ПЛАН РАБОТЫ Станции Синеглазки и Снежинки (уроки нравственности) на 202__ – 202__ уч. год.
Оценка 4.9

ПЛАН РАБОТЫ Станции Синеглазки и Снежинки (уроки нравственности) на 202__ – 202__ уч. год.

Оценка 4.9
docx
11.01.2023
ПЛАН    РАБОТЫ             	 Станции Синеглазки и Снежинки  (уроки  нравственности)                                             на 202__ – 202__ уч. год.
П.Р. по прогр. нравственность.docx

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Ермилова Е. В. – учитель начальных классов                                      

 

 ПЛАН    РАБОТЫ

                         Станции Синеглазки и Снежинки  (уроки  нравственности)

                                            на 202__ – 202__ уч. год.

 

№    

Мероприятия по реализации поставленных задач

Дата проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

  1

 

  2

«Секреты общения»

 

«Почему мы не слушаем взрослых? Отношения с педагогами» (ко Дню учителя)

 

 

 

 

 

  3

«Будем делать хорошо и не будем плохо» (ко дню пожилых людей)

 

 

 

 

 4

«Что такое справедливость в делах, словах и поступках»

 

 

 

 

 5

«Не будь равнодушным»

 

 

 

 

 6

«Доброта спасёт мир» (пословицы, поговорки, рассказы)

 

 

 

 

 7

«Умей себя сдерживать. НЕТ капризам!»

 

 

 

 

 

 8

«Почему мы говорим неправду? Поможет ли нам ложь»

 

 

 

 

 9

«Жизнь в коллективе. Как стать хорошем товарищем и другом» подведение итогов

 

 

 

 

 

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

    

    Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство и т.д. Нравственное формирование человека начинается с рождения. Ещё в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: формируются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. В школе эта работа проводится систематически под руководством воспитателей, учителей. Педагогическая основа преемственности в воспитании состоит в том, что приобретение ребёнком в дошкольном возрасте формы поведения со взрослыми и сверстниками, элементарные нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм  нравственного поведения, сознания, чувств, отношений. Между воспитанием на предыдущей и последующих ступенях существует диалектическая связь. Предшествующее воспитание, сохраняя своеобразие данного периода, ориентируется на особенности будущего, готовит к нему, а последующее воспитание активно опирается на уже накопленный жизненный опыт ребёнка, хотя оно является в данный период ещё слабым и неразвёрнутым. Помочь в этом, призвана данная программа.

    Программа рассчитана на работу с детьми 6 – 11 лет и состоит из следующих этапов:

             

              - ознакомительный (1 класс)

              - развивающий (2-3 классы)

             - анализирующий (4 класс)

 

   Каждый этап ставит свои задачи и имеет определённый объём работы.

 

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ:

- научить ребёнка анализировать, осознанно относится к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру, способствовать развитию самосознания ребёнка, пробуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами, особенно бурными и импульсивными;

- показать педагогам, как можно работать с ребёнком над художественным произведением, дать представления о некоторых приёмах и способах подобной работы и некоторых теоретических сторонах проблемы воспитания: всё это призвано способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального развития.

 

ЗАДАЧИ:

- дать представление о нравственности, гуманном отношении к окружающим;

- воспитать у учащихся правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами;

- формировать навыки общения, заботливое отношение к младшим и взрослым; установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- развивать навыки эмоциональной отзывчивости, ответной доброжелательности;

- прививать интерес и уважение к т руду взрослых, чувство благодарности, желание помочь;

- понуждать к стремлению избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его.

  

   Основное содержание  программы – это вечные вопросы, волнующие человека: что такое Добро и Зло, как научиться прощать, противостоять Злу; как стать терпимым и бескорыстным, понятие о чести и достоинстве, о справедливости, о товариществе и дружбе, о чести и умении держать слово, о коллективизме, о сознательной дисциплине и культуре поведения и т.д.

    Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в месяц.

    Воспитательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий)

- иллюстративный (объяснения сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения)

- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

    В программе используются следующие формы работы:

- этические беседы;

- занятия, игры-занятия;

- конкурсные занятия;

- трудовые занятия;

- сюжетно-ролевые игры;

- кукольные представления;

- чтения рассказов с анализом и обсуждением прочитанного;

- коллективное творчество (подбор пословиц и высказываний);

- просмотр диафильмов и кинофильмов;

- анкетирование;

- музыкальное прослушивание;

- разбор педагогических ситуаций.

    Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

                                        ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП    

 

а) работа над правилами;

б) совместная работа взрослых и детей над текстом (Необыкновенное путешествие в страну сказок «Тридесятое царство»)

 

    Первоклассникам нужно, прежде всего, знать конкретные требования, на основе которых складываются нормы поведения. Как работать с правилами? Прежде всего, не следует браться за всё сразу. Нужно соблюдать последовательность в усвоении правил и не надеяться на то, что нравственному поведению сложно научиться на словах. Главное – упражнение в нравственном поведении. Так существует правило: «Будь чутким, заботливо, внимательно относись к другим». Это правило необходимо конкретизировать для учащихся, «указывая им, как вести себя в определённой ситуации»: «Уступи место взрослому в общественном транспорте», «Уходя из дома, скажи, куда пошёл и когда придёшь, не заставляй взрослых волноваться» и т.д.  Основываясь на положительных и отрицательных фактах, в отношении детей друг к другу, надо постоянно подводить их к самостоятельным выводам, формируя вместе с ними то или другое правило. Дальнейшая работа над правилами заключается в последовательном проведении их в жизнь. Раз правило введено, надо требовать его соблюдения, не проходить мимо нарушений, фиксировать внимание детей на случаях его выполнения и невыполнения. Таким образом, будут впитываться, и закрепляться положительные нравственные навыки и привычки. После того, как дети хорошо усвоили некоторые из правил и начали их выполнять, можно перейти к разъяснению других.

 

Пример: - Правила вежливости.

                 - Правила товарищества.

                 - Правила дружной работы.

                 - Правила честной игры и состязаний и т.д.

   

   Путь совместной работы над текстом взрослых и детей лежит через художественную литературу, сказки. Почему именно литература и особенно сказки? Да потому, что искусство, литература- богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высоких чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Слушая сказки и другие художественные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Эта программа способствует развитию нравственных чувств, по которому ребёнок учится не только понимать героев художественного произведения, но и анализировать, развивать собственные переживания.

                    

                                             

                                                 Разделы программы

 

 

Тема

 

Количество часов

1

«Школа вежливости»

4

2

Занятия о добре, вежливости и дружбе

 

4

3

Путешествие по сказкам

 

1

 

                      Тематическая разработка занятий с детьми ( 1 класс )

 

Дата

Тема

часов

всего часов

 

1.      Школа вежливости

 

 

Сентябрь

«Открытие станции Синеглазки (в рамках игры «Путешествие по Солнечному городу» «праздник Вежливости»

1

 

Сентябрь

Занятие «Благодарность. Я спасибо говорю, если вас благодарю».

1

 

Октябрь

«Учимся заботиться о ближних. Пожилым у нас почёт и уважение»

1

 

Ноябрь

«Все мы такие разные, но жить нам вместе (толерантность).

1

 

 

2.      Занятия о добре, вежливости и дружбе

 

 

Декабрь

«О сознательной дисциплине и культуре поведения» «Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным».

1

 

Январь

«История о том, что такое хорошо, а что такое плохо» (в рамках недели по профилактике ПАВ)

1

 

Февраль

«О настоящей, дружбе, выручке, отзывчивости и мужестве» (в рамках месячника патриотического воспитания)

1

 

Март

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В стране волшебных слов».

1

 

 

3.      Путешествие по сказкам

 

 

Апрель

«Игра-путешествие по сказкам, где добро побеждает зло»

1

 

                                                

 

                                                РАЗВИВАЮЩИЙ  ЭТАП 

 

   На данном этапе полученные знания углубляются, развиваются. Содержание и формы работы постепенно усложняются с учётом их нравственного развития. Во 2-3 классах воспитатель продолжает и углубляет работу по организации и становлению классного коллектива. На данном этапе дети учатся выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать их поведение с позиций нравственных норм. Очень важно обращать внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступить против несправедливости, жестокости, нечестности. В воспитательном отношении очень важно заинтересовать ребёнка той «нравственной проблемой», которая заключена в рассказе, сказке или стихотворении. Направленность вопросов, подведения итогов обсуждения должны будить мысль ребёнка, быть «проблемными». А это значит, что дети под руководством педагога учатся сами разрешать поставленный вопрос, а не получают решения в готовом виде.

 

                                              

                                               Разделы программы

 

Тема

 

Количество часов

1

«Школа вежливости»

 

3

2

Школа общения

 

3

3

Занятия о добре, вежливости и дружбе

 

3

 

Тематическая разработка занятий с детьми

2 класс

 

Дата

Тема

 

часов

всего часов

Сентябрь

«Умей сказать нет!» (профилактика ПАВ)

1

 

Октябрь

«Как помочь тем, кто в этом нуждается»

1

 

Ноябрь

«Я среди людей!» (правила общения в общественных местах)

 

1

 

Декабрь

«Героизм в жизни людей»

1

 

Январь

«Нравственные ценности»

1

 

Февраль

«Один за всех и все за одного – основное правило поведения в любом коллективе»

 

1

 

Март

«Спешите делать добро»

 

1

 

Апрель

«Сила воли – путь к победе» (профилактика ПАВ)

1

 

Май

«О героях с уважением и любовью» (ко дню памяти воинам-интернационалистам)

1

 

                             

Тематическая разработка занятий с детьми

3 класс

Дата

Тема

часов

всего часов

 

1.      Азбука общения

 

 

Сентябрь

«Вежливая просьба, согласие, несогласие, вежливый отказ»

 

1

 

Сентябрь

«Комплимент. Доброе слово нам всем дарит радость» (ко Дню учителя)

 

1

 

Октябрь

«Сопереживание, сочувствие и забота о ближнем» (ко дню пожилых людей)

1

 

 

2.      Школа дружбы

 

 

Ноябрь

«Если возник спор. Принимай взгляды других, но имей своё собственное суждение»

1

 

Декабрь

«Как выбрать друзей? Что такое дружба»

 

1

 

Январь

«Верность слову и обещаниям»

1

 

 

3.      Занятия о доброте и отзывчивости

 

 

Февраль

«Путешествие в страну добрых дел и поступков»

1

 

Март

«Забота и внимание, и просто понимание»

 

1

 

Апрель

«Наши заповеди» подведение итогов

 

1

9

                                          АНАЛИЗИРУЮЩИЙ  ЭТАП

  

   В 4 классе углубляются имеющиеся у детей представления о доброжелательности и справедливости в отношениях с людьми, о дружбе и товариществе. Вместе с тем большое внимание уделяется формированию у детей  представлений о коллективизме, под которым подразумевается личная ответственность каждого за общее дело, за судьбу своего класса и внимание самого коллектива к судьбе отдельной личности. В 4 классе воспитатель обращает внимание детей не только на проявление тех или иных нравственных качеств, но и работает с ними над определениями соответствующих понятий: что такое доброжелательность и справедливость в человеческих отношений, что такое товарищество и дружба и т.д.

    К нравственному просвещению надо подключать чувства, переживания детей. Читая сказку, рассказ воспитатель интонацией подчеркивает переживания героев и обращает своё внимание на переживания слушателей. Он просит детей рассказать, что они переживали, когда он им читал то или иное произведение, что переживают. Вспоминая рассказ. Если произведение произвело на класс сильное впечатление, обсуждение его лучше отложить до следующего занятия, чтобы дети глубже почувствовали прочитанное. Надо стремиться к тонкому пониманию учащимися поведения литературных героев, не только их поступков, но и чувств, переживаний, а также причин, лежащих в основе их поведения. Анализ причин позволяет подвести ребёнка к более глубокому пониманию психологии героев, избежать грубой прямолинейности его суждений и оценок. Воспитатель обращает внимание детей на различные формы проявления одного и того же нравственного качества. Он предлагает учащимся дать характеристики героям рассказа, сравнить поведение, поступки герое двух рассказов, выделить общее и различное в поведении разных героев. В 4 классе предлагают нравственные задачи: выбрать правильное решение из двух или нескольких возможных, исключающих или не исключающих друг друга. Дети таким путём учатся отстаивать правильную позицию, доказывать её верность, убеждать в ней других. В 4 классе подводятся итоги нравственного воспитания учащихся за 4 года обучения в школе.

                                           Разделы программы

 

Тема

Количество часов

1

«Школа вежливости»

3

2

«Уроки доброты»

3

3

«Школа дружбы»

3

 

 

Тематическая разработка занятий с детьми

4 класс

Дата

Тема

 

часов

всего часов

 

1.      «Школа вежливости»

 

 

 

«Открытие станции Синеглазки» (в рамках игры- путешествия в «Солнечный город)

1

 

 

«Учимся пользоваться волшебными словами»

1

 

 

«История о том, что такое хорошо, что такое плохо» (в рамках недели профилактики ПАВ)

1

 

 

2.      «Уроки доброты»

 

 

 

«Цветик-семицветик. Волшебный цветок дружбы» (толерантность)

1

 

 

«О сознательной дисциплине и культуре поведения»

1

 

 

«Айболит и его друзья» (в рамках недели профилактики ПАВ)

1

 

 

3.      «Школа дружбы»

 

 

 

«Прослушивание отрывка грамзаписи литературно- музыкального момента книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», повествующий дружбе, отзывчивости, доброте. Анализ с обсуждением.

1

 

 

«Учимся заботится о ближних» (в рамках недели «Моя школа- территория здоровья)

1

 

 

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

9

 

                                  ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Учащиеся 1 года обучение

Должны знать:

- правила поведения в общественных местах;

- правила поведения в транспорте;

- правила поведения в школе;

- правила обращения со сверстниками;

- правила обращения к взрослым людям;

- правила приветствия;

- вежливые слова и их значение;

- иметь представление о товариществе и дружбе.

Должны уметь:

- выполнять правила поведения в общественных местах;

- выполнять правила поведения в транспорте

- выполнять правила поведения в школе;

- употреблять вежливые слова при общении со взрослыми и сверстниками;

- приветствовать сверстников, взрослых, знакомых;

- общаться со сверстниками и взрослыми.

 

Учащиеся 2-3 года обучение

Должны знать:

- основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;

- правила культуры поведения в общественных местах, на школьных мероприятиях, в гостях;

-значение понятий: «общение», «культура речи»

- значение и понятие слов: «милосердие», «равнодушие», «верность», «обещание», «хвастовство», «самоуверенность», «бескорыстие», «эгоизм», «забота», «помощь» и т.п.;

 

Должны уметь:

- использовать в речи основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;

- приглашать и принимать приглашение в гости;

- слушать собеседника и выбирать правильный тон при общении;

- общаться по телефону;

- вести себя в общественных местах и транспорте.

 

Учащиеся 4 года обучение

Должны знать:

- правила для учащихся школы;

-  основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;

- хорошие манеры поведения;

Должны уметь:

- соблюдать правила поведения для учащихся;

- соблюдать культуру речи, исключая из лексикона слова- жаргоны, слова- паразиты, ненормативную речь;

- сдерживать себя в нестандартных ситуациях

- выбирать правильный тон в разговоре и правильную манеру поведения;

- сопереживать в радости и горе товарищам и взрослым людям;

- воспитывать в себе умение быть дисциплинированным, организованным и исполнительным;

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Между воспитанием на предыдущей и последующих ступенях существует диалектическая связь

Между воспитанием на предыдущей и последующих ступенях существует диалектическая связь

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной

Разделы программы №

Разделы программы №

В воспитательном отношении очень важно заинтересовать ребёнка той «нравственной проблемой», которая заключена в рассказе, сказке или стихотворении

В воспитательном отношении очень важно заинтересовать ребёнка той «нравственной проблемой», которая заключена в рассказе, сказке или стихотворении

Октябрь «Сопереживание, сочувствие и забота о ближнем» (ко дню пожилых людей) 1 1

Октябрь «Сопереживание, сочувствие и забота о ближнем» (ко дню пожилых людей) 1 1

Тематическая разработка занятий с детьми 4 класс

Тематическая разработка занятий с детьми 4 класс

Должны уметь: - использовать в речи основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; - приглашать и принимать приглашение в гости; - слушать собеседника и выбирать…

Должны уметь: - использовать в речи основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; - приглашать и принимать приглашение в гости; - слушать собеседника и выбирать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023