ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ГЕРОЯ РОССИИ АХМАТ-ХАДЖИ КАДЫРОВА»
Урок русского языка. 5 класс.
Типы речи.
Повествование. Выборочное изложение «Музыкальная шкатулка».
(урок развития речи )
Цель: познакомить пятиклассников с отличительными признаками 3 типов речи и формировать умение определять тип речи в тексте. Познакомить со структурой текста-повествования; формировать умение определять ведущий тип речи; развивать навык составления простого плана текста с последующим пересказом;
Знать : типы речи, признаки типа речи повествование;
Уметь : определять тип речи повествование, составлять план текста, излагать текст выборочно по составленному плану;
Задачи:
Дидактические - обеспечить в ходе урока усвоение отличительных признаков типов речи, сопутствующее повторение терминов «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «способы грамматической связи предложений в тексте»;
Воспитательные - формировать понятие о нравственных ценностях – уважение к истории, к памяти о прошлом; воспитывать художественно-эстетические чувства.
Общеучебные- умения, формируемые на уроке: слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация
- Раздаточный материал для учащихся
Тип урока : урок освоения новых знаний.
Вид урока: урок развития речи.
Методы:
Словесные
Наглядные
Объяснительно-иллюстративные
Практические
Репродуктивный
Основные приемы:
Чтение
Беседа
Интегрирование с литературой
Наблюдение и анализ
Используются принципы:
- проблемности
- наглядности
- активности и сознательности ( всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи работы)
- доступности
- систематичности и последовательности
- воспитательного воздействия урока
- используются разные виды памяти: слуховая, зрительная , словесно-логическая, эмоциональная
-развивается творческое мышление и речь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать.
2. Актуализация опорных знаний (опрос по теме «Текст»).
- Что такое текст?
- Что такое тема текста?
- Что такое основная мысль текста?
- Для чего нужен план текста?
3. Работа по теме урока.
Слово учителя:
- Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте эти строки:
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
А) Установка на восприятие нового материала.
-Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока: Типы речи.
Б) Чтение текстов.
Перед нами 3 текста, давайте их прочтём и попробуем выяснить, чем же они отличаются друг от друга.
ТЕКСТ № 1.
Красивая декоративная шкатулка предназначена для хранения женских украшений. Выполнена в русском народном стиле из дерева бука с использованием отделки резьба по дереву. Удобная крышка легко открывается, надёжно держится в вертикальном положении, её можно использовать как подставку для зеркала.
ТЕКСТ № 2.
Перед нами маленькая шкатулка. Какой от неё прок, для чего она нужна? Она такая миниатюрная, что, на первый взгляд, в неё ничего не войдёт.
Но это не так. На самом деле она очень практичная. В ней очень удобно хранить украшения: колечки, серьги, цепочки. Всё находится в порядке, а сама шкатулка занимает мало места.
ТЕКСТ № 3.
Упражнение № 275. ( К.Г.Паустовский)
В) В русском языке различают 3 типа речи:
• повествование
• описание
• рассуждение
Г) Лексическая работа. Попробуйте объяснить значение слов:
ОПИСАНИЕ – словесное устное или письменное изображение кого-либо, чего-либо.
РАССУЖДЕНИЕ – логически последовательный ряд суждений на какую-либо тему.
ПОВЕСТВОВАНИЕ – рассказ о действиях, поступках, событиях. Текст эпического литературного произведения без прямой речи. (словарь)
Д) Анализ структуры текстов при помощи схем.
-Давайте рассмотрим схемы-структуры текстов разных типов речи и определим типы речи прочитанных текстов.
1. СХЕМА построения текста-повествования:
1.Сообщение о месте и времени действия.
2.Сообщение о действующем лице.
3.Действия, их порядок и особенности.
4.Указание на завершения действия.
5.Вывод.
Тип речи ПОВЕСТВОВАНИЕ можно определить по вопросам:( Что произошло? Кто? Что? Когда? Где? Как?)
2. СХЕМА построения текста-описания.
1.Представление объекта речи.
2.Признаки объекта речи.
3.Заключение, вывод (намечен автором и делается читателем).
Тип речи ОПИСАНИЕ можно определить по вопросам: ( Какой? Как выглядит?)
3. СХЕМА построения текста-рассуждения.
1.Вступление.
2.Тезис (основная мысль, утверждение, которое будет
доказываться).
3.Аргументы (доказательства, доводы, мотивы, обоснования).
4.вывод (итог, к которому пришёл автор).
Тип речи РАССУЖДЕНИЕ можно определить по вопросу:( Зачем это необходимо?)
ВЫВОД: Текст № 1 – описание шкатулки;
Текст № 2 – рассуждение о назначении шкатулки;
Текст № 3 – повествование с элементом описания о находке шкатулки.
Давайте сравним наше объяснение с информацией из толкового словаря.
- Подберите к слову «ПОВЕСТВОВАТЬ» слова, близкие по значению. (рассказывать, говорить, сообщать, излагать, вещать).
Анализ текста «Музыкальная шкатулка» упр.275.
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите тип речи. Докажите по схеме или самостоятельно.
- Встретились ли трудные слова?
- Объясните орфограммы.
- Объясните пунктограммы.
- Озаглавьте текст.
- Сколько в тексте абзацев (микротем)?
- Что мы узнаём из каждой части?
- Слова какой части речи выделены жирным шрифтом? Почему?
- Составьте план текста.
Примерный план текста. (Обратитесь к памятке)
1. Старые вещи пылились на чердаке.
2. Находка.
3. Медная стрекоза, бабочка или жук.
4. Музыкальная шкатулка была испорчена.
5. Переливающийся звон.
6. Шкатулка проснулась.
7. Таинственный звон.
8. Шкатулка замолчала.
Отбор материала для выборочного изложения.
Первичный пересказ.
Беседа на выявление понимания и восприятия текста.
- Как вы думаете, почему старые вещи пылились на чердаке?
- Почему их не выбросили?
- Что остаётся на земле после каждого человека?
- Нужно ли хранить прошлое?
- Легко ли нам будет жить, если мы не будем знать нашего прошлого, прошлого наших близких, нашей страны?
Работа над художественным пересказом текста по плану.
Пересказ текста по частям.
Пересказ текста полностью.
Пересказ текста выборочно с 5 по 8 пункт плана. (Обратитесь к памятке)
4. Закрепление изученного материала
Написание выборочного изложения «Музыкальная шкатулка».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка «Как составлять план текста»
v Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
v Определите тему и основную мысль текста.
v Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.
v Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и главную мысль текста.
v Воспроизведите текст по составленному плану.
Памятка «Как готовиться к выборочному изложению»
v Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
v Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой.
v Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки.
v Определите, какой тип речи будет основным в вашем изложении.
v Определите, какой стиль вы будете использовать.
v Составьте план.
v Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения; какие слова и предложения использовать.
v Напишите черновик выборочного изложения, проверьте, внесите исправления, перепишите его.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.