План урока на 27 сентября
Оценка 4.6

План урока на 27 сентября

Оценка 4.6
docx
27.09.2021
План урока на 27 сентября
Тема.docx

Тема:  Простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Цели: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения; совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа дей­ствия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр. 52 (с. 37). —  Прочитайте шуточные стихотворные строки так, как под­сказывают вам знаки препинания, и так, чтобы был поня­тен смысл предложения.

—  Сколько предложений вы выделили? (Два, так как стоят две точки.)

—  Как разделяются части сложного предложения? (Между ними стоит запятая.)

Упр. 51 (с. 37). —  Прочитайте, какие предложения у вас получились.

—  Докажите, что вы составили сложные предложения. (Учащиеся называют грамматические основы, объясняют по­становку знаков препинания.)

III. Актуализация знаний

—  Прочитайте стихотворение-шутку Т. Крюковой.

Леф, леопарт, носорок и верблют

В моем зоопарке тетрадном живут.

Ребята узнали про льфа с леопартом,

И все покатились со смеха под парты.

Верблюты мои и мои носороки...

Весь класс потешался вчера на уроке.

Жаль, нету в природе подобных зверей,

Ну что же, отныне я буду умней.

И, чтоб не смешить понапрасну народ,

Пишу я: жирав, утконоз, бегемод.

—  Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

—  Как автору удалось создать весёлое настроение у читателей?

—  Какое правило орфографии не знал герой этого стихотво­рения?

—  Запишите правильно, каких зверей ученик хотел поселить в тетрадном зоопарке.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте предложения.

1) В портфеле у Миши лежат тетрадки, книжки, пенал.

2) Музыка стихла, но праздник продолжался.

3) Руки человека всё время работают, творят, строят.

4) Солнечные лучи скользили по холодному снегу и еле

5) На траве лежит холодная роса, насекомые спят, цветы крылись.

6) Наступит осень, и птицы покинут наши края.

—  На какие две группы можно разделить эти предложения? (Простые предложения с однородными членами предложения.)

—  Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

—  Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 53 (с. 38). —  Прочитайте предложения.

—  Определите тип первого предложения: оно простое или сложное? Докажите. (Простое, так как в нём одна грамматическая основа.)

—  Что соединяет союзы? (Два однородных сказуемых.)

—  Будем ли мы ставить запятую перед союзом в предложении с однородными членами запятая е, и не ставится.)

2. Работа со схемами предложений

(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке схеме).)

—  Распределите схемы предложений по двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений.

О, О, О. О, и О. 0,аО. О, но О.

—  Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении од­нородные члены? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

—  А как могут быть связаны части сложного предложения? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

—  В каком случае между однородными членами ставится за­пятая? (Если однородные члены связаны с помощью интонации перечисления или союзами а, но.)

—  А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения? (Между частями сложного предложения за­пятая ставится всегда.)

1.      Работа по учебнику

Упр. 54 (с. 38). —  Прочитайте предложения.

—  Прочитайте предложения с однородными членами.

—  В каких предложениях между однородными членами ста­вится запятая? Почему?

—  Прочитайте сложные предложения.

—  В каких предложениях нужно поставить запятую? Почему?

—  Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

(Сильные учащиеся выполняют задание, обозначенное знач­ком «Задание повышенной сложности». Проверка. Один ученик зачитывает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй ученик — простые предложения с однородными членами. Далее коллективное выполнение грамматических разборов.)

—  Назовите орфограммы в словах обед и морозный. Объясните написание этих слов.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 55 (с. 39). (Работа в парах. Коллективная проверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия Запись под диктовку

(Один ученик работает на откидной доске.)

Дождь стучал по крыше и трепал листья. Ветер усилился и погнал тучу на село. Сверкнула молния, и раздался резкий удар грома. Люди закрывали ставни на окнах, и село опустело.

(Коллективная проверка.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Как отличить сложные предложения от предложений с од­нородными членами?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

 

Тема:  А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произ­ведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — фор­мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планиро­вание вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключе­вых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо­жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей­ствий, умение договариваться о совместных действиях); личност­ные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отно­шений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), про­явление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя карточки, аудиоприложение к учебнику.

 

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

—  Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый — кленовый.

В. Авдиенко

—  Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).

—  Как бы вы его озаглавили? Почему?

—  Определите тему и цели урока.

III. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте стихотворение «Няне» наизусть.

—  Кто из вас подготовил иллюстрации к нему? Расскажите, что вы изобразили.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

1. Чтение и анализ стихотворения «Туча»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер.)

—  Как Пушкину удается показать, что пора ненастья минова­ла? Какие слова он для этого выбирает?

—  Объясните значение слова «алчный». (Жадный, корыстолю­бивый, страстно желающий чего-нибудь.)

- Подберите синоним к слову «унылый». (Грустный, печальный.)

Подберите антоним к слову «ликующий». (Унылый, тоск­ливый.)

Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Объясните.

Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

2. Чтение и анализ стихотворения «Унылая пора! Очей очаро­ванье!..»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер.)

Объясните значение слов и выражений: «багрец», «про­щальная краса», «пышное природы увяданье», «в их сенях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».

Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».

Подберите антонимы к словам «свежее (дыхание)», «седая (зима)».

(Затем учащиеся работают по вопросам 1, 2 на с. 68 учебника. После чего выразительно читают стихотворение.)

3. Работа с репродукциями картин

Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон» на с. 69 учебника.

Как художники изображают осеннюю пору? Составьте рас­сказ и запишите его план в тетрадь.

В. Поленов на картине «Золотая осень» изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река со­вершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих день­ков бабьего лета.

Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья, и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые смени­ли расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Малень­кая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, растворить­ся в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.

Знаменитое полотно И. Левитана «Вечерний звон» написано в 1892 г. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей — на Волге и под Звенигородом — и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон... Красива природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широ­кая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не на­рушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, м и два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.

Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окруже­нии зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.

Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздyxe плывет вдоль берега и исчезает где-то в отдалении сладкозвучный игре звон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.

Подумайте, как удалось художникам передать свое отно­шение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением А.С. Пушкина? Объясните.

VI. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше всего понравилось?

Осень - любимое время года Пушкина. А любите ли его вы? За что?

Домашнее задание

Выучить любое стихотворение. По желанию: проиллюстри­ровать его.

 

Тема:  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части

Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное

произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целена­правленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе ху­дожественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность челове­ческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению твор­чества А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина.

Ход урока  1

I. Организационный момент                                              

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

На море-окияне,

На острове Буяне

Стоит бык печеный.

В одном боку быка нож точеный,                     

А в другом — чеснок толченый.

— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением тем­па, с интонацией удивления, восхищения, выразительно).

III. Проверка домашнего задания

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

- Разгадайте кроссворд. Для этого нужно отгадать загадки.


По горизонтали:

1.    Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (Ласково.) (Петушок.)

2.    Живу в лесу и на лугу,

Я порчу в огороде грядки

И удираю без оглядки. (Заяц.)

3.    Я увидел свой портрет,

Отошел — портрета нет. (Зеркало.)

1.            Белым цветет,

Зеленым висит,

Красным падает. (Яблоко.)

По вертикали:

4.    Волна в озере встает —

двойка белая плывет. (Лебедь.)


Используя ответы кроссворда, вспомните все сказки, кото­рые написал Александр Сергеевич Пушкин.

— Какие сказки вы читали?

(Знакомство со «Сказкой о мертвой царевне и о семи бога­тырях». Учащиеся слушают аудиозапись и следят по учебнику на с. 70—90, по ходу чтения отмечая карандашом непонятные слова.)

—  Каковы ваши впечатления от услышанного?

—  Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?

—  Какие слова и выражения были непонятны?

VI. Рефлексия

—  С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

—  За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

—  К какому виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

—  Кому нравится читать стихи, а кому — сказки Пушкина?

—  Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?

Домашнее задание

Прочитать сказку на с. 70-90 учебника. Читать другие сказки А.С. Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части

Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное

произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целена­правленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе ху­дожественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность челове­ческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению твор­чества А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина.

 

 

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

—  Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы позна­комились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

—  Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)

—  Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в сло­варях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, со­вершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

—  Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выра­жения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)

—  Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)

Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понима­ем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.)

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

III. Работа по теме урока

Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои ца­рица и царевна.)

Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?...» на с. 73.)

Что вы узнали из начала сказки?

Отчего умерла царица?

Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — уп­ряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душев­ные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?

Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадеб­ном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?

зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?

—  Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

—  Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревни­вая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)

—  Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто от­рицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царев­на — положительная.)

—  Что такое положительные и отрицательные черты харак­тера? (Положительные (хорошие) черты характера, прису­щие положительному герою: доброта, любовь, верность, кро­тость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

—  Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступ­кам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если по­ступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая...» нас. 80.)

—  Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в те­реме. Что она стала делать?

—  О каких чертах характера это говорит?

—  Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

—  Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

—  Как царевне жилось у богатырей?

—  Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

—  Как братья пришли свататься к царевне?

—  Почему она им отказала? Какой она была?

—  Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

 — Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать го­лосом характеры героев.

—  Составьте характеристику любого героя сказки по следу­ющему плану.

План характеристики героя сказки

1.  Где живет герой?

2.  Внешний облик героя.

3.  Какие поступки совершает?

4.  Какой характер у героя?

5.  Как к герою относится автор?

6. Свое отношение к герою.

осле подготовки заслушивают несколько ответов.)

VI. Рефлексия

С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

Как, в виде кого представлено зло?

Подумайте и распределите героев по группам: положитель­ные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и заполняют соответствующую таб­лицу.)

- Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите.

Домашнее задание

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам к нос и равный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»; выписать  наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к кото­рым они относятся. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части

Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное

произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целена­правленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе ху­дожественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность челове­ческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению твор­чества А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Сегодня мы начнем урок с проверки домашнего задания. Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенрав­ный своевольный, самодурный, самоуправный; мерзкий от­вратительный, гнусный; желанный — долгожданный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумленный — удивленный.)

Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам «жданный» и «грешен». (Жданный — нежданный; грешен — безгрешен.)

Какие эпитеты вы выписали из текста? Прежде чем вы на­чнете читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравне­ния (чистое поле, парус одинокий).) (Ответы учеников.)

—  Сегодня вы подготовили к уроку иллюстрации. Кратко рас­скажите, каким эпизодам сказки они посвящены.

Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки, которые более точно раскрывают их содержание.

(Ученики по очереди представляют классу иллюстрации к от­рывкам и объясняют.)

III. Сообщение темы и постановка целей урока

Прочитайте тему урока, определите его задачи.

—  Прежде чем мы займемся главной задачей на уроке — де­лением сказки на части, проверим, как вы ориентируетесь в тексте. Я включаю видеозапись отрывка из мультиплика­ционного фильма по сказке, а вы озвучиваете его (можно с помощью учебника).

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Работая в парах, поделите текст на части. Получившийся план запишите.

Примерный план:

1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы.

2. «Царь женился на другой».

3. «Но царевна молодая... между тем росла...»

4. «А царевна все ж милее...»

5. «...вот Чернавка в лес пошла».

6. «Будь нам милая сестрица».

7. «Царица злая... положила иль не жить, иль царевну погу­бить».

8. «...нищая черница ходит по двору с клюкой...»

9. «В руки яблочко взяла».

10. «...Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой по­ложили...»

11. «За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет».

12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила».

13. «Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили».

—  Устно сделайте иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумайте: о чем важном хотел сказать автор в каждой части, какие слова помогают представить будущий рисунок, что именно нужно изобразить и почему? (Учащиеся выполняют задание. В целях экономии времени к пасс можно поделить на группы.)

VI. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?

Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас задуматься?

Домашнее задание

Подробно пересказать одну из частей сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина

Цели: обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллек­цию, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: выявление; специфи­ческих особенностей сказки; метапредметные: умения анализи­ровать книги, представленные на выставке, сравнивать их (ав­тор, тема, название), планировать свою деятельность по решению учебной задачи, оценивать свою работу на уроке, работать в груп­пе; личностные: проявление интереса к творчеству А.С. Пушкина, его биографии.

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с зада­ниями.

Предварительная подготовка: класс делится на две команды; команды придумывают названия, эмблемы, инсценируют отрыв­ки из сказок; к конкурсу учащиеся должны хорошо знать сказки Л.С. Пушкина.

Ход урока

I. Представление команд

(Учитель представляет жюри и дает слово командам для при­ветствия. Учащиеся называют команды и рассказывают о своих эмблемах.)

II. Разминка

(Вопросы задают по очереди каждой команде.)

1. Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)

2. Когда он родился? (6июня 1799г.)

3. Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

4. Имя прадеда А.С. Пушкина. (Абрам Ганнибал.)

5. Имя и отчество бабушки Пушкина. (Мария Алексеевна.)

6. С каким царем встретился в детстве А. С. Пушкин? (С Пав­лом I.)

7. В каком учебном заведении он учился? (В Царскосельском лицее.)

8. Какие песни пела Арина Родионовна А.С. Пушкину? («За морем синица...», «По улице мостовой...».)

9. Какие рассказы любил и боялся слушать маленький Пуш­кин? (Страшные, о мертвецах.)

10. Что говорила няня, укладывая мальчика спать? (Спи, глазок, спи, другой, о хорошем думай...)

III. Конкурс «Что за прелесть эти сказки!»

— За три минуты вы должны вспомнить и записать как мож­но больше названий сказок А.С. Пушкина. (Примерные ответы. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и мо­гучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас­ной Царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде». Неза­конченные сказки: «Сказка о медведихе», «Царь Никита и сорок его дочерей».)

(Представители команд зачитывают свои списки и сдают жюри.)

IV. Конкурс «Домашнее задание»

(Инсценирование сказок.)

V. Конкурс «Узнайте сказку по рисунку»

(Учащимся показывают рисунки и вывешивают их на доску.)

1. Кораблик. («Сказка о царе Салтане...».)

2. Зеркало. («Сказка о мертвой царевне...».)

3. Яблоко. («Сказка о мертвой царевне...».)

4. Зайчонок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)      

5. Лебедь. («Сказка о царе Салтане...».)

6. Корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

VI. Конкурс «Знатоки сказок»

- А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, на­сколько вы были внимательны при чтении. Узнайте сказку по следующим словам: «путь-дорога», «терем», «прялка», «солнышко», «месяц», «ветер», «свадьба». («Сказка о мерт­вой царевне и о семи богатырях».)

Вопросы

•   Как звали сенную девушку? (Чернавка.)

•   Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)

•   У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)

•  Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)

•   Как богатыри называли царевну? (Милая сестрица.)

•  К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру.)

•  Где братья «похоронили» молодую царевну? (Понесли в пу­стую гору.)

•  Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала!»)

Узнайте сказку по следующим словам: «откуп», «дурачина», «изба», «терем», «жемчуг», «царица», «корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Вопросы

•   Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года.)

•  Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда пой­мал золотую рыбку? (З раза.)

•  Что поймал старик в первый и во второй раз? (В 1-й раз 4-тину, во 2-й раз — морскую траву.)

•  Что просила старуха? (Корыто, избу.)

•  Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей.)

•  Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать влады­чицей морскою.)

Узнайте сказку по следующим словам: «базар», «жадность», «лошадь», «печка», «работа», «оброк», «море», «веревка», «наказание». («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Вопросы

•  За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (В год за 3 щелчка по лбу.)

•  С кого поп велел собрать недоимки за три года? (С чертей.)

•  Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (Ве­ревка.)

•  Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц.)

— Узнайте сказку по следующим словам: «рать», «воеводы», «царь», «мудрец», «шатер», «Шемаханская царица», «звез­дочет», «петушок». («Сказка о золотом петушке».)

Вопросы

•   Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)

•   Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице.)

•   Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в ту сторону и кричал: Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!)

•  Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Испол­нить его первую волю как свою.)

•   Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у Шемаханской царицы? (Неделю.)

•  Чем ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему Шемаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом / По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон».)

— Узнайте сказку по следующим словам: «царь», «бочка», «кораблик», «лебедь», «гонец», «зависть». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

Вопросы

•   Какую песню пела белка «при честном при всем народе»?

(«Во саду ли, в огороде».)

•  Что за стража обходила дозором славный город? (33 бога­тыря.)

•   Кто возглавил чудесное войско? (Дядька Черномор.)

•   В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля.)

•   Кем был злой коршун, который хотел погубить Царевну Лебедь? (Чародеем.)

•   Кто подменил грамоты гонцу? (Ткачиха с поварихой, с свать­ей бабой Бабарихой.)

VII. Подведение итогов КВН. Награждение победителей

Вот и все. Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять —

И любимые герои

С вами встретятся опять!

До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9-гIа урок

Тема: Шола – шолха алапаш

Урока лоархIам: Дешархой кхетам дIахо шербар, дегIабоалабар, дика кхеташ Iодеша а, нийса яз­де а Iомабар.  Шола –шолха алапех 3-г1ча классе бенна кхетам кхебар.

Урока никъ

I.Урока кийчо яр. Урока темахеи лоархIамахе лаьца алар.

II. ЦIагIа бе бенна болх тахкар.

ЦIена яздар минут

Кх К х к х к х кх

III. Урока темаца болх бар

Шолха алапаш лала нийсделча, уж шолхадоаха хьаракаш х, ъ, ь, I  тIехьарча алапаца мара яздац: шаккха, духхьал,ц1аккха, загг1е, т1аккха.

1.       Хьехархочо улга тIа дешаш язду:

Духхьашха,  доккхий, йоккха, йиткъа, диткъа, воккха, доккха, боккха, лаьр-ххIа, доккха-гIа, ло-ткъам

2. Учебникаца болх бар.

Упр. 64. стр. 32  ХьатIаязде. Зе белгалдаьха алапаш.

3. Бокъонца болх бар

Мукъазаши  шолха алап в1аший  лала нийсделча, уж шолхадоахаш т1адетталуш дола алапаш х, ъ, ь, 1 т1ехьарчоа т1ехьа маара яздац: доккхий, йоккха, йиткъа .

Деша юкъе в1аши лала нийсденнача цхьантайпарча шин шолхача алапах шола-шолха алапаш оал.

Мукъаза шола-шолха алап в1аши лала нийсделча, дош сехьадоаккхаш, уж в1ашаг1къоастаде йиш яц: боа-ккхаш, до-ккхаг1а, лаьр-хх1а.

IУ.СалоIа минот

Кулгаш лакхаг1а,

Ца1, шиъ, кхоъ.

Баламаш шераг1а,

Диъ, пхиъ, ялх.

 Кога бухьара овтта,

 Bopxl, барх1, ийс.

Шорттига 1оховша,

Д1а-хьа делале.

 

Дlахо хьехархочо хаттараш а увттадеш дIаяхача уроках lомадаьр кердадоаккх.

- Мишта оал дешашта юкъе нийслуча цхьантайпарча шин алапех?( Шола мукъаза алапаш)

Шола алапаш юкъе дола дешаш  мишта сехьадаха деза? (Дош сехьадоаккхаш, шолача алапех цаI дита а дите, вож кердача муг1ар тIа доаккх:)

МалагIча хьаракаш шолхадоах алапаш? (х,ь,ъ, I яхача хьаракаш)

У. Шола мукъаза оазаш-алапаш  яхача темах хьалха Iомадаьр кердадаккхар.

-Малагlа  мукъазача аозех оал шола оазаш?

- Мишта декъа деза дешаш доакъошта шола мукъаза алапаш юкъе хилча?

1.)Упр. 64 стр. 32  Из болх бераш шой ло1амах бу.

Iодеша. Tlepa хьаязде, шола-шолха алапаш долча дешашта кlал така а хьокхаш.

Упражнени 65. 1оеша  стихотворени. Теркалде белгалдаьха алапаш.

Маьлха зIы

.Лаьтта хьесташ ма ьлха зlанараш

Денгар-денга   й1оахлуш латт.

Лай кlал  даьхка хьалхар зизаш

Сигала хьаже, т1аккха даттI.

Гlеттай хьуна тайша чайтонг,

Пхьагал а хьувз хийца бекх.

Мухь а бетташ лай хин тоатолг

Чоп беш лоам чу заггIе дек.

Упражнени 66 Шола-шолха алапаш дола дешаш юкъе кхувлаш, дувцар оттаде укх суртах.

 

 (Арчаков Т. )

 

VI. Цlагlа бе болх балар.

ОагI. 67. упр. 33.  бокъо Iомае..


 

10-гIа урок

Тема:  Алап й (йот)

Урока лоархIам: й - мукъача алапаца цхьан дешдаькъе хулалгах алар, дош сехьадоаккхача хана алап й шийна хьалха а тIexьa а латтача мукъача алапах къоастаде йиш  ца халарах дувцар: гуй-ра, г! ай-г! а, йи-ша, йий-ца.

 

Урока никъ

I.Урока кийчо яр. Урока темахеи лоархIамахе лаьца алар.

II. ЦIагIа бе бенна болх тахкар.

Дешархоша хьалдоах шоай книжкаш.

 - Хьехархочо шоаш уроках бергбола болх хьалхабоакх.

ЦIена яздар минут

Г1Г1 г1г1

III. Урока темаца болх бар

й - мукъача алапаца цхьан дешдаькъе хул.

Дош сехьадоаккхача хана алап й шийна хьалха а тIexьa а латтача мукъача алапах къоастаде йиш яц: тай-пара, сий-ле, кхай-кар, пай-да.

1.       Хьехархочо улга тIа дешаш язду:

Шийна, йишийна, сайре, д1айха, сайре, бийса, байракх, 1айши.

2. Учебникаца болх бар.

Упр. 171. Iодеша дешаш. Хьокхамга хьажже, дош тIa а тохаш, хьатlаязде.

Воша, аьла, лоалахо, болхло, лоаманхо, юртхо, дот­aгla, заманхо.

Хъокхам: воша - вежарий.

Упр.72. Iодеша. Хьатlаязде. Й юкъе долча дещашта к1ал така хьакха.

Садикъа дlайха ахка чакхдаьннадар. Цун метте хьаэттар цlаккха укх моттигашка ца хиннача тайпара тIaeнa шийла гуйра. Лоабат хьакхача санна IажагI­дийрзадар дlайхача ахко а, баьцо а, хьуно а сийндаь хинна гонахьа дада лоамаш. Дага а доацаш хувцаделар ахкеи гуйреи.

IУ.СалоIа минот

Бийнаш де, бийнаш даста

- Ца1, шиъ, кхоъ.

 Кулгаш дила, хьокхаде

 - Диъ, пхиъ, ялх.

Т1аккха шорттига т1оараш тоха

 - Т1арш, т1арш, т1арш.

Когаш шорттига 1отоха

- Дап, дап, дап.

 

Дlахо хьехархочо хаттараш а увттадеш дIаяхача уроках lомадаьр кердадоаккх.

- Дош сехьадоаккхача хана алап й шийна хьалха а тIexьa а латтача мукъача алапаца мишта язду?( Дош сехьадоаккхача хана алап й шийна хьалха а тIexьa а латтача мукъача алапах къоастаде йиш яц)

У. Шола мукъаза оазаш-алапаш  яхача темах хьалха Iомадаьр кердадаккхар.

-Малагlа  мукъазача аозех оал шола оазаш?

- Мишта декъа деза дешаш доакъошта шола мукъаза алапаш юкъе хилча?

- Мишта оал дешашта юкъе нийслуча цхьантайпарча шин алапех?( Шола мукъаза алапаш)

Шола алапаш юкъе дола дешаш  мишта сехьадаха деза? (Дош сехьадоаккхаш, шолача алапех цаI дита а дите, вож кердача муг1ар тIа доаккх:)

МалагIча хьаракаш шолхадоах алапаш? (х,ь,ъ, I яхача хьаракаш)

 

VI. Цlагlа бе болх балар.

Упражнени 73. Сехьадаккха йиш йолча тайпара декъа а декъаш, хьатlаязде дешаш.


11-гIа урок

 

Тема: Йиш хоадора  а къоастора а хьаракаш (ь,ъ)

Урока лоархIам: деша юкъе е дош кхоачалуча оаза тIexьa йиш хадача мукъача оаза тIexьa йиш хоадора хьарак (ъ) язде дезалгах дешархой д1акхетабар; мукъеи мукъазеи оазаш вIашагIкъоастае езаш хилча, цига къоастора хьаракаш (ъ, ь) дезалга алар; нагахьа санна деша юкъе мукъаза оазаши г, к, хь къоастаеш хилча, цига къоастора кIаьда хьарак (ь) язде дезалгах дувцар; хIaьтa кхыйола мукъаза оазаш къоастаеш хилча, цига къоастора чIоагIа хьарак (ъ) язде дезалга хайтар.

Урока никъ

I.Урока кийчо яр. Урока темахеи лоархIамахе лаьца алар.

II. ЦIагIа бе бенна болх тахкар.

Упражнени 73. Сехьадаккха йиш йолча тайпара декъа а декъаш, хьатlаязде дешаш.

1ай-ши, бай-ракх, д1а-йода, г1ай-ба, сай-ре, ший-ла, д1ай-ха, 1уй-ре, си1на, пай-да, къайле, Лей-ла.

- Дош сехьадоаккхача хана алап й шийна хьалха а тIexьa а латтача мукъача алапаца мишта язду?

ЦIена яздар минут

КъКъ къкъкъ

III. Урока темаца болх бар

1. Вай къамаьл деча хана цкъаза деша юкъе е дош кхоачалуча оаза тIexьa йиш хадаш хул. Йиш хадача мукъача, оаза тIexьa йиш хоадора хьарак (ъ) язде деза:

шиъ, даъал, тоъал.

Мукъеи мукъазеи оазаш вIашагIкъоастае езаш хилча, цига къоастора хьаракаш (ъ, ь) язду:

тулье, лохъе, кагье.

Нагахьа санна деша юкъе мукъаза оазаши г, к, хь къоастаеш хилча, цига къоастора кIаьда хьарак (ь) язде деза:

леларгья, кагье, з1окьеттарг, Ахььяд.

XIaьтa кхыйола мукъаза оазаш къоастаеш хилча, цига къоастора чIоагIа хьарак (ъ) язде деза:

Хьалъяла, сомъеннай, котъяьннай.

2.Упр.77 Хьатlаязде. Кlал такилг хьакха йиш хоадopa хьарака.

KIaьнкa дувцар

Тахан чlоагlа дlайха ди денад. Диъ шу даьннад  «Колой»   яха говрий завод йилла. Аьхки говраш  йоажае а гypaxьa ялаташ чуэца а гlo ду оаха завода . Делкъийга даахlама а цига дуъ оаха. Баьцадаарий ди­ка фу дlадийнад завода коа. Iай заводе хул тхо - сои тха  классера бераши. Говрашта хий меладу, йол ехк, хан­- аннахьа фуъ бехк.

3.Дешашцара болх: йиш хадача мукъача оаза т1ехьа йиш хадара хьарак ъ язде деза.

 фуъ – котама фуъ,

 хан­- аннахьа фуъ бехк – говрашта луш дола ялат

IУ.СалоIа минот

Дехкий дайдда даьхкар

- Ца1, шиъ, кхоъ.

 Масса сахьат даьннад хьежар

 - Диъ, пхиъ, ялх.

 Цици доаг1а 1ота1алаш

 - Ца1, шиъ, кхоъ.

Сих а ца луш хьалг1 овтталаш

- Диъ, пхиъ, ялх.

Дlахо хьехархочо хаттараш а увттадеш дIаяхача уроках lомадаьр кердадоаккх.

Деша юкъе е дош кхоачалуча оаза тIexьa йиш хадача мукъача оаза тIexьa малаг1а хьарак  язду? (деша юкъе е дош кхоачалуча оаза тIexьa йиш хадача мукъача оаза тIexьa йиш хоадора хьарак (ъ) язду)

 Мукъеи мукъазеи оазаш вIашагIкъоастае езаш хилча, цига малаг1а хьаракаш язду? ( мукъеи мукъазеи оазаш вIашагIкъоастае езаш хилча, цига къоастора хьаракаш (ъ, ь) язде деза)

Нагахьа санна деша юкъе мукъаза оазаши г, к, хь къоастаеш хилча, цига малаг1а хьарак (ь) язде деза? (нагахьа санна деша юкъе мукъаза оазаши г, к, хь къоастаеш хилча, цига къоастора кIаьда хьарак (ь) язду)

Кхыйола мукъаза оазаш къоастаеш хилча, цига малаг1а хьарак язде деза? (кхыйола мукъаза оазаш къоастаеш хилча, цига къоастора чIоагIа хьарак (ъ) язду).

Упр. 78. Iодеша дешаш. Хьахаржа царна юкъера шишша вIаши тара дола ялх дош. ДIалзъе, дага а лаьце, уж дешаш юкъе а кхувлаш, предложенеш.

Хьалъаха, хьалаха; лохъе, лохе; лакхъе, лакхе; хьалъийцар, хьалийцар; хьалъэца, хьаэца; хьалъяла, хьаяла; хьалъоллар, хьалъалар.

Маца язду йиш хоадора хьарак?

Маца белгалъю чlоагlача хьарако (ъ) оаз?

 

Упр. 79.  Iодеша. TIepa хьаязде. Йиш хоадора ъ долча дешашта кIал така хьакха.

Бек-Хан Москве деша вaгla диъ шу дар. Из цlа­воаг1а аьнна, Ахьме кхаъ баьккхар сога. Тха лоа­лахочун 1усмана  бераш берий беша ух. Цар цига тайп­- тайпара  ловзараш ду, делкъийга xlaмa дуъ.

3.Берашка шоай ло1амах болх байтар.Упр. 80. ХьатIаязде, къоастора хьаракаш долча дешашта  кIал така а хьокхаш.

VI. Цlагlа бе болх балар.

ОагI. 81. упр. 39. бокъо Iомае..

 

 

 

 

 

10-г1а урок

Тема: Хьунаг1ара гуйран 1уйре

 

Урока лоарх1ам: Хьунаг1ара гуйран 1уйре яха стихотворени чулоацам бовзийтар, !алама суртех лаьца дувцар.  Берий 1аламцар безам лакхбар.

 

Урока никъ

I.                   Урока кийчо яр.

Метта разминка

1. Хьехархочоа т1еххьа массане а цхьана д1аоал:

 Юхаг1ерте, вир мо,

 Массадолчоа,

Гоамлургва хьо сиха

 Массаволчоа!

 - Бераш, вир яхача деша хьалха малаг1а оаз хоз вайна?

II. Ц1аг1а бе бенна болх тахкар.

- берашка стихотворении дагахьа хьаювцийт «Г1аьнаш лега ха»   лаьца.

Хьехархочун хаттараш:

Миштад йох поэта хьара г1аьна сурт?

Сенцад йох поэта доккха дов?

Фу хургда йох поэта Б1аьсти ялча?

Сенга т1ахьех вай поэта?

III. Керда тема хьехар

хьехархочо 1оеш  Торшхоев И..язъяь  стихотворени «Хьунахара гуйран 1уйре »

V. Сало1а минот:

 Бийнаш де, бийнаш даста

 - Ца1, шиъ, кхоъ.

Кулгаш дила, хьокхаде

- диъ, пхиъ, ялх.

Т1аккха шорттига т1оараш тоха

- Т1арш, т1арш, т1арш.

Когаш шорттига 1отоха

- Дап, дап, дап.

VI. Дlахо хьехархочо дlа а оалаш дешархоша 1оеш

 Торшхоев И..язъяь  стихотворени «Хьунахара гуйран 1уйре »

Урок чакхйоалаш, дийцар чlоагIдеш

Хьехархочун хаттараш:

Сен сурт диллад поэта ший стихотворене т1а?

Мишта дувц гаьний овлаш?

Фу ййоах шелалах?

Хьадувца 1алама сурташ мишта хувцалу.

Мишта йох гуйра поэта?

 

УII. Цlагlа бе болх балар. Торшхоев И..язъяь  стихотворени «Хьунахара гуйран 1уйре »дагахьа 1омае.Оаг1ув 20-21.


20.10.14

11-г1а урок

Тема: Эггара боккхаг1бола чкъаьра. Шадиев С.

Урока лоарх1ам: Эггара боккхаг1бола чкъаьраяхача дувцара чулоацам бовзийтар, берий чкъаьрий лувцар мишта хилар дувцар.  Берий 1аламцар безам лакхбар.

 

Урока никъ

I. Урока кийчо яр.

Ховли-довзали:

Алал, малав 1от1ехьвала вухьаш,

 Со д1аотте, 1о а хийца му1аш?!

 - Бераш, малаг1а да вай коа му1аш д1аег1а лела хьайба? (Ка)

II. Ц1аг1а бе бенна болх тахкар.

- берашка стихотворении дагахьа хьаювцийт «Хьунаг1ара гуйран 1уйре

Хьехархочун хаттараш:

Сен сурт диллад поэта ший стихотворене т1а?

Мишта дувц гаьний овлаш?

Фу ййоах шелалах?

Хьадувца 1алама сурташ мишта хувцалу.

Мишта йох гуйра поэта?

III. Керда тема хьехар

хьехархочо 1одеш  «Эггара боккхаг1бола чкъаьра» яха Шадиев яздаь дувцар.

Дешашцара болх:

Белгалла – отчётливо, точно…..,

З1ак- удочка,

К1езиг-дукха- чуть-чуть,

Тоатолг- ручеёк,

IV. Сало1а минот

 Бийнаш де, бийнаш даста

 - Ца1, шиъ, кхоъ.

Кулгаш дила, хьокхаде

- Диъ, пхиъ, ялх.

Т1аккха шорттига т1оараш тоха

— Т1арш, т1арш, т1арш.

Когаш шорттига 1отоха

- Дап, дап, дап.

V. Дlахо хьехархочо дlа а оалаш дешархоша 1одеш

Урок чакхйоалаш, дийцар чlоагIдеш

Хьехархочун хаттараш:

Фу дийшар оаш Бексолтах лаьца?

К1аьнкаш фу барт баьбар?

Малаг1а говзал хьийхай Бексолта ший доттаг1чунна?

Мишта хул цар чкъаьрий дахар?

УI. Цlагlа бе болх балар. «Эггара боккхаг1бола чкъаьра». Шадиев С.

Деша . Оаг1ув 21-27

 

 

 


 

Тема: Простое предложение с однородными членами и сложное предложение

Тема: Простое предложение с однородными членами и сложное предложение

Что соединяет союзы? (Два однородных сказуемых

Что соединяет союзы? (Два однородных сказуемых

А.С. Пушкина. Оборудование: портрет

А.С. Пушкина. Оборудование: портрет

Малень­кая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей и от земли исходит последнее тепло

Малень­кая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей и от земли исходит последнее тепло

I . Организационный момент

I . Организационный момент

Используя ответы кроссворда, вспомните все сказки, кото­рые написал

Используя ответы кроссворда, вспомните все сказки, кото­рые написал

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Учащиеся объясняют своими словами, как они понима­ем значение этих слов, затем находят их значение в словаре

Учащиеся объясняют своими словами, как они понима­ем значение этих слов, затем находят их значение в словаре

Как царевне жилось у богатырей? —

Как царевне жилось у богатырей? —

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Сегодня вы подготовили к уроку иллюстрации

Сегодня вы подготовили к уроку иллюстрации

Тема: Внеклассное чтение

Тема: Внеклассное чтение

Представители команд зачитывают свои списки и сдают жюри

Представители команд зачитывают свои списки и сдают жюри

Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Испол­нить его первую волю как свою

Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Испол­нить его первую волю как свою

I а урок Тема: Шола – шолха алапаш

I а урок Тема: Шола – шолха алапаш

Шорттига 1оховша, Д1а-хьа делале

Шорттига 1оховша, Д1а-хьа делале

Арчаков Т. ) VI. Цlагlа бе болх балар

Арчаков Т. ) VI. Цlагlа бе болх балар

I а урок Тема: Алап й (йот)

I а урок Тема: Алап й (йот)

Ца1, шиъ, кхоъ. Кулгаш дила, хьокхаде -

Ца1, шиъ, кхоъ. Кулгаш дила, хьокхаде -

I а урок Тема: Йиш хоадора а къоастора а хьаракаш (ь,ъ)

I а урок Тема: Йиш хоадора а къоастора а хьаракаш (ь,ъ)

XIaьтa кхыйола мукъаза оазаш къоастаеш хилча, цига къоастора чIоагIа хьарак (ъ) язде деза:

XIaьтa кхыйола мукъаза оазаш къоастаеш хилча, цига къоастора чIоагIа хьарак (ъ) язде деза:

Мукъеи мукъазеи оазаш вIашагIкъоастае езаш хилча, цига малаг1а хьаракаш язду? ( мукъеи мукъазеи оазаш вIашагIкъоастае езаш хилча, цига къоастора хьаракаш (ъ, ь) язде деза)

Мукъеи мукъазеи оазаш вIашагIкъоастае езаш хилча, цига малаг1а хьаракаш язду? ( мукъеи мукъазеи оазаш вIашагIкъоастае езаш хилча, цига къоастора хьаракаш (ъ, ь) язде деза)

Тема: Хьунаг1ара гуйран 1уйре

Тема: Хьунаг1ара гуйран 1уйре

Т1аккха шорттига т1оараш тоха -

Т1аккха шорттига т1оараш тоха -

Тема: Эггара боккхаг1бола чкъаьра

Тема: Эггара боккхаг1бола чкъаьра

Бийнаш де, бийнаш даста -

Бийнаш де, бийнаш даста -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2021