План воспитательной работы на 2022 – 2023 учебный год классного руководителя 10 класса «Б» МБОУ «СОШ № 5» г. Ступино Родионовой Татьяны Валерьевны |
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Данный коллектив сформировался в 2022 – 23 учебном году как предпринимательский класс.
В настоящее время в классе обучается 25 человек. 7 мальчиков и 18 девочек.
Основная задача воспитательной работы в этом году – формирование нового коллектива и создание комфортной работы.
Интеллектуальный уровень класса невысок
Мотивация к учёбе у школьников средняя, есть группа, чей уровень сформированности учебных навыков и работоспособность не достаточны для старшей школы.
Во внеклассную и внешкольную деятельность вовлечены 50% учащихся и практически 100% занимаются с репетиторами подготовкой к ЕГЭ.
Ярко выраженных лидеров в классе пока нет, но и серьёзных разногласий и конфликтов не намечается. Радует тот факт, что общение происходит не в группах, соответствующих прошлым классам. Моральный климат стабильный. Чувствуется позитивный настрой учащихся на общение.
Активность родителей вышла на новый уровень. Объединившись в новом коллективе, родители проявляют повышенную активность во взаимодействии с классным руководителем, учителями-предметниками и друг с другом.
С первых дней работы в классе не чувствуется позитивный настрой на учёбу учеников.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.
На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction – мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.
Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.
В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются н; их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной по мощи в учебе и повышении качества успеваемости.
На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.
Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.
Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательно сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.
В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis – детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к систематическому труду как в школе, так и дома.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
развитие воспитательной системы, создающей условия для формирования ценностных ориентаций у обучающихся, необходимых для становления здорового человека с активной гражданской позицией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Ø Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
Ø Создание оптимальных условий для самовыражения и развития обучающихся
Ø Воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья.
Ø Формирование коллектива единомышленников в лице обучающихся и их родителей через совместную учебно-воспитательную деятельность ученического и родительского коллективов.
Ø Создание оптимальных морально-психологических условий для успешной подготовки и сдачи ОГЭ.
Принципы воспитания и социализации обучающихся
Ø Принцип следования нравственному примеру;
Ø Принцип ориентации на идеал;
Ø Принцип полисубъектности воспитания и социализации;
Ø Принцип диалогического общения со значимыми другими;
Ø Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем;
Ø Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Ценностные ориентиры:
Ø Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
Ø Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
Ø Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Ø Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
Ø Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
Ø Воспитание ценностного отношения к прекрасному;
Ø Формирование ценности по охране жизни и здоровья;
Ø Формирование активной жизненной позиции.
Системообразующие виды деятельности:
социально-ориентированная, коммуникативная, здоровьесберегающая.
ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ЕЖЕДНЕВНО
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия.
2. Организация питания учащихся.
3. Индивидуальная работа с учащимися.
4. Организация дежурства.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО
1. Проведение мероприятий в классе (по плану).
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями – предметниками (по ситуации).
4. Решение хозяйственных вопросов в классе.
КАЖДЫЙ МЕСЯЦ
1. Консультация у психолога и отдельных учителей.
2. Заполнение табеля по питанию.
3. Встреча с родительским активом.
ОДИН РАЗ В ТРИМЕСТР
1. Анализ выполнения плана работы за триместр, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
2. Проведение родительского собрания.
3. Статистические данные класса.
(собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса: успеваемость, посещаемость, занятость во внеурочной деятельности, занятость в каникулярный период, количественный отчёт по воспитательной работе и пр.).
ОДИН РАЗ В ГОД
1. Оформление личных дел учащихся.
2. Анализ состояния воспитательной работы в классе и уровня воспитанности учащихся в
течение года.
3. Статистические данные класса.
(собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса: успеваемость, посещаемость, трудоустройство выпускников, занятость во внеурочной деятельности, занятость в летний период и пр.).
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Сентябрь |
Обсуждение плана работы на год. Ребёнок-старшеклассник – новый этап в жизни семьи. Избрание родительского комитета. Общие вопросы. |
Ноябрь |
Психологическая адаптация учащихся старших классов.Морально-психологическая здоровье старшеклассника. Правильное питание и распределение нагрузок. Общие вопросы. |
Январь |
Проблемы юношеского возраста, беседа школьного психолога. Общие вопросы. |
Март |
Подготовка школьников к выбору профессии. Стресс в юношеском возрасте. Общие вопросы. |
Май |
Жизненные приоритеты. Нормы поведения школьника и ответственность родителей. Общие вопросы. |
В Н Е У Р О Ч Н А Я В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
1. Экология тела |
|
1. Совершенствование организма школьника, сохранение и укрепление здоровья. 2. Просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены. 3. Формирование стремления к здоровому образу жизни. 4. Обучение правилам поведения в экстремальных ситуациях. |
Сентябрь ü День здоровья. Здоровое питание. (Классный час). ü Предупреждение дорожного травматизма. (Классный час).
Октябрь ü «Как восстановить силы после умственной и физической работы». Тренинг. (Классный час). Ноябрь ü Неделя безопасности дорожного движения. « Осторожно, зимняя дорога». Декабрь ü «Зимние забавы». День здоровья в о/л им. Гагарина. Январь ü «Красота и здоровье». Беседа с девочками. Февраль ü «Школьные перегрузки – как избежать проблем». (Классный час). Март ü Первая помощь при ЧС. (Классный час). Апрель ü «Весенний авитаминоз – ка избежать проблем». (Классный час) ü Предупреждение дорожно-транспортного травматизма. (Классный час). Май ü Здоровое питание школьника. (Классный час). В течение года ü Участие в различных конкурсах и акциях по плану школы.
|
2. Экология души |
|
1. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру. 2. Формирование чувства собственного национального достоинства и толерантности. 3. Приобщение к общечеловеческим ценностям. 4. Формирование правил хорошего тона, культуры поведения и взаимоотношений. 5. Развитие эстетического восприятия мира. 6. Эстетическое просвещение учащихся в области искусства и культуры. 7. Формирование самосознания и активной жизненной позиции.
|
Сентябрь ü «Жизнь бесценна». Предотвращение суицида. (Классный час). Октябрь ü Моя будущая профессия. (Классный час.) Ноябрь ü Возрастные особенности старшеклассников. Беседа школьного психолога. Декабрь ü «Духовные корни русской художественной литературы». Рождественские чтения. ü «Новогодняя карусель». Предпраздничные мероприятия. Январь ü Семейные традиции. (Классный час). Февраль ü «Сила есть – ума…» (Конкурс для мальчиков). Март ü «Самые обаятельные и привлекательные». (Конкурс для девочек). Апрель ü «Морально-психологическая подготовка к ОГЭ» (Классный час-тренинг). Май ü «Последние свидетели».Участие в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы. В течение года ü Участие в мероприятиях согласно плану школы, экскурсии. |
3. Экология сознания |
|
1. Воспитание сознательного отношения к своей жизни, своему месту в жизни в системе гражданских отношений. 2. Патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за отечество. 3. Формирование навыков саморегулирования негативных эмоций и их проявления в отношении с окружающими людьми. 4. Профориентация. |
Сентябрь ü История моего города. (Классный час).
ü Вопросы самоуправления в классе. (Классный час). Октябрь ü Психическое здоровье старших школьников. (Классный час). Ноябрь ü Всемирный день толерантности. Декабрь ü Система образования в разных странах. (Классный час). Январь ü «Установка на успех». (Классный час). Февраль ü Русская воинская доблесть. (Классный час). Март ü «Этикет – вчера, сегодня, завтра». (Классный час). Апрель ü Трагедия Чернобыля. (Классный час). Май ü Неделя солдатской славы: «Память жива». К Дню Победы. В течение года ü Участие в мероприятиях согласно плану школы, экскурсии. |
4. Экология интеллекта |
|
1. Формирование целостной, научно обоснованной картины мира. 2. Развитие познавательных способностей учащихся. 3. Формирование механизма самоорганизации умственной деятельности. 4. Развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся. 5. Развитие сознания и самосознания учащихся. |
Сентябрь ü «Старшеклассники?!» (Классный час). Октябрь – ноябрь – декабрь ü Участие в предметных конкурсах и олимпиадах. Февраль ü Подготовка к конкурсу исследовательских работ. Март ü Наши успешные родители. (Классный час). Апрель ü Прекрасное в нашей жизни. (Поездка в театр).
Май ü Подведение итогов учебного года. (Классный час). В течение года ü Участие в предметных неделях, конкурсах (Русский Медвежонок, Кенгуру, КИТ, Британский Бульдог, Золотое руно, Молодёжных предметных чемпионатах) по плану школы. |
5. Профилактическая работа |
|
1. Профилактика правонарушений среди подростков. 2. Формирование стремления к здоровому образу жизни. 3. Формирование культуры поведения и взаимоотношений. 4. Формирование навыков саморегулирования негативных эмоций и их проявления в отношении с окружающими людьми.
|
Сентябрь ü Человек и вредные привычки. (Беседа по профилактике) Октябрь ü Права и обязанности несовершеннолетних. (Классный час). Ноябрь ü Предотвращение правонарушений на национальной почве. (К дню Толерантности). Декабрь ü Алкоголь и юношеский организм. (Классный час) Январь ü «Курить уже не модно!» (Классный час). Февраль ü Профилактика правонарушений среди школьников. (Классный час) Март ü «Умейте властвовать собой». (Классный час). Апрель ü Экологическая культура – экологическая безопасность. (Классный час). Май ü Всемирный день без табака. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.