ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
1. Цель урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста
2. Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
3. Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
4. Формы работы учащихся
Индивидуальная, групповая
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых технологий |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин) |
1 |
Организационный момент |
|
Мотивирует учащихся на деятельность |
Готовятся к уроку, настраиваются |
1 мин |
2 |
Речевая разминка |
|
На сосне и на березе – бахрома: Белой пряжей их закутала зима. И оставила распутывать весне Эту пряжу на березе и сосне.
-Какой заголовок можно придумать? В. Орлов «Зимняя бахрома» |
-Читают «птичьим базаром», - с интонацией удивления; - с интонацией восхищения; - с веселой интонацией; - выразительно; - придумывают заголовок |
3 мин |
3 |
Проверка домашнего задания |
Работа в парах |
На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали? Организует выразительное чтение |
Валерия Яковлевича Брюсова
Дети выразительно читают стихи друг другу. Взаимооценка (смайлики) |
5 мин |
4 |
Актуализа- ция знаний |
Логические цепочки |
Прочитайте записанные на доске фамилии авторов. Составьте из них два ряда. В каждом из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр. |
А.С.Пушкин, А.А.Фет, Е.А.Благинина-поэты, они пишут стихи В.В.Бианки, Н.Н.Носов, В.А.Осеева-писатели, они пишут рассказы |
2 мин |
5 |
Формулирование учениками темы и задач урока |
|
Обратите внимание на цифры, стоящие над буквами некоторых фамилий. Попытайтесь определить, что мы можем узнать с их помощью. Откройте учебники и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите? А сейчас прочитайте название его стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение? Сформулируйте тему урока полностью
Зная тему, поставьте задачи урока |
можем установить фамилию автора, о творчестве которого будем говорить на уроке. Это Есенин.
Тема урока: Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки”Познакомиться с биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”,Учиться правильно и выразительно читать
|
3мин |
6 |
Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина |
Прием «Инсерт» ٧- я знаю; + - новые знания; - -думал иначе; ?- хочу знать больше |
Посмотрите на выставку книг со стихами Есенина. Какие вам знакомы? Какие стихи Есенина вы знаете? Какая тема главная в творчестве Есенина? Организует работу с библиографическим текстом. Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино. Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка.
С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери) "Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Бабушка и дед сумели передать внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.
|
Тема Родины, о родной природе Ученики читают текст, делают соответствующие маркировки в ; Осмысление прочитанного. Подведение итогов. |
7 мин |
7 |
Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия |
|
Чтение стихотворения учителем. Организует проверку первичного восприятия стихотворения: О чём вспоминает поэт в этом стихотворении? С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)
|
Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают |
5 мин |
8 |
Физминутка |
|
|
|
1 мин |
9 |
Чтение и анализ стихотворе ния |
|
Проверка: Уточним значения некоторых слов:
Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.) салазки – маленькие деревянные ручные санки Могли быть такие в детстве у Есенина? загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих) Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше? А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.) Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?
|
Самостоятельная работа. Дети читают и отмечают непонятные слова. Работа со словарем
Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка |
5 мин |
10 |
Выразительное чтение |
Работа в парах |
Наблюдает за работой учеников. Проверка: первые четыре
строки – дети устали О чем же это стихотворение?
|
Работа с учебником с. 71 Чтение в парах Взаимопроверка. Оценивают смайликами.
1-2 ученика громко выразительно читают О теплых, нежных воспоминаниях детства Есенина, связанных с любимым человеком – бабушкой. |
5 мин |
11 |
Домашнее задание. |
Уровневая дифференциация |
1 уровень – найти в дополнительной литературе стихотворение С. Есенина и подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию. 2 уровень – выучить наизусть стихотворение «Бабушкины сказки». 3 уровень- подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки» |
Выбирают задание для домашней работы |
1 мин |
12 |
Рефлексия |
Прием Синквейн
Работа в группах |
1стр.-1 существительное 2 стр.- 2 прилагательных 3 стр.- 3 глагола, которые характеризуют действия предмета 4 стр.- фраза из 4 слов 5 стр.- синоним к 1 слову |
Дети Шумные, разные Бредут, сидят, слушают Мы загалдели, начинаем приставать Гурьба Оценивают выступление смайликами |
5 мин |
13 |
Итог урока |
|
Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы.
|
Познакомились биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”, Учились правильно, выразительно читать Оценивают свою работу на уроке.☺ |
2 мин |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.