План-конспект урока по дисциплине «Экономика организации»
Тема учебного занятия: «Инвестиции организации».
Цели учебного занятия:
Дидактическая: изучить понятие и сущность инвестиций, их основные виды, рассмотреть взаимосвязь инвестиций и накоплений, проанализировать субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
Воспитательная: стимулировать формирование аккуратности и социальной коммуникации (студенты должны осознавать и проявлять аккуратность и точность в расчетах, уметь работать сообща).
Развивающая: активизировать изучение учащимися понятий, связанных с темой занятия, способствовать развитию любопытности, внимания, навыков логического мышления и умения анализировать, обобщать материал, вырабатывать умение пользоваться индукцией, дедукцией и умозаключениями по аналогии.
Методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, лекция, объяснение), наглядные методы (показ), практические методы (упражнение).
Средства обучения: знаковые системы (учебники, учебные пособия, опорные конспекты), калькулятор.
Тип занятия: комбинированный урок
Вид занятия: лекция
Определение начальных условий, т.е. какими представлениями обучающиеся уже обладают по изученной теме, какие нормы и смыслы и убеждения у них уже сформулированы. Студенты уже понимают значение инвестиций в экономике, сталкивались с данным понятий в жизни. Они имеют представление о сферах деятельности, в которых могут быть вложены инвестиции. Поэтому цель – углубить знания по этой теме, разобраться в экономических терминах.
Содержательное наполнение
В рыночных условиях хозяйствования оценка целесообразности инвестиций приобретает важное значение для всех субъектов предпринимательской деятельности.
Эффективность инвестиционного процесса связана с оценкой и выбором наиболее привлекательных инвестиционных проектов из ряда альтернативных, которые обеспечивали бы в будущем максимальную прибыль.
Инвестиции (от лат. investire — облачать) — вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения положительного социального эффекта. Инвестиции осуществляются с целью получения определенного результата (прибыли) и становятся бесполезными, если данного результата не приносят.
Классификация инвестиций
Для целей планирования и анализа инвестиции могут быть классифицированы по ряду направлений, что дает возможность глубже понять сущность инвестиций. Наиболее распространенной является следующая классификация:
1. По объектам инвестирования:
• финансовые;
• реальные;
• инвестиции в нематериальные активы.
Финансовые инвестиции — это вложение денежных средств в ценные бумаги, акции, облигации, долговые права, на депозитные счета в банке под определенные проценты.
Реальные инвестиции — вложение капитала в производство на его создание и развитие.
Инвестиции в нематериальные ценности — это вложение средств в научные исследования, подготовку кадров, рекламу, приобретение лицензий на использование новых технологий.
2. По продолжительности инвестирования:
• краткосрочные (до 1 года);
• долгосрочные.
Основными инструментами краткосрочного инвестирования являются банковские депозиты, векселя, сертификаты и высоколиквидные ценные бумаги.
Долгосрочные инвестиции (на продолжительный период времени) — это инвестиции в реальный сектор. К ним относятся долгосрочные финансовые инвестиции, например в акции дочерних предприятий, в уставный капитал других фирм.
3. По формам воспроизводства в реальном секторе:
• на создание объекта предпринимательской деятельности;
• на расширение производства;
• на реконструкцию, техническое перевооружение.
В зависимости от конечных результатов:
• на рост объемов производства;
• на повышение качества производимой продукции;
• на экономию ресурсов (в конечном счете на снижение себестоимости);
• на увеличение количества рабочих мест.
5. По формам собственности:
• частные;
• государственные.
Частные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства.
Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета и других государственных финансовых источников.
6. По источникам финансирования:
• собственные (амортизация, прибыль);
• заемные (кредиты);
• привлеченные (посредством эмиссии акций).
Взаимосвязь инвестиций и накоплений
Накопление - это процесс формирования финансовых ресурсов используемых на цели расширенного воспроизводства. Накопления - это результат выгодных инвестиций. В то же время накопления предшествуют инвестициям, так как служат их источником.
В результате долгосрочной стратегии развития предприятия реализуется взаимосвязь инвестиций и накоплений. Капитал, полученный в результате предпринимательской деятельности, должен быть направлен в целевые фонды денежных средств, обеспечивающие аккумулирование капитала. Эти фонды служат источником финансирования капитальных вложений и отражают процесс использования накопленного капитала. Одновременно новые инвестиции создают предпосылки накопления капитала в будущем, когда отдача превысит вложения. Производительный оборот капитала создает нормальные условия для расширенного воспроизводства. Инвестиции, обеспечивающие динамичное развитие предприятия, возможны при следующих обстоятельствах:
• расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых ресурсов в целях завоевания большей доли рынка, повышения конкурентоспособности.
• приобретение новых предприятий
Инвестиционная деятельность
Инвестиционный процесс представляет собой последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конкретное протекание инвестиционного процесса зависит от объекта инвестирования. Соответственно и разграничение этапов инвестиционного процесса во многом предопределяется видами инвестирования. Прежде всего, речь идет о реальных и финансовых инвестициях.
В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить следующие два
· принятие решения об инвестировании
осуществление и эксплуатация инвестиций.
Первый этап принято подразделять на ряд самостоятельных фаз (подэтапов), которые характерны для осуществления как реальных, так и финансовых инвестиций. Число этих фаз может быть различным, однако к наиболее типовым можно отнести следующие три
· формирование целей инвестирования
определение направления инвестирования
выбор конкретных объектов инвестирования
В процессе принятия решений об инвестировании ставятся и определяются различные цели. В качестве исходных выступают формальные цели, которые в дальнейшем служат в качестве критерия отбора объектов инвестирования. Формальные цели возникают из стратегических целевых установок инвестора.
Задание для домашней работы.
Обозначить, в какие сферы может быть вложен инвестиционный капитал, привести примеры.
Ход урока
Этап урока |
Время, мин |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент |
2 |
Приветствует студентов («Здравствуйте!») Проверка отсутствующих и готовность к занятию. |
Приветствуют педагога. Ответственный отмечает отсутствующих. |
Постановка целей и задач |
3 |
Сообщает темы, цели и задачи («Наше занятие посвящено теме «Инвестиции организации». Сегодня нам предстоит изучить понятие инвестиций, их функции, определить основные виды инвестиций, проанализировать взаимосвязь инвестиций и накоплений.»). |
Студенты осмысливают предстоящий ход урока, осознают важность предстоящего занятия, вспоминают основные понятия, пройденные на предыдущих уроках по теме «Экономические индексы». |
Проверка усвоения знаний и сформированности умений при выполнение домашнего задания |
6 |
Проверяет домашнее задание, задает вопросы по пройденному материалу. (На прошлом уроке мы с вами закончили тему «Оборотные средства», вспомним что такое оборотные средства, источники формирования оборотных средств? Дома вы рассчитывали показатели оборачиваемости оборотных средств. Какие формулы вы применяли? Какие данные у вас были? Какой ответ вы получили? Какой вывод можно сделать?») |
Студенты отвечают на вопросы педагога («Оборотные средства – это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Эти составные части оборотных средств по-разному обслуживают процесс воспроизводства… В процессе кругооборота оборотных средств источники их формирования, как правило, не различаются. Структура источников формирования оборотных средств охватывает: • собственные источники; • заемные источники; • дополнительно привлеченные источники») |
Введение нового материала |
40 |
Начинает объяснять новый материал, организует восприятие и осмысление данного материала, заостряет внимание на отдельных моментах, организует связь с ранее пройденным материалом, задает вопросы, на которые учащиеся уже могут ответить («Мы рассмотрели понятие инвестиций, и для того, чтобы перейти к вопросу взаимосвязи инвестиций и накоплений вспомним, что такое накопления?.. Таким образом, проанализировав эти понятия, мы видим, что накопления являются результатом и одновременно источником инвестиций»). |
Студенты внимательно слушают и записывают за педагогом основной материал, отвечают на вопросы, поставленные педагогам («Накопления – это »). |
Закрепление знаний и способов деятельности |
15 |
Педагог предлагает студентам подумать («Кто, на ваш взгляд, может быть субъектами инвестиционной деятельности»). |
Студенты отвечают на поставленный вопрос. |
Повторение |
6 |
Педагог систематизирует и обобщает полученный материал («Итак еще раз вспомним, что инвестиции – это…Инвестиции классифицируются по следующим факторам…взаимосвязь инвестиций и накоплений проявляется в то, что…»). |
Студенты осмысливают еще раз полученный материал, включают полученные новые знание в ранее изученный материал |
Информация о домашнем задании и инструктаж |
4 |
Дает домашнее задание («Запишите задание на дом:, в какие сферы может быть вложен инвестиционный капитал, привести примеры»). |
Студенты осознают цели, содержание и способы выполнения домашнего задания. |
Этап подведения итогов |
3 |
Педагог подводит итоги. |
Студенты осмысливают пройденное занятие, самостоятельно подводят итоги своей работы. |
Заключительный этап |
1 |
Педагог сообщает тему следующего занятия и его форму. («Следующее занятие будет практическим по теме: Экономические индексы»). |
Студенты осмысливают следующее занятие |
Список рекомендуемой литературы
1. Выварец А.Д. Экономика предприятия : учебник для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
2. Семенова А.Л. Экономика -СПб. учебник для вузов:Питер,2020.-384с.
3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. 2020, 280с.
4. Экономика предприятия: учебник / под ред. Семенова В.М. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2019.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.