь 2020 года

Разработка инструментария для определения одаренности обучающихся

Сентябрь – Декабрь 2020 года

Создание банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности

В течение года

Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе

В течение года

Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках

В течение года

Психолого - педагогическая диагностика, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени и вида одарённости учащихся.

Октябрь 2020 г.

Апрель 2020 г.

Подготовка памятки и рекомендаций для учащихся по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого-педагогической поддержки.

Март 2020 г.

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

В течение года

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в разноуровневых предметных олимпиадах.

В течение года

Выпуск информационного бюллетеня о результатах школьных предметных олимпиад, научно – практических конференций

В течение года

Сбор и систематизация материалов периодической печати поданной проблеме

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций с родителями одаренных детей

В течение года

Формирование групп учащихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся

В течение года

Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через кружки, секции.

В течение года

Участие школьников в муниципальном туре научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов

В течение года

Участие школьников в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, курсах на районном, краевом, Всероссийском и Международном уровнях.

В течение года

Организация и проведение школьной научно-практической конференции учащихся « Шаги в науку», научное объединение учащихся «Альфа»

Январь 2020 г.

Анализ работы с одарёнными детьми, перспективы в работе на 2019-2020 учебный год.

Май 2020 г.

Круглый стол по результатам работы с одаренными детьми в течение учебного года «Родители – учителя»

Май 2020 г.

Разработка плана мероприятий на 2020 – 2021 учебный год.

Май - Сентябрь 2020 г.

 

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

МАТЕМАТИКА

Цели работы.

Содержание.

1. Развитие логического и творческого мышления.

Решение головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение разгадыванию и составлению ребусов при помощи презентации «Ребусы от А доЯ»

2. Развитие вычислительных навыков.

Решение «математических цепочек», раскрашивание рисунков в заданные цвета, в зависимости от полученного результата вычислений. Использование вариативной части учебника и рабочей тетради.

3. Развитие пространственного мышления.

Распознавание геометрических фигур; составление фигур из «Монгольского квадрата», выполнение графических диктантов по клеточкам с помощью презентации. Обучение самостоятельному составлению графического диктанта для друзей с целью развития коммуникативных УУД.

4. Развитие воображения.

Выполнение рисунков и аппликаций по теме: «На что похожа цифра?», «На что похожа геометрическая фигура?» с целью развития познавательных УУД.

5. Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.

 

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Цели работы.

Содержание.

1) Развитие связной речи, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Составление сюжетных и описательных рассказов (по картинкам).

Упражняться в восстановлении деформированного текста. Обучение работе в парах с целью развития коммуникативных УУД.

2) Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Совершенствование диалогической и формирование монологической речи учащихся посредством специально подобранных текстов с целью развития личностных и регулятивных УУД.

Развитие коммуникативных навыков путем организации общения и выполнения заданий в парах и группах.

3) Развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству.

Решение ребусов, кроссвордов.

Обучение самостоятельной работе с источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями с целью развития регулятивных, познавательных и личностных УУД.

4) Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, расширение кругозора.

Обучение умению понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; Проведение викторин по сказкам и рассказам детских писателей; выполнение иллюстраций к фрагментам произведений и организация выставки работ детей с целью развития личностных и коммуникативных УУД.

5) Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Развитие фонематического слуха через использование разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи. С помощью презентации «Звуко-буквенный анализ слов» развивать регулятивные УУД. Совершенствовать орфоэпическую и интонационную сторону речи через драматизацию произведений.

6). Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.

7) Формирование графического навыка у первоклассников

Развитие орфографической зоркости: обучение учащихся умению видеть графические ошибки и находить пути их исправления. Развивать регулятивные УУД. Использование презентации по изученным буквам.

8) Развитие памяти, внимания, логического мышления, создание положительной мотивации к учению.

Решение ребусов, разгадывание и составление анаграмм, упражнения на восстановление деформированной буквы, поиск и исправление графических ошибок в написании букв с целью развития познавательных УУД.

9) Создание положительной мотивации к учению.

Путем выполнения заданий из вариативной части учебника обучать детей решению нестандартных задач и заданий повышенной сложности с целью развития познавательных УУД.

10) Развитие пространственного мышления и воображения, развитие мелкой моторики

Конструирование письменных букв из пластилина, соленого теста, бархатной бумаги с целью развития регулятивных УУД.

11). Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Цели работы.

Содержание.

1) Развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.Использование презентации для развития познавательного интереса.

2) Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени;

Ориентирование на местности относительно собственного тела, по солнцу и местным признакам. Смена времен года. (Наблюдение за объектами природы, выполнение зарисовок, построение проекта с помощью дополнительных источников информации: энциклопедий, журналов, помощи взрослых) с целью развития регулятивных и познавательных УУД.

3)Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, способствовать эстетическому воспитанию.

Красота и разнообразие природы России.

Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Гигиена тела и жилища. Правила организации учебного труда дома и в школе. Использование презентации с целью развития личностных УУД.

4) Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.

 

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

Ø сформировать систему работы с одарёнными детьми;

Ø создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

Ø совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

Ø сформировать банк данных «Одарённые дети».

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

Ø воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

Ø определять учебную задачу;

Ø ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

Ø владеть своим вниманием;

Ø сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

Ø владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

Ø использовать основные приемы мыслительной деятельности;

Ø самостоятельно мыслить и творчески работать;

Ø владеть нормами нравственных и межличностных отношений.


 

Список литературы.

1.     Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.

2.     Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

3.     Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.

4.     Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.

5.     https://multiurok.ru/index.php/files/rabochaia-proghramma-raboty-s-odariennymi-diet-mi.html

6.     https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/11/01/rabochaya-programma-s-odarennymi-detmi

7.     https://kopilkaurokov.ru/


 

Скачано с www.znanio.ru