План – конспект
открытого урока
по математике в 1 классе
учителя начальных классов
Фазыловой Тагалили Акзамовны
2018 г
Тема: Как можно сравнивать числа
Цель: Познакомить с понятиями: «однозначное число» и «двузначное число».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
· формирование интереса к учебному материалу;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
· воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения, взаимопонимание и дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
· формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
· формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;
· развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
· закрепление знаний и умений по теме « Нумерация чисел от 11 до 20»
· совершенствовать умения решать примеры и задачи изученных видов;
· уметь сравнивать двузначные числа с опорой на их десятичный состав;
Тип урока: урок введения нового знания.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, презентация в программе Power Point, картинка - Знайка – Математик, веера, карточки для работы в парах, лист самооценки.
Ход урока.
I. Организация урока. Эмоциональный настрой.
- Доброе утро, солнцу и птицам!
- Доброе утро, приветливым лицам!
- У вас сегодня праздник – гости в вашем классе. Покажите всем, что вы уже настоящие ученики. Посмотрите на них, улыбнитесь. Поприветствуем их аплодисментами. Они хотят узнать, чему вы научились. Давайте удивим дорогих гостей своими знаниями, вспомним и покажем, чему мы научились за этот год, а также будем решать задачи, примеры, сравнивать, т.е. думать, решать, отгадывать. А еще к нам в гости пришел наш друг – Знайка – Математик. Значит, нам предстоит узнать что-то новое.
Ну а в конце урока вас ожидает сюрприз.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
-Сядьте удобно, откройте тетради и запишите число.
II.Актуализация знаний учащихся.
1. Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Знайка – Математик предлагает начать с повторения натурального ряда чисел
1). Работа на тренажере.
1. Числовой ряд.
- сосчитать от 10 до 18, от 24 до 29, от 23 до 15
2. Десятичный состав.
На доске запись 56, 14, 99, 54, 12, 16
- Прочитайте числа и скажите, сколько в каждом числе десятков и единиц?
3. Задачи в стихах. ( Ответы задач по ходу решения дописать во второе задание ответы задач: 6, 8, 3, 10,1 и показать на веерах)
- Помогите сосчитать:
- Пять щенят плюс мама-лайка.
Сколько будет? Сосчитай-ка! (Шесть.)
- Ежик по лесу шел,
На обед грибок нашел:
Два - под березой,
Один у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине? (Три.)
-Как называется гриб, который растет под березой? А под осиной? А как надо собирать грибы? Продолжаем работу.
- У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять? (8)
- Бегали по лесу восемь резвых коз,
Беленьких и сереньких,
Вверх задравши хвост.
Пять козочек белых.
Сколько было серых? (3.)
- Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10)
- У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (Один.)
4. Сравнить числа. (Слайд 1)
- Знайка – Математик приготовил для вас задание. Как вы думаете, какое? Что значит сравнить числа? Как можно сравнивать числа?
- Какая тема нашего урока?
- Исходя из темы нашего урока, какие цели поставим перед собой? (Высказывания учащихся).
4<9 8> 5 6>2 5 >0 6=6 4=4 7<9 0<1
(С помощью числового луча можно сравнивать числа. На числовом луче меньшее число расположено левее, большее число - правее. Чем ближе число к 0, тем оно меньше. Чем дальше число от 0, тем оно больше.)
3.Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до
5). Повторить 4-5 раз.
-Продолжим урок.
III. Работа над новой темой
1. Постановка проблемы учебной деятельности. Двузначное число
– Переходим к следующему вопросу.
- Внимательно посмотрите на доску и подумайте над вопросом Знайки – Математика:
на какие 2 группы можно разбить данные числа? (56, 14, 99, 54, 12, 16, 6, 3, 8,
10,1)
- Я уверена, что у вас получились такие группы: (Слайд 2)
-первая группа: 6, 3, 8, 1
-вторая группа: 56, 14, 54, 12, 16, 10, 99
- Ещё раз внимательно посмотрите на обе строки. В первой группе записаны те числа, в записи которых один знак. Как назовём числа первой строки? (Они называются однозначные). Хором повторим.
- А во вторую группу вы записали числа, в записи которых используются два знака, две цифры. Как вы думаете, как называются такие числа? Совершенно верно, такие числа называются двузначными. Хором повторим.
-Что вы хотите узнать о двузначных числах?
(Как прочитать, записать, как складывать и вычитать двузначные числа, как
сравнить двузначные числа) Я постараюсь вам в этом помочь.
2.Реализация плана.
-Итак, первое, что мы узнали, что числа бывают однозначные и двузначные.
-Где в жизни мы встречаемся с двузначными
числами?
(№ квартиры, в которой живём; № автобуса; № страницы книги или учебника;
надпись на денежной купюре, возраст ребёнка, в календаре, на часах)
Самое маленькое двузначное число – это 10, а самое большое двузначное число -
это число 99.
– Приведите примеры двузначных чисел.
3. Работа по учебнику – стр. 28 № 2. (Слайд 3)
- Как можно сравнить числа с помощью числового ряда числа?
- Сделать вывод.
4. Математическая игра.
- А теперь давайте поиграем в математическую игру. Сейчас я буду описывать число, не называя его. А вы попробуйте по описанию числа угадать, какое это число:
- 1) двузначное число, при счете его называют сразу же после числа 36. Догадались, что за число? Правильный ответ – 37
- 2) следующее число: двузначное число, в нем 3 десятка и 5 единиц.
- 3) двузначное число, при счете его называют сразу же после числа 44. Догадались, что за число? Правильный ответ – 45
- 4) следующее число: двузначное число, в нем 4 десятка и 9 единиц. Правильный ответ – 49
- 5) двузначное число, при счете его называют перед числом 25. Догадались, что за число? Правильный ответ – 24
- 6) следующее число: двузначное число, в нем 5 десятков и 4 единицы. Правильный ответ – 54
- 7) двузначное число, в нем 7 десятков и 6 единиц. Правильный ответ – 76
- 8) двузначное число, при счете его называют перед числом 17. Догадались, что за число? Правильный ответ – 16
5. Постановка проблемы учебной деятельности. (Слайд 4)
На доске:
37 ? 35 24 ? 54
45 ? 49 76 ? 16
- Как вы думаете, какое задание Знайка – Математик вам приготовил?
- Почему между ними стоит знак вопроса? Что нужно сделать?
6. Работа в группе
- А теперь попробуйте сравнить эти
выражения в группах. Напоминаю правила работы в группах:
Работайте дружно: будьте внимательными, вежливыми. Обсуждайте вопросы тихо, чтобы
не мешать другим ребятам, оказывайте друг другу помощь.
Если что-то непонятно, не стесняйтесь спрашивать.
(Учитель раздает листы с заданиями)
-Подведем итог работы в группах. Договоритесь в каждой группе, кто из вас покажет результат работы группы.
(Выступления учащихся)
-Я предлагаю вам вернуться на свои рабочие места. И настроиться дальше на работу.
5. Объяснения первого способа сравнения учащимися. (Слайд 5)
-Как это можно сделать?
34=3дес.4ед.
54=5дес.4ед.
3дес.< 5дес. В первом числе десятков меньше, поэтому число 34 < 54.
Итак, чтобы сравнить два двузначных числа нужно сравнить десятки.
Наш вывод: при сравнении двузначных чисел нужно начинать сравнивать десятки. Чем больше десятков в числе, тем больше двузначное число.
-Чем отличается эта пара чисел от предыдущих?
-Каковы ваши результаты?
-Подходит ли составленный нами опорный сигнал под ваш случай? Почему?
-Как сравнить двузначные числа, если десятков одинаковое количество?
(Сравнить, используя числовой луч)
17 * 15 ?
1 д. = 1 д. Значит сравниваем по цифре единиц.5 ед. < 7 ед. Число больше то, в котором единиц больше, значит 15 < 17
Вывод: если количество десятков одинаковое, то, следовательно, больше то число, у которого больше единиц, и наоборот.
Физминутка. «Пересадки».
IV. Закрепление.
1. Повторение вывода.
2. страница 28, нашли №3
- Знайка – Математик дружит не только с ребятами, но и с гномиками. И он хочет узнать, какой гномик набрал больше всех изумрудов? Какой меньше всех?
- А теперь открыли учебник на странице 28, нашли №4, читаем задание. Выполняем самостоятельно.
Взаимопроверка.
– Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки простой карандаш. Проверьте работу соседа.
V. Рефлексия. Подведение итого урока.
- Понравилась ли вам наша работа на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Какие задания были самыми интересными?
- Можете ли сказать, что хорошо научились сравнивать двузначные числа?
-Достигли ли мы поставленной цели? Попробуйте доказать.
- Предлагаю вам оценить свою работу и заполнить « Лист самооценки» ( Ученики самостоятельно заполняют лист самооценки и выставляют себе «+» , «-» .)
Лист самооценки. |
|
Фамилия, имя: |
|
Я умею слушать и слышать товарищей. |
|
Я умею работать в паре. |
|
Мне было интересно на уроке математики. |
|
Я знаю однозначные и двузначные цифры. Подчеркни двузначные числа: 7; 12; 9; 14; 10; 2; 8; 13; 18. |
|
Я умею сравнивать числа от 1 до 20. Выполни сравнение. Вставь пропущенные знаки: 18 14 , 17 19, 12 20, 9 11. |
|
Я знаю десятичный состав чисел от 11 до 20. Подчеркни десятки двумя чертами, единицы – одной чертой: 18 74 12 41 36 28 56 |
|
Посчитать сколько + и -. Ну а в конце урока Знайка – Математик дарит сюрприз
А я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.