План совместной работы педагога-психолога и специалистов ДОУ
на 2022-2023 учебный год
Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
Направления деятельности педагога-психолога
Совместная работа педагога-психолога с руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
8. Предоставляет отчетную документацию.
9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
11. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
Совместная работа педагога-психолога со старшим воспитателем.
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
9. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК
10. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
11. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
12. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
13. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
14. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
15. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
Совместная работа с воспитателями.
1.Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2.Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3.Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5.Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6.Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9.Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10.Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
11.Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12.Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
13.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
14.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
15.Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
16.Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
17.Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
Совместная работа с музыкальным руководителем.
1.Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
2.Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).
3.Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
4.Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
5.Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
6.Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
7.Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
8.Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
10.Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
11.Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
12.Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
Совместная работа педагога-психолога с воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре
1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.
2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
6. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (при организации соревнований между возрастными группами: старшей и подготовительной).
7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
8. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
9. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
10. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
Совместная работа педагога-психолога с учителем-логопедом
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
2. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
Направления деятельности педагога-психолога
· желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;
· модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду;
· личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности;
· предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
Обучает родителей:
· способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
· умению организовывать и направлять разные игры детей;
· методам игрового взаимодействия с ребенком;
· созданию оптимальной развивающей среды дома;
· правилам выбора игровых средств и оборудования.
Проводит:
· индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
· групповые тематические консультации для родителей;
· игровые детско-родительские сеансы;
· психологическую диагностику детей.
Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитателей ДОУ.
Взаимодействуя с воспитателями ДОУ, психолог:
- знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей;
- дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения;
- разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;
- обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
- готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми;
- обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;
- принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;
- по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;
- проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива;
- формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с, детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;
- осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.
Взаимодействие педагога — психолога и воспитателей ДОУ идет по следующим направлениям:
1. Диагностическое.
2. Консультативное.
3. Коррекционно-развивающее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.