План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

  • docx
  • 21.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План по самообразованию Сайтиева Е.Я..docx

План работы по самообразованию

Индивидуальный план самообразования на 2025 - 2026 учебный год

1.Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»   

2. Когда начата работа над темой        2024 г.

3. Когда предполагается закончить работу над темой      2027 г.

4. Цели и задачи самообразования по теме

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение

профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности

Задачи:

1.      Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической и художественной литературы по теме самообразования;

2.      Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

3.      Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

4.      Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

5.      Улучшить общую двигательную активность;

6.      Содействовать нормализации речевой функции;

7.      Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

8.      Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

9.      Составить картотеку игр по развитию мелкой моторики;

10.  Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

Методы и приемы работы:

·         массаж кистей рук

·         пальчиковая гимнастика, физкультминутки

·         пальчиковые игры со стихами

·         пальчиковый театр, настольный театр

·         лепка из пластилина

·         нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, спонжами и т д.

·         различные виды аппликаций

·         дидактические игры

·         работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)

·         работа с карандашом ( рисование по трафаретам, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий)

·         завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков

·         игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

·         пазлы, мозаика.

·         игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

 

1 ЭТАП информационно - аналитический (вводно-ознакомительный)

 

Изучение научной и учебно-методической литературы:

 

1.      Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2.      Бондарченко И.В. Игровые досуги для детей 2-3 лет- М.:ТЦ Сфера,2009

3.      Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа» Мозаика- Синтез, Москва, 2014.

4.      Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5.      Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет.-М.:РИПОЛ классик,2009

6.      Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

7.      Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши. Игровые занятия с детьми 1-3 лет. -М.: Мозаика-Синтез,2008

8.      Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста(1-3 года ) . Методическое пособие для воспитателей и родителей.- Москва: Мозаика- Синтез, 2011.

9.      Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года ) . Методическое пособие для воспитателей и родителей.- Москва: Мозаика- Синтез, 2011.

10.  Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста(1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей-М.:Мозаика-Синтез,2009.

11.  Янушко Е.А.Рисование с детьми раннего возраста(1-3 года ) . Методическое пособие для воспитателей и родителей.- Москва: Мозаика- Синтез, 2010.

12.  ЯнушкоЕ.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.1-3года М.: Мозаика-Синтез,2007.

13.   10. Интернет ресурсы.

   

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

 

План работы по самообразованию.

 

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук(группы раннего возраста)

4. Подготовить консультации для родителей

5. Консультация для воспитателей:  «Что такое мелкая моторика и почему так

важно её развивать?».

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 2024 - 2025 уч. год

 

               

                      Содержание работы

Срок выполнения

1.      Изучить литературу по данной теме (Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.1-3года М.: Мозаика-Синтез,2007)

2.      Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».

3.      Заучивание пальчиковой игры «Дождик»

4.      Обучение детей игре «Шнуровка».

5.      Лото «Собирай-ка»

6.      «Волшебный мешочек»- определение овощей и фруктов на ощупь

7.      Заключение договоров с родителями воспитанников

8.      Участие в конкурсе  на лучшее оформление группы «Золотая осень»

9.      Конкурс рисунков «Волшебная осень»

10.  Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению»

11.  Родительское собрание «Давайте познакомимся. Адаптационный период. Возрастные особенности психического развития детей 2-3 лет. Целевые ориентиры в раннем возрасте»

сентябрь

1.      Изучить литературу по данной теме (Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.)

2.      Подготовить для родителей консультацию «Что такое мелкая моторика     и  для чего она нужна

3.      Заучивание пальчиковой игры  «Осенние листья», «Капуста»

4.      Пазл «Лесные животные»

5.      Настольная игра «Мозаика».

6.      Штриховка (овощей и фруктов).

7.      Участие в конкурсе среди воспитателей «Лучшая разработка сюжетно - ролевой игры»

8.      Конкурс поделок «Дары осени»

Октябрь

1.      Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

2.      Пальчиковый театр «Колобок»

3.      Д/и «Сухой бассейн»».

4.      Настольная игра «Домашний уголок», «Чья тень?» (крупные пазлы).

5.      Игры с прищепками. 

6.      «Собери бусы для мамы»-шнуровка

7.      Участие в семинаре «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, через дидактические игры». Презентация игры по логическому мышлению

8.      Конкурс чтецов  «Я о маме стихами расскажу»

9.      Конкурс рисунков «Улица полна неожиданностей»

10.  Родительское собрание «Все начинается с детства. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Ноябрь

1.      Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей раннего  возраста».

2.      «Одень Таню, одень Ваню»- игры с бумажными куклами и предметами одежды

3.      Заучивание пальчиковой игры «Елочка»

4.      Конструирование из палочек «Флажок»«Елочка».

5.      Самомассаж «Ручки греем»

6.      «Украсим елочку»- аппликация

7.      Участие в конкурсе на лучшее новогоднее оформление группы: «Новый год в сказке»

8.      Конкурс поделок из бросового материала, «Елочка, елочка – колкая иголочка».

Декабрь

1.      Подготовить для родителей консультацию «Пальцы помогают говорить»

2.      Заучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

3.      Настольный театр «Теремок»

4.      Настольная игра- пазлы «Чей малыш?»

5.      Графическое упражнение «Проведи дорожку»

6.      Упражнения с массажными мячиками Су-Джок

7.      Участие в семинаре «Организация проектной деятельности у дошкольников». Представление краткосрочного проекта по образовательным областям (на выбор педагогов).

8.      Конкурс на лучшее оформление участка: «Зимняя сказка»

9.      Конкурс рисунков по ОБЖ

10.  Конкурс рисунков «Зимушка – зима»

Январь

1.      Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

2.      Конструирование из палочек «Окно»«Домик»«Флажок».

3.      Игра с бумажными салфетками  «Лепим снежки»

4.      Изготовление подарков к праздникам«День защитников Отечества Самомассаж «Добываем огонь»

5.      Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

6.      Смотр - конкурс уголков «Страна математики»

7.      Выступление на медико-педагогическом  совещании  на тему «Социальный опыт через игровую деятельность»

8.      Участие в конкурсе среди воспитателей Лучший уголок по ФЭМП «Страна математики»

9.      Конкурс поделок «Подарок солдату»

10.  Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Февраль

1.      Пальчиковые игры «Семья», «Мамин праздник»

2.      Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта

3.      Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»

4.       Конструирование из разных видов конструкторов

5.      Настольная игра-пазлы «Ассоциации»

6.      Штриховка (мяча).

7.      Участие в конкурсе для педагогов «Моя дидактическая игра по математике»

8.      Конкурс Цветочных композиций из бросового материала

9.      Конкурс рисунков «Огонь - друг, огонь – враг»

Март

1.      Заучивание пальчиковой игры «К нам пришла весна», «Птицы»

2.      Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

3.      Учить детей изображать пальчиками «Флажок»«Очки»«Стол»«Стул»«Крыша».

4.      Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

5.      «Собери картинку из 4 частей»

6.       Упражнения с массажными мячиками Су-Джок

7.      Конкурс центра природы: «Огород на окошке»

8.      Конкурс рисунков «Космические дали»

9.      Буклеты «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Апрель

1.      Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

2.      Учить изображать с помощью пальцев различные движения: резание ножницами, пиление, закручивание винтика и другие.

3.      Игра «Дарики - комарики»

4.      Складывание в бутылочку мелких предметов

5.      Настольная игра «Найди место»

6.      Игра «Спрячь в ладошке»

7.      Конкурс на лучшее оформление окон на День Победы «Окна Победы»

8.      Картотека «Патриотическая копилка»

9.      Конкурс рисунков «Ура, лето!»

10.  Родительское собрание «Вот и стали мы на год старше»

 

Май