|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
План работы с одаренными детьми
Выполнила:
студентка Ш-42 группы
Годяцкая Алина
Преподаватель: Карасева И.А.
Ейск, 2020
Актуальность программы по работе с одарёнными детьми
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цель:
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи:
Ø стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
Ø развитие творческого и логического мышления учащихся;
Ø развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся;
Ø создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
Ø знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
Ø проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
Ø предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
ü принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
ü принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
ü принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
ü принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
ü принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Главные принципы реализации программы:
Ø Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Ø Гуманизм в межличностных отношениях.
Ø Научность и интегративность.
Ø Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Ø Применение принципов развивающего обучения.
Ø Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
Ø организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
Ø подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
Ø проведение массовых мероприятий внутри объединения;
Ø обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися:
Ø объединения дополнительного образования;
Ø кружки по интересам;
Ø конкурсы и конференции;
Ø интеллектуальный марафон;
Ø участие в олимпиадах.
Работа с родителями:
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
План работы с одарёнными детьми
Содержание работы |
Сроки |
Изучение специализированной литературы по проблематике «одаренности детей» |
Май – Сентябрь 2020 года |
Разработка инструментария для определения одаренности обучающихся |
Сентябрь – Декабрь 2020 года |
Создание банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности |
В течение года |
Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе |
В течение года |
Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках |
В течение года |
Психолого - педагогическая диагностика, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени и вида одарённости учащихся. |
Октябрь 2020 г. Апрель 2020 г. |
Подготовка памятки и рекомендаций для учащихся по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого-педагогической поддержки. |
Март 2020 г. |
Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. |
В течение года |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей |
В течение года |
Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в разноуровневых предметных олимпиадах. |
В течение года |
Выпуск информационного бюллетеня о результатах школьных предметных олимпиад, научно – практических конференций |
В течение года |
Сбор и систематизация материалов периодической печати поданной проблеме |
В течение года |
Проведение индивидуальных консультаций с родителями одаренных детей |
В течение года |
Формирование групп учащихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся |
В течение года |
Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через кружки, секции. |
В течение года |
Участие школьников в муниципальном туре научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов |
В течение года |
Участие школьников в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, курсах на районном, краевом, Всероссийском и Международном уровнях. |
В течение года |
Организация и проведение школьной научно-практической конференции учащихся « Шаги в науку», научное объединение учащихся «Альфа» |
Январь 2020 г. |
Анализ работы с одарёнными детьми, перспективы в работе на 2019-2020 учебный год. |
Май 2020 г. |
Круглый стол по результатам работы с одаренными детьми в течение учебного года «Родители – учителя» |
Май 2020 г. |
Разработка плана мероприятий на 2020 – 2021 учебный год. |
Май - Сентябрь 2020 г. |
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
МАТЕМАТИКА
Цели работы. |
Содержание. |
1. Развитие логического и творческого мышления. |
Решение головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение разгадыванию и составлению ребусов при помощи презентации «Ребусы от А доЯ» |
2. Развитие вычислительных навыков. |
Решение «математических цепочек», раскрашивание рисунков в заданные цвета, в зависимости от полученного результата вычислений. Использование вариативной части учебника и рабочей тетради. |
3. Развитие пространственного мышления. |
Распознавание геометрических фигур; составление фигур из «Монгольского квадрата», выполнение графических диктантов по клеточкам с помощью презентации. Обучение самостоятельному составлению графического диктанта для друзей с целью развития коммуникативных УУД. |
4. Развитие воображения. |
Выполнение рисунков и аппликаций по теме: «На что похожа цифра?», «На что похожа геометрическая фигура?» с целью развития познавательных УУД. |
5. Проверить полученные знания и уровень развития. |
Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов. |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Цели работы. |
Содержание. |
1) Развитие связной речи, обогащение и активизация словарного запаса детей. |
Составление сюжетных и описательных рассказов (по картинкам). Упражняться в восстановлении деформированного текста. Обучение работе в парах с целью развития коммуникативных УУД. |
2) Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека. |
Совершенствование диалогической и формирование монологической речи учащихся посредством специально подобранных текстов с целью развития личностных и регулятивных УУД. Развитие коммуникативных навыков путем организации общения и выполнения заданий в парах и группах. |
3) Развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству. |
Решение ребусов, кроссвордов. Обучение самостоятельной работе с источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями с целью развития регулятивных, познавательных и личностных УУД. |
4) Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, расширение кругозора. |
Обучение умению понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; Проведение викторин по сказкам и рассказам детских писателей; выполнение иллюстраций к фрагментам произведений и организация выставки работ детей с целью развития личностных и коммуникативных УУД. |
5) Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения. |
Развитие фонематического слуха через использование разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи. С помощью презентации «Звуко-буквенный анализ слов» развивать регулятивные УУД. Совершенствовать орфоэпическую и интонационную сторону речи через драматизацию произведений. |
6). Проверить полученные знания и уровень развития. |
Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов. |
7) Формирование графического навыка у первоклассников |
Развитие орфографической зоркости: обучение учащихся умению видеть графические ошибки и находить пути их исправления. Развивать регулятивные УУД. Использование презентации по изученным буквам. |
8) Развитие памяти, внимания, логического мышления, создание положительной мотивации к учению. |
Решение ребусов, разгадывание и составление анаграмм, упражнения на восстановление деформированной буквы, поиск и исправление графических ошибок в написании букв с целью развития познавательных УУД. |
9) Создание положительной мотивации к учению. |
Путем выполнения заданий из вариативной части учебника обучать детей решению нестандартных задач и заданий повышенной сложности с целью развития познавательных УУД. |
10) Развитие пространственного мышления и воображения, развитие мелкой моторики |
Конструирование письменных букв из пластилина, соленого теста, бархатной бумаги с целью развития регулятивных УУД. |
11). Проверить полученные знания и уровень развития. |
Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов. |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Цели работы. |
Содержание. |
1) Развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру. |
Сохранение редких растений, животных. Красная книга. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.Использование презентации для развития познавательного интереса. |
2) Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; |
Ориентирование на местности относительно собственного тела, по солнцу и местным признакам. Смена времен года. (Наблюдение за объектами природы, выполнение зарисовок, построение проекта с помощью дополнительных источников информации: энциклопедий, журналов, помощи взрослых) с целью развития регулятивных и познавательных УУД. |
3)Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, способствовать эстетическому воспитанию. |
Красота и разнообразие природы России. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Гигиена тела и жилища. Правила организации учебного труда дома и в школе. Использование презентации с целью развития личностных УУД. |
4) Проверить полученные знания и уровень развития. |
Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов. |
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
Ø сформировать систему работы с одарёнными детьми;
Ø создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
Ø совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
Ø сформировать банк данных «Одарённые дети».
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
Ø воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
Ø определять учебную задачу;
Ø ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
Ø владеть своим вниманием;
Ø сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
Ø владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
Ø использовать основные приемы мыслительной деятельности;
Ø самостоятельно мыслить и творчески работать;
Ø владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Список литературы.
1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
3. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
4. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
5. https://multiurok.ru/index.php/files/rabochaia-proghramma-raboty-s-odariennymi-diet-mi.html
6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/11/01/rabochaya-programma-s-odarennymi-detmi
7. https://kopilkaurokov.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.