ПЛАН РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ.КЛАССНОЕ РУОВОДСТВО.
Оценка 4.6

ПЛАН РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ.КЛАССНОЕ РУОВОДСТВО.

Оценка 4.6
docx
25.04.2020
ПЛАН РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ.КЛАССНОЕ РУОВОДСТВО.
план работы с трудными детьми.docx

 

 

 

 

 

 

План работы классного руководителя с «трудными» детьми,

с детьми «группы риска».

 

 

 

 

 

Подготовила

классный руководитель 7 г класса

Апакаева Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут

2017г

 

 

 

 

ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА КЛАССНЫЙ УЧЁТ:

Неадекватность поведения, невыполнение норм поведения учащихся, агрессивность, склонность к бродяжничеству, к воровству; конфликты с одноклассниками, с учителями; проблемы в обучении; попустительское отношение родителей к воспитанию данных учащихся.

 

 

Цель работы с детьми «группы риска»: 

снять  настрой  на  ситуацию  конфликта в отношениях с учителями,  со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, преобразование форм взаимодействия коллектива  и  личности,    включение "трудного" в общение со сверстниками,  в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности.
             Задачи:
1. Вести индивидуальную работу,  оказывая помощь в  учении,  преодолении неумелости,  укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.

 

2. Воспитывать у "трудных" добросовестность,  способность к сотрудничеству, бережливости, трудолюбие, отзывчивость на добро, вежливость, исполнительность, эмоциональную сдержанность.
 
3.Вовлекать  "трудных"  в КТД, классное самоуправление.
 
4. Коррекция форм общения, поведения,  формирование культуры поведения, борьба с

 вредными привычками.

 
5.Совместная работа с семьёй ученика, со  специалистами: психоневрологом, психологом, логопедом.
 

Прогнозированный результат– добиться положительного результата через реализацию поставленных задач.

Направления работы классного руководителя.

1. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

2. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к детям, находящимся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.

3.  Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. Организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами "группы риска".

6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

- взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

- само отношение, само понимание;

- формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;

- внутреннее одиночество, не выраженность и непонятность другими;

- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

- неорганизованность;

- зависимость от других, низкая сила своего «я»;

- трудности в обучении;

- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

- чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.

Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.

Теоретические аспекты работы с детьми группы риска

В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

2. Слабо обучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

5. Педагогически запущенные дети.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:

- негативное отношение к учёбе и воспитанию;

- нарушение отношений с родителями;

- подверженность частым перепадам настроения;

- дух противоречия;

- депрессия;

низкая самооценка;

- высокая тревожность;

- чувство непохожести на других;

- тенденция к самооправданию;

- перекладывание вины на других;

- недостаток настойчивости;

- неприятие руководства;

- скука;

- неприятие состязаний;

- чувствительность к критике при любви покритиковать других;

- некоторая надменность;

- склонность ставить нереалистические цели и др.

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.

3. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.

К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.

К основным нарушениям относятся:

1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;

2. деструктивное поведение родителей;

3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.

4. Педагогически запущенные дети.

Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.

Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками. Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный». Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности» детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях «улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей.

К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:

1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье. Эта проблема не только невротизирует взрослых, не исполняющих свой родительский долг перед детьми, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.

2. Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.

3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.

4. Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.

5. Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, фобии, повышенная тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны не с одним из факторов (биологическим, психологическим или социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».

Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.

 План мероприятий по работе с детьми группы риска

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Составление социального паспорта группы

Август – сентябрь

 

Классный руководитель

 

2

Составление характеристик на детей группы риска

сентябрь

Классный руководитель

Специалисты школы

3

Составление плана работы с детьми  группы риска .

в течении учебного года

Классный руководитель

4

Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность, организация летнего отдыха детей группы риска.

в течении учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

5

Организация встреч педагогов и специалистов с родителями, индивидуальные беседы с учащимися.

По мере необходимости

 

Родители

Классный руководитель

Специалисты школы

6

Организация взаимодействия со специалистами социальных служб, КДН, ОДН, органами опеки и попечительства.

По мере возникновения проблем

 

Классный руководитель

Социальный педагог

Представители ОДН,КДН, опеки

7

Организация медицинской помощи

по мере возникновения проблем

 

Классный руководитель

Специалисты школы

8

Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование родителей о результатах работы.

в течении учебного года

Классный руководитель

 

 

Работа с детьми

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Контроль посещаемости занятий.

 

в течении учебного года

Классный руководитель

родительский комитет

 

2

Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей.

в течении учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

 

3

Вовлечение детей в социально-значимую деятельность.

 

в течении учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

 

4

Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций

По мере необходимости

 

Классный руководитель

Специалисты школы

 

5

Направление на консультацию к психологу или к врачам.

 

по мере возникновения проблем

Классный руководитель

Специалисты школы

Психолог, врачи

 

6

Посещение семей группы «риска».

 

по мере возникновения проблем

Классный руководитель

Специалисты школы

 

 

Работа с педагогическим коллективом

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Осуществление обмена необходимой информацией с педагогами

 

в течении учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

2

Консультации по результатам диагностики

 

в течении учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

3

Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»

 

в течении учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

4

Выступление на педагогических советах и ШМО

По мере необходимости

Классный руководитель

5

Занятия педагогов в системе повышения квалификации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

в течении учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

 

6

Организация встреч учителей и специали­стов школы с родителями

По мере необходимости

 

Классный руководитель

Специалисты школы

 

Работа с родителями

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Посещение семей детей группы риска .

 

По мере необходимости

 

Классный руководитель

Специалисты школы

 

2

Проведение консультаций для родителей.

в течении учебного года

Классный руководитель

Специалисты школы

3

Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий учреждения.

в течении учебного года

Родители

Классный руководитель

4

Организация встреч учителей и специали­стов школы с родителями

по мере необходимости

Специалисты школы

 

5

Организация отдыха школьников в летний период

летний период

 

Родители

Классный руководитель

6

Направление на консультацию к психологу или к врачам

по мере необходимости

 

Родители

социальный

педагог

7

Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики

по мере возникновения проблем

Классный руководитель

8

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

в течении учебного года

Классный руководитель

 

 

 

Список использованной литературы

1.Степанова Е.Н. Методическое пособие классного руководителя о воспитательной системе класса. М.: Сфера, 2000.

2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя – воспитателя. М.: Педагогическое сообщество России. Издательский Дом « Ноосфера», 1999.

 

 


 

План работы классного руководителя с «трудными» детьми, с детьми «группы риска»

План работы классного руководителя с «трудными» детьми, с детьми «группы риска»

Неадекватность поведения, невыполнение норм поведения учащихся, агрессивность, склонность к бродяжничеству, к воровству; конфликты с одноклассниками, с учителями; проблемы в обучении; попустительское отношение родителей к воспитанию…

Неадекватность поведения, невыполнение норм поведения учащихся, агрессивность, склонность к бродяжничеству, к воровству; конфликты с одноклассниками, с учителями; проблемы в обучении; попустительское отношение родителей к воспитанию…

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению

В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности

В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности

Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование родителей о результатах работы

Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование родителей о результатах работы

Проведение консультаций для родителей

Проведение консультаций для родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020