Тема. Откуда дует ветер? Ветер- друг и враг |
Школа: КГУ «Гимназия №2 отдела образования города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области.
|
|||
Ф.И.О. учителя: Олейникова Е.И. |
Класс: 4 |
Предмет: Естествознание |
||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
4.3.2.4 объяснять процесс перемещения воздуха в природе 4.3.2.5 приводить примеры о пользе и вреде ветра |
|||
Цели урока |
Познакомить с процессом перемещения воздуха в природе. Учить определять направление ветра. Учить формулировать цели. Учить составлять гипотезы на заданную тему. Развивать исследовательские навыки. Познакомить с примерами о пользе и вреде ветра. Развивать исследовательские навыки. |
|||
Критерии оценивания |
Все смогут:
Большинство учащихся сможет:
Некоторые смогут:
|
|||
Языковая цель |
Полиязычие: Ураган – дауыл - hurricane. Біздің планета – наша планета – our planet. Какая погода - қандай ауа райы - what weather? Ветер – жел - wind. |
|||
Основные термины и словосочетания: ураган, смерч, торнадо,ураган, буря, смерч, погода, движение воздуха, ветер, направление, перемещение, флюгер, ветроуказатель. |
||||
Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения: Почему воздух перемещается над поверхностью Земли? Что такое ветер? Что вызывает движение воздуха? Что такое ветер? Как меняется направление ветра на берегу моря днем и ночью? Как можно определить направление ветра? Что такое ураган, смерч? (Учащиеся высказывают свои предположения.) Что такое ураган? Как образуется ураган? Что такое смерч? Как образуется смерч? Что такое песчаная буря? Какой вред могут причинить природе и человеку ураган, смерч, песчаная буря? Какую пользу приносит ветер природе и человеку? |
||||
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
|||
Межпредметные связи |
Развитие коммуникативных компетенций – слушать другого ученика – партнера по коммуникации – и учителя, умение обмениваться мнениями; согласовывать свои действия с партнером. Развитие речи – строить понятные речевые высказывания. Художественный труд – создание коллажа. |
|||
Предыдущие знания |
Воздух, основные свойства воздуха, значение воздуха в жизни человека, загрязнение воздуха. |
|||
Ход урока |
||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Деятельность учащихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|||||||||
Начало урока
Созда-ние положительно-го настроя 2 мин
|
1. Учитель создает благоприятную атмосферу для работы на уроке. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сейчас мы отправимся в путешествие на облаке. Наше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает наши лица? Пусть наше облако перенесет нас сейчас в такое место, где мы будем счастливы. Постараемся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь мы чувствуем себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 секунд.) Теперь мы с вами, на своем облаке, возвращаемся назад и оно везет нас в наш класс. Давайте мысленно сойдём с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас покатало… Помашите ему в след… Открываем глазки… Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми и внимательными.
- Ребята, скажите, кому удалось увидеть, то чудесное место, куда отнесло вас облако? |
Мысленное путешествие на облаке
|
Самооце-нивание
|
Аудиозапись (спокойная музыка)
|
|||||||||
Целеполага-ние. (вызов) 3 мин
|
Итак, мы совершили с вами путешествие на облаке. Скажите, под воздействием чего облако двигалось? Посмотрите видеоролик, определите тему урока (просмотр Ролик – «пешеходов вынесло на дорогу».) - Что произошло с пешеходами? -Почему? - Ты узнаешь: (Слайд 2) -Что такое ветер? Как и от чего возникает ветер? - Как его можно почувствовать? - Как определяют направление ветра? Какие бывают направления? - Всегда ли ветер приятен и необходим? - Когда ветер мешает или вреден? - Сможешь приводить примеры пользы и вреда ветра. |
Облако двигалось под воздействием ветра
Ответы детей о сильном ветре, урагане и т.д. |
Эмоциональная поддержка |
Ролик – «пешеходов вынесло на дорогу».
|
|||||||||
Середина урока Осмысление (33 мин) |
|||||||||||||
(3 мин) |
Ответим на вопросы -Что такое ветер? -Как и от чего возникает ветер? Просмотр видеоролика о бризе Итак: (Слайд 3) -Что такое ветер? (Слайд 4) -Как и от чего возникает ветер? - Что происходит с воздухом над сушей днем:
- Что происходит с воздухом над водой ночью: (Слайд 5) - Куда устремляется горячий воздух с суши? (ВОЗНИКАЕТ ОБЛАСТЬ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА НА СУШУ) - Куда устремляется более холодный воздух? Что потом с ним происходит? - Что происходит с поднявшимися вверх теплыми массами воздуха? |
Ветер это перемещение воздуха Днём тёплый воздух над сушей поднимается вверх, а над водой сверху опускается холодный воздух. Ночью происходит обратный процесс. |
|
https://www.youtube.com/watch?time_continue=20&v=AWUfqEjuzYk&feature=emb_logo |
|||||||||
Проведение опыта 4 мин |
Можно ли увидит воздух в помещении. Чтобы доказать это, мы проведём опыт. Опыт. Зажжённую свечу поднесли к приоткрытой двери. Если держать свечу над верхним краем двери, то пламя свечи будет отклоняться в сторону улицы. Если же свечу поставить на пол, то пламя свечи будет отклоняться в сторону класса. Почему так происходит? Вывод. Тёплый воздух легче, он поднимается вверх и выходит на улицу, его место занимает холодный воздух То же самое происходит и в природе. Солнце греет землю неодинаково, неравномерно: в одном месте теплее, а в другом – холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплее, где тёплый воздух как бы освободил им место. Как же называется перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха? |
Наблюдают за опытом и делают вывод: Тёплый воздух легче, он поднимается вверх и выходит на улицу, его место занимает холодный воздух
Перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха называется ветром |
|
Свеча |
|||||||||
Работа в группе 4 мин
|
А) Дополни схему (стрелками)
Дополни предложение: Что такое ветер? |
Дополняют схему стрелками. Проверяют с использованием видео |
Взаимопро-верка |
Карточки, https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=kqH81yCgAzI&feature=emb_logo |
|||||||||
(6 мин) |
- Как определяют направление ветра? Какие бывают направления? - Всегда ли ветер приятен и необходим? Работа по Слайды 7,8,9,10 Б) Запиши в таблице характеристики ветра, используй статистические данные о силе ветра.
-На небольшой поляне в лесу группа туристов отдыхала у костра, слабый дымок поднимался вверх, немного отклоняясь. Доносился запах приготовленного обеда. Южный ветерок слегка ощущался лицом. -В 1992г ураган Эндрю пришёл с запада и свирепствовал на побережье южной части США. Ветер достигал скорости 200 км/ч, оставил без крова более 200 000 человек и вызвал страшные разрушения. Статистические данные о силе ветра.
|
Определяют характеристики ветра, используют таблицу |
Взаимопро-верка |
карточки |
|||||||||
Индивидуаль-ное задаиие (6мин)
|
Работа с учебником стр 64 Полезен или вреден ветер? Прочитайте текст стр 64, в тетради раскрась положительные процессы- синим цветом, а отрицательные- красным цветом
|
Определяют положительные и отрицательные процессы вызываемые ветром |
Взаимопро-верка |
Учебник, тетрадь стр 50 |
|||||||||
Работа в группе (5мин) |
Зачем надо знать характеристики ветра? Просмотр ролика «Как образуется ураган». Какие правила надо соблюдать во время шторма и после. Как вести себя при смерче, урагане и буре, если вы оказались на улице? -Держитесь подальше от зданий и строений, высоких столбов, деревьев, мачт, опор и электропроводов. -Спрячьтесь под мостом, железобетонным навесом, в подвале, погребе. Можно лечь в яму или любое углубление. Глаза, рот и нос защитите от песка и земли. -Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке. -Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте двери и окна. -Кода ветер стих, не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться. -Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим. Как вести себя после стихийных бедствий? -Выходя из укрытия, осмотритесь – нет ли нависающих предметов и частей конструкций, оборванных проводов. -Не зажигайте газ и огонь до тех пор, пока специальные службы не проверят состояние коммуникаций. -Не пользуйтесь лифтом. -Не заходите в повреждённые строения, не подходите к оборванным электропроводам. -Взрослое население оказывает помощь спасателям.
|
Варианты правил ТБ при сильном ветре |
Эмоциональная поддержка |
Ролика «Как образуется ураган». Презентация с правилами ТБ |
|||||||||
Завершение урока Домашнее задание 1 мин |
- Прочитайте рассказы о стихийных бедствиях. Список рекомендованной литературы: И. Литинецкий. «Голос моря». В. Мезенцев «Удивительные ветры». Ф. Кривин « Куда дует ветер?» Г. Трафимова «Откуда появляются смерчи?» |
Запись Д/З в дневники |
|
|
|||||||||
Рефлексия 2 мин |
(И, Ф) Рефлексивное оценивание «Плюс-минус-интересно» (Слайд 11) Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
(Слайд 12) |
Заполняют таблицу |
Самооценка |
карточка |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.