Ярина Татьяна Ивановна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»
План работы вариативной части кружка
«Логика»
Средняя группа
2019 – 2020 учебный год.
Пояснительная записка:
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Цель:
Овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика».
Задачи:
1. Учить находить отличия и сходства между картинками или предметами.
2. Продолжать учить складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Продолжать учить называть обобщающим словом группу предметов. Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
4. Учить подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, чай холодный – чай горячий и т.д.
5. Уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Принципы:
· Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
· Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
· Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.
· Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
· Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
· Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.
· В работе используются следующие технологии обучения: здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
· проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
· технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
· ИКТ.
Ожидаемые результаты:
· В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:
· выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам; сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
· ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
· разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
· сопоставлять части и целое для предметов и действий;
· называть главную функцию (назначение) предметов;
· расставлять события в правильной последовательности;
· выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
· применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
· описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
· находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
· проводить аналогию между разными предметами;
· запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
· работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Содержание:
· Считалки
· Математические загадки.
· Графическое рисование.
· Математические стихи-шутки.
· Ребусы. Головоломки.
· Геометрические фигуры.
· Сравнение величин.
· Задания с палочками.
· Задачи в стихах.
· Решение топологических задач. Лабиринт.
· Геометрическое конструирование.
· Решение задач на развитие пространственных представлений.
· Математика в сказках.
· Упражнения для отдыха и развития мелкой моторики.
· Задания на расширение кругозора и словарного запаса детей.
· Упражнения для развития речи.
Режим занятий:
Временной период: |
Кол-во занятий: |
Длительность занятия: 20 минут Время проведения: 16.00 – 16.20 |
В месяц |
2 |
|
В год |
18 |
Структура занятий:
1.Пальчиковая гимнастика.
2.Непосредственная образовательная деятельность.
3.Физминутка.
4. Итог.
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей.
Оформление информации в родительском уголке. Консультации: «Развитие представлений о цвете, форме и величине посредством развивающих игр», «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»; семинар-практикум «Играем с пальчиками».
2. Выступление на родительском собрании.
3. Выставка литературы по развитию логического мышления у дошкольников.
Формы работы:
Коллективные, индивидуальные
Перспективный план:
Срок: |
Тема: |
Цель: |
Сентябрь |
№1 «Части суток».
|
Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером и ночью; развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление; учить имитировать действия обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия. Закреплять знания о частях суток. Упражнять в нахождении нужного изображения. Формировать чувство времени. Воспитывать усидчивость.
|
№2 «В гостях у гномов».
|
Развитие
логико-математического мышления. Развивать умение выделять свойства в
предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по
заданным свойствам.
|
|
Октябрь |
№3 «Ёж в гостях у зайца».
|
Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей; тренировать у детей внимание, память, восприятие. Познакомить с обобщающим понятием «Осень». Уточнить и расширить словарь по теме «Овощи» и «Фрукты». Продолжать учить детей группировке овощей и фруктов по форме, цвету, вкусу. Формировать понимание детьми сериационного ряда: большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, сообразительности, внимания, воображения, общей и мелкой моторики. Расширять знания детей о местах произрастания, природных явлениях, необходимых для роста и развития растений, опираясь на использование схем и моделей. Формировать у детей первоначальный интерес к познанию. Воспитывать отзывчивость, желание помочь нуждающимся.
|
№4 «Маленькие волшебники». |
Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки. Закреплять умение детей различать геометрические фигуры, называть цвета. Учить делать простейшие умозаключения, выводы. Продолжать учить классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Развивать логическое мышление, интеллектуальные способности, слуховое внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес, любознательность и воображение. Воспитывать смелость, находчивость, интерес к сказкам, интерес к экспериментированию. |
|
Ноябрь |
№5 «Спасем Муху-Цокотуху вместе». |
Совершенствование основных психических процессов через использование дидактических игр, логических упражнений. Учить выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными при решении задач – шуток, занимательных вопросов, загадок. Совершенствовать восприятие основных признаков предмета (геометрических фигур) при выборе заданного, ориентируясь на словесные инструкции. Развивать слухо-моторную координацию при решении логических задач на слух.
|
№6 «Ограничение».
|
Учить детей выделять по определенным признакам одного или нескольких предметов из целой группы. Закрепить умение решать проблемные ситуации. Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, восприятие, творческие способности. Воспитывать желание заниматься.
|
|
Декабрь |
№7 «В гостях у Феи». |
Развивать логическое мышление детей через игру. Упражнять детей расшифровывать свойства предметов с помощью знаков и символов. Закреплять знания детей о частях суток, количественном и порядковом счете. Продолжать развивать конструктивные навыки детей. Упражнять в ориентировке в пространстве.
|
№8 «В гости к Красной Шапочке».
|
Активизировать мыслительные процессы; учить рассуждать логически: обосновывать свой ответ, делать правильный вывод; закрепить умение воспринимать и расшифровывать кодированную информацию в виде символов, решать логические задачи на разбиение по свойствам; развивать ассоциативное мышление; закрепить счёт до «5»; способствовать развитию творчества и воображения.
|
|
Январь |
№9 «В гости бабушка пришла».
|
Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, представления о форме (круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная). Формировать умение обследовать и анализировать объёмные фигуры блоков зрительно-осязательным способом. Развивать умение воссоздавать модель по образцу. Развивать мышление, память, внимание, воображение, речь и способность к конструированию. Упражнять в счёте, в отгадывании загадок. Воспитывать уважение к старшим, готовность прийти на помощь. |
№10 «Приключения Колобка» |
Развивать мышление, восприятие, логику, память, речь. Развивать умение следовать определенным правилам при решении задач. Совершенствовать навыки счета в пределах пяти. Закреплять с помощью приложения умение определять, в какой из групп больше, меньше или их поровну. Совершенствовать умение составлять и частей целый предмет. Воспитывать учебные навыки, поддерживать интерес к играм математического - логического содержания. Воспитывать умение сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельность товарища.
|
|
Февраль |
№11 «На помощь, в сказку».
|
Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей. Продолжать учить детей обобщать предметы по форме, цвету, толщине. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, форму, толщину) предметов (два свойства). Развивать умение «читать» схему. Развивать способность к анализу, абстрагированию. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, выслушивать ответ, не перебивать. Воспитывать желание оказывать помощь в трудную минуту. Развивать связную речь, давать полный ответ на вопрос.
|
№12 «Классификация диких и домашних животных».
|
Продолжать обучать детей устанавливать и
графически
|
|
Март |
№13 «Колобок в гостях у ребят».
|
Проверить умение детей самостоятельно
устанавливать
|
№14 «Путешествие на остров Логика» |
Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей с использованием Даров Фребеля. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно; закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх); закрепить навыки прямого и обратного счёта. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям. Развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику; развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных задач, формировать навыки самоконтроля.
|
|
Апрель |
№15 «Лунный гость».
|
Продолжать учить детей обобщать предметы по форме, размеру, цвету. Закрепить знания о геометрических фигурах. Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство: цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Развивать логическое мышление и психические функции, формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям; умения помогать друг другу и попавшим в беду.
|
№16 «Весна пришла»
|
Развитие познавательного интереса к образовательной деятельности у детей посредством игрового набора «Дары Фребеля». Формировать умения детей отражать некоторые игровые действия из геометрических фигур. Выявить уровень знаний у детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, уточнить характерные признаки весны. Развивать воображение, мышление. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроения.
|
|
Май |
№17 «Краденое солнце»
|
Развивать мышление, восприятие, логику, память, речь. Формирование познавательных интересов и способностей детей. Продолжать учить соотносить цифры с количеством предметов, закреплять счет в пределах 5. Закреплять знание геометрических фигур, умение различать цвета. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, закреплять понятия «длинный», «короткий». Учить детей пользоваться набором дары Фрёбеля. Развивать навыки мыслительной деятельности. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
|
№18 «Геометрические фигуры. Танграм. Теремок».
|
Повышение интереса детей к конструированию из геометрических фигур; создать условия для формирования понятия «геометрические фигуры»; формировать умение проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; способствовать развитию интереса к логической игре.
|
Диагностика:
1. Находит предметы схожие и различные по внешним признакам.
2. Ориентируется в пространстве, различает предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу.
3. Сопоставляет части и целое для предметов и действий.
4. Называет главную функцию (назначение) предметов.
5. Расставляет события в правильной последовательности.
6. Описывает простой порядок действий для достижения заданной цели.
7. Находит ошибки в неправильной последовательности простых действий.
8. Проводит аналогию между разными предметами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.