План туристического похода для детей 6–7 лет на тему «Изучение грибов в лесу»

  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала поход в лес.docx

План туристического похода для детей 6–7 лет на тему «Изучение грибов в лесу»

 

Краткая идея:

Короткий безопасный поход в близлежащий лес с познавательными остановками, играми и простыми наблюдениями за грибами (видимость, место роста, форма, цвет). Цель — развить любознательность, наблюдательность и уважение к природе, сформировать важные правила безопасности (ни в коем случае не пробовать грибы).

 

Цели занятия

- Познакомить детей с местами и условиями, где растут грибы.

- Научить наблюдать (цвет, форма, место роста), фотографировать и зарисовывать найденные грибы.

- Усвоить правила безопасности: не трогать и не есть грибы без разрешения взрослого; не срывать редкие экземпляры.

- Воспитать бережное отношение к лесу и его обитателям.

 

Возраст: 6–7 лет

Длительность: 2–3 часа (короткий поход, без длительных переходов)

Максимальная дистанция: 1–2 км с несколькими остановками

 

Участники и организация

- Группа: 12–16 детей.

- Взрослые: минимум 3 взрослый/взрослых (рекомендуемое соотношение 1 взрослый на 6 детей). Один из взрослых — руководитель с аптечкой и телефоном.

- Место: лес с хорошо проходимыми тропами, безопасный рельеф, отсутствие плотного болота или крутых склонов.

- Разрешения: согласие родителей, информация о медицинских ограничениях и аллергиях.

 

Оборудование и материалы

- Для каждого ребёнка: удобная обувь, закрытая одежда по погоде, головной убор, вода, небольшой рюкзак.

- Коллективно: первое медицинское средство (аптечка), спрей/средство от клещей, тряпки/перчатки одноразовые для демонстрации, несколько пластиковых контейнеров с крышками (если собирать образцы для дальнейшего анализа — только взрослые), бумага/блокноты и цветные карандаши, планшет/компактный фотоаппарат для фотографирования, лупа (увеличительное стекло), карточки/плакаты с картинками грибов (детский определитель), наклейки/печати для поощрения.

- Продукты/перекус: фрукты/бутерброды (без грибов), салфетки, питьевая вода.

 

План похода (примерный тайминг)

 

1. Сбор и инструктаж у места старта (15–20 мин)

- Приветствие, знакомство, краткое объяснение темы: «Сегодня мы будем изучать, где и как растут грибы».

- Правила безопасности (четко, коротко и громко для детей):

  - Ни в коем случае не пробовать и не класть в рот грибы.

  - Не срывать и не рвать неизвестные грибы — можно только посмотреть и сфотографировать.

  - Держаться группы, не убегать вперед.

  - Если увидел гриб — громко сообщи взрослому.

- Проверка одежды, инструментов, наличие воды и телефона.

- Распределение ролей: ведущий, помощник (может быть 1–2 ребёнка, которым дают простые задачи: считать найденные грибы, фотографировать и т.п.).

 

2. Переход по тропе к первой остановке (10–15 мин)

- Небольшая прогулка по лесной тропинке с наблюдением: где растут грибы? (у деревьев, на пнях, в траве).

- Включать вопросы: «На что похоже место, где растут грибы? Мокрое ли это место? Тенистое?»

 

3. Остановка 1 — Наблюдение у пня/полянки (15–20 мин)

- Демонстрация: показать несколько местных типичных условий роста (под сосной, у дуба, на распадеющемся пне).

- Дети наблюдают, фотографируют и делают зарисовки 1–2 грибов с расстояния.

- Показ карточек-определителей: сравнить найденный гриб с картинкой (только для образовательных целей — не как руководство к сбору/едению).

- Важная ремарка: не давать детям определять «съедобность» — это делает взрослый-эксперт или последующая идентификация специалистом.

 

4. Игра «Грибной детектив» (10–15 мин)

- Игра для закрепления: дети получают карточки с описаниями (например, «растёт на пне», «имеет шляпку красного цвета», «хорошо прячется в траве»), ищут место, которое подходит, и отмечают на прикреплённом плакате.

 

- Цель — развитие наблюдательности, обучение описывать предмет.

 

5. Остановка 2 — Практика: рисунок и споровый отпечаток (по желанию взрослых) (15–20 мин)

- Рисование найденного гриба в тетрадях (детям объяснить форму шляпки, ножки, окружение).

- Демонстрация простого спорового отпечатка (спор-принт) взрослым: взрослый берет шляпку, кладёт её шляпкой вниз на лист бумаги на 30–60 минут (или приносит домой). Для детей — показать принцип и результат заранее подготовленного примера. (Важно: для опыта использовать перчатки и не давать детям трогать. Не использовать неизвестные ядовитые виды для демонстрации.)

- Альтернатива: сделать отпечаток красками с безопасной пластиковой формой, не повреждая грибы.

 

6. Перекус и отдых (15–20 мин)

- Отдых на чистой площадке/полянке, питьё, лёгкий перекус. Напоминание — ни в коем случае ничего не пробовать из леса.

- Короткая беседа о том, что дети увидели: кто что запомнил?

 

7. Краткая экскурсия к другому типу местообитания (10–15 мин)

- Показ грибов на хвойной подстилке, в лиственном лесу, у ручья (если безопасно).

- Обсуждение: почему в разных местах растут разные грибы (влажность, свет, тип почвы).

 

8. Итоговая остановка, подведение итогов (10–15 мин)

- Обсуждение наблюдений: где нашли больше грибов, какие отличия.

- Вручение наклеек/печатей «Юный грибовед» или простое поощрение.

- Домашнее задание: зарисовать дома один гриб по памяти или принести фотографию (без сбора съедобных грибов).

 

Безопасность и риски (обязательные пункты)

- НИКОГДА не пробовать грибы на вкус; не собирать для еды в походе.

- Детям заранее объяснить правило «не трогать, не класть в рот, сообщить взрослому».

- Аптечка, средства от клещей, телефоны экстренных служб (указать номера и контакт ответственного взрослого).

- Информировать родителей о возможных последствиях контакта с ядовитыми грибами и о том, что при контакте кожи с неизвестной слизью/соком нужно сразу промыть водой.

- Учитывать аллергии детей (пыльца, грибковые споры) — при склонности к аллергии уведомить родителей и возможно отказаться от похода.

- Один из взрослых должен иметь базовые навыки первой помощи и план эвакуации.

- Не заходить в труднодоступные места, не разжигать костры рядом с грибными местами.

 

Этические и природоохранные моменты

- Не ломать лишние ветки, не рвать грибы без причины.

- Не оставлять мусор, унести всё с собой.

- Если собираются образцы для научной идентификации — брать только те, что уже отпали либо брать небольшие образцы под руководством взрослого; не добывать редкие/защищённые виды.

 

Информация для родителей (пример короткого текста-разрешения)

- Дата, время начала и конца, маршрут, ответственные лица и их телефоны.

- Перечень вещей для ребёнка (одежда по погоде, вода, удобная обувь, перекус, головной убор).

- Медицинская информация (аллергии, лекарства) и согласие на участие.

- Подчёркнуть правило: «ни в коем случае не есть грибы».

 

Послепоходные активности (в группе или дома)

- Создать фотоальбом/коллаж «Наш грибной поход».

- Совместно составить плакат «Правила поведения с грибами» для класса.

- Пригласить местного миколога/натуралиста для безопасной идентификации найденных образцов (если собраны под контролем взрослых).

- Наблюдать дома за посадкой (если были принесены споры/семена — только под руководством взрослых).

 

Контрольный чек-лист перед выходом

- Согласия родителей собраны.

- Аптечка и средства связи на месте.

- Взрослые знают маршрут и план.

- Все дети одеты по погоде, имеют воду и перекус.

- Разъяснены правила безопасности и поведения.

 

Заключение

 

Поход должен быть коротким, насыщенным наблюдениями и играми, с акцентом на безопасность и экологическое воспитание. Основной педагогический эффект — развитие любознательности, навыков наблюдения и ответственности за природу. Если нужно, могу подготовить: простые карточки-определители для детей, шаблон разрешения для родителей и игровые задания для «грибного детектива».


 

Посмотрите также