План – конспект открытого урока по математике в 1 классе
Оценка 4.7

План – конспект открытого урока по математике в 1 классе

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
05.12.2018
План – конспект открытого урока по математике в 1 классе
Публикация является частью публикации:
план-орскэ-4 класс.doc

Министерство образования Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект

открытого урока

по ОРКСЭ в 4 классе

учителя начальных классов

МАОУ СОШ с. ЦУП им. М.Горького

Фазыловой Тагалили Акзамовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белебеевский район

2018 г

Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Цель:  формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

Обучающие 

§  Раскрыть понятия «род»,  «семья», «родословная»; 

§  познакомить с терминами ближайшего родства;

§  представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.

Развивающие 

§  Развивать речь, внимание, мышление, память;

§  формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;

§  способствовать формированию  понимания значимости семейного  воспитания для становления личности;

§  способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.

Воспитательные 

§  Воспитывать любовь и уважение к своей семье; 

§  Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;

§  формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;

§  пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.

Планируемые результаты

§  дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;

§  сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;

§  научить различать степени родства.

Тип урока: урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:  мультимедийное оборудование для презентации, учебник «Основы светской этики», раздаточный материал – ромашки, разноцветные листочки, карточки для индивидуальной работы, модели домиков, рисунок солнышка, полянки.

Ход урока.

I. Организация деятельности учащихся.

 

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада. Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными,  прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

 

2. Дерево настроения.

-А сейчас ребята я предлагаю вам выбрать листок, соответствующий вашему настроению и прикрепить его к «дереву настроения» расположенному на доске. (Лист красный – настроение отличное; лист зелёный  - настроение плохое, грустное; лист  розовый – настроение весёлое; лист жёлтый –  настроение хорошее).

 

II. Актуализация знаний.

1. Введение в тему урока. (Слайды 1 - 3)

Учащиеся читают наизусть стихотворение Золтана Зелка "Какой хороший вечер".

1. Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
2. А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.
3. Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись...
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
4. Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.

 

- Почему так хорошо герою этого стихотворения?

(Вся семья дома. В доме тепло, уютно, спокойно).

-Какую пословицу бы вы подобрали к данному стихотворению?

- "Вся семья вместе – так и душа на месте"

- Пусть эта пословица будет эпиграфом нашего урока.

 

2. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока. 

- Тему нашего  урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. (Слайд 4)

 - Найдите содержание темы урока на стр.38  учебника.

- Из раздела «Вы узнаете» определите задачи урока

  
- О чем же мы сегодня будем говорить?
(Слайд 5)
( Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?) 

 - Зачем человеку семья? (Высказывания детей.) (Слайд 6)

 – Что ты можешь рассказать о своих родовых корнях, своей семье?

 

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие?  (Ответы детей).

 

- Таких праздников 2: (Слайд 7)

   Всероссийский день семьи отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1993 года.

 

День семьи, любви и верности. Праздник совсем молодой, отмечать его стали  с 2008 года.  Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви. К Всероссийскому дню семьи, любви и верности были созданы памятные медали "За любовь и верность". На одной стороне медалей изображен символ праздника - ромашка, на другой - лики святых Петра и Февронии.

 

3. Создание образа семьи. (Самостоятельная работа детей: у каждого на парте заготовки ромашки).

 

- У вас на столах лежат  ромашки.

- Почему именно эти цветы лежат у вас на столах? ( Потому что ромашка является символом  праздника «Любви, семьи и верности»).

Подпишите лепестки ромашки именами членов ваших семей. (Из цветков формируется полянка класса на доске).

 

III. «Открытие» нового знания.

1.  Работа по теме урока: семья.

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род.

 

2. Работа с текстом учебника с. 38

 

 - Прочтите первый абзац текста, найдите понятия род, семья.

-Так что же такое семья?

- (Слайд 8). Ваши одноклассники, готовясь к сегодняшнему уроку, поработали самостоятельно с толковыми словарями и вот, что они и узнали, что такое семья по С. Ожегову – это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней.

- А как вы понимаете, что такое семья?

 

Учитель. В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, и в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.

Говорят, что раньше о роде и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говорится о семье.

 

3. Игра «Концовка» (Слайд 9)

  • В гостях хорошо,… а дома лучше.
  • Не красна изба углами,… а красна пирогами.
  • Хозяюшка в дому,… что оладушек в меду.
  • Не нужен клад,… когда в семье лад.

 

4. Работа по теме урока: род. (Слайд 10)

 

- А что же такое « род»? Прочтите 3 предложение первого абзаца текста. (Слайд 10)
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову РОД?  
(Слайд 11)

 

Род - большая семья из нескольких поколений родственников, имеющая одного общего предка по материнской или отцовской линии.

Род и семья – это первые объединения людей, которые возникли много тысяч лет назад, еще у первобытных людей.

Шли годы, общество развивалось, изменялось. Возникла необходимость различать рода и семьи, стали возникать символы родов, которые позволяли отличать один род от другого.

 

5. Работа по теме урока: фамилия. (Слайд 12)

 

- Как вы думает, какие символы рода возникли много лет назад, но существуют и по сей день, мало того, некоторые из них мы используем каждый день?

 

- Имена у членов семьи разные, а что общее? (Фамилия)
Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте и сопровождает нас всю жизнь. Специалисты насчитали несколько путей образования русских фамилий. А вот знаете ли вы, что означает ваша фамилия и как она возникла?

6. Работа с текстом учебника с. 38

 - Прочтите второй абзац текста из учебника. (Сообщение ученицы)

 Фамилии возникли:
Во-первых, от мифических существ, животного или зверя (Волков, Медведев, Зайцев)

 Во-вторых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Георгиев).
Фамилия возникла из древних прозвищ (например, за цвет волос– Белов, или пристрастие к кулачному бою – Бойцов).
Фамилии возникали и от профессии предков. Так на свет появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы.
Фамилии могли образовываться от названия села, города, местности (Новгородцевы, Муромцевы, Москвичевы).
А потомки служителей церкви носили, как правило, фамилии Рождественский, Троицкий, Вознесенский, Богословский.

 

Фамилия Мельниковы довольно распространенная фамилия во всем мире.  Живет человек, имеет мельницу. Среди односельчан он получает прозвище «мельник», а его правнуки получают профессию фамилию Мельниковы. В Германии – Мюллеры, в Англии – Миллеры, во Франции – Менье.

 

-А теперь хотите узнать, что означает ваша фамилия? Поинтересуйтесь.

 

6. Работа по теме урока: родословная.

 

- Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается.

- Семейная история, по-другому,  (договаривают дети) …      родословная. Родословная - слово о роде. Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки и  дедушки – это семья. Прабабушки  и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении столетия живут одновременно 3 поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. На протяжении 200 лет сменяются 6 человеческих поколений, а на протяжении 1000лет – 30. А знаете ли вы, кто кому кем приходится?

 

7. Работа в парах: Составь пару (родственники). (Слайд 13)

 

- Давайте проверим. Сейчас я раздам вам карточки. Необходимо соединить линией соответствующие понятия в столбиках.

 

 Карточки «Найди  пару».

 

Прабабушка 

Прадедушка

      Бабушка

      Дедушка

             Тётя

             Дядя

        Двоюродный брат

      Двоюродная сестра

Мамина сестра

Сын твоего дяди

Папин папа

Папин брат

Мамина мама

Мама твоей бабушки

Дедушка твоего папы

Дочь твоей тети

 

- А что такое родословная?

 

Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. По-другому еще говорят – генеалогия. В России родословная появилась при Петре I.

 

- Все родственники могут быть занесены в генеалогическое древо. 

 

- Можно составить родословное древо такое как, например, у А.С. Пушкина.

- (Слайд 14). Рассмотрим, например, родословное древо Л.Н.Толстого.

Обратите внимание, это древо содержит не только информацию о людях, но и еще их родовые гербы. Вы уже сталкивались с родословным деревом, скажите, кто располагается на этом уровне?

На следующем уровне?

На следующем уровне?

 

8. Работа по теме урока: герб.

 

- Другой известный символ рода – герб, на котором изображалось все, чем гордится и знаменит род.

Обратите внимание на гербы, от кого к кому переходил герб в роду? Дочь, выходя замуж, брала фамилию мужа и уходила в семью мужа.

 

-(Слайд 15). Рассмотрите родовой герб Л.Н.Толстого.

 

- В учебнике представлен родовой герб Багратионов.


(Багратионы  — древний царский род 
Грузии, из которого происходили многие выдающиеся государственные и военные деятели Грузии и России. Исторические грузинские писания исчисляют хронологию Багратионов с 6 века)


-
(Слайд 16). Все гербы составлялись по определённым правилам. Например, существовало определённое число цветов: красный, пурпурный, голубой, зелёный, чёрный, иногда – оранжевый и коричневый. На гербах бывают изображены животные. Журавль – означает бдительность и осторожность. Лилия – расцвет и успех. Единорог – символ непобедимости. Гриф – неустрашимость и свирепость. На гербах также помещали девиз – краткое изречение, которое характеризовало жизненные принципы хозяина герба, его убеждения.

 

Какой из этих символов мы сохранили и по сей день?

 

IV. Первичная проверка понимания изученного.


1. Физминутка

- А сейчас мы проведем коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах  возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

 

- А что ещё важно? 

 

2. Практическая работа «В моей семье». Парная работа. (Под музыку в исполнении группы «Инь-Ян» «Гимн семьи»)

 

 1) - Вот попробуйте сказать об отношениях в своей семье, отвечая на вопрос «какая?»

Подберите слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами.

- Выберите из списка слова – прилагательные и прикрепите их в домик. (Список  №1.  Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая,  заботливая, трудолюбивая)

 

2) - Как относятся к вам родители? Они вас любят? А вы их? Значит, вас связывает чувство … (любви).

- Рассказываете ли вы близким о своих неудачах, обидах, спрашиваете совета? Значит, в вашей семье есть …. ( взаимопонимание).

- Выберите из списка слова – существительные и прикрепите их в домик. (Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, терпение)

 

3) - Можете назвать свою семью дружной? Почему?

- Прикрепите  в домик слова – действия..  (Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем)

 

4) - А что ещё важно, чтобы счастье не покидало вашу семью? 

- Выберите нужные слова и прикрепите их на модели «домика»

 (Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность, согласие)

 

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Расскажите, что царит в ваших домах.

- Я рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание, мир и согласие.

 

ü В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (Ценность)

ü Что еще может обозначать слово ценность? (богатство…)

ü Чем эти ценности отличаются друг от друга?  (духовные, материальные)

 

V. Закрепление изученного материала.

1. Обобщающаяся беседа.

- Итак, мы с вами выяснили, что родословная – поколение всех членов рода.

- На чём же строятся родственные отношения?

 

-Семьи все разные. А чем они отличаются?   Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

•  Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

•  Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о традициях своей семьи.

Высказывания учащихся.

 

•  Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  Приглашать гостей и собирать застолье;

•  Собирать и хранить семейные фотографии;

•  Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

 

VI. Итог.

1. Обобщение и систематизация

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

-Можем мы теперь дать ответ на вопрос - отчего зависит мир и согласие в семье?

 

- Сегодня я подарю вам памятку «Заповеди семьи». Запомните эти правила и познакомьте с ними своих родных и близких.

 

- Так какие слова должны быть основой жизни в семье?

(Обратить внимание на «домики»)

- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?

 

2. Домашнее задание:

Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.

 -вместе с родителями составьте свою родословную.
-какие обязанности в семье вы выполняете?

- а  ещё узнайте у родителей  историю их знакомства. Долго ли они размышляли о создании семьи. Какие качества их привлекли друг в друге.

 

3. Рефлексия

Учитель: А сейчас ребята я предлагаю вам посмотреть изменилось ли ваше настроение к концу урока.  Выбрать листок соответствующий вашему настроению и прикрепить его ко второму «дереву настроения». (Лист красный – настроение отличное; лист зелёный  - настроение плохое, грустное; лист розовый – настроение весёлое; лист жёлтый –  настроение хорошее).

 

Учитель: подводит итог, определяет изменилось ли настроение  ребят концу


урока.

 

 

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

 

 

Если хочешь знать истину, слушай, что говорит« легенда»

- В конце урока я хочу предложить прослушать китайскую притчу

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что вся семья была особая – мир и лад царили в этой семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада.

Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что  - то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Республики

Министерство образования Республики

Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

II. Актуализация знаний. 1

II. Актуализация знаний. 1

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье

Говорят, что раньше о роде и семье говорили с большим уважением

Говорят, что раньше о роде и семье говорили с большим уважением

А потомки служителей церкви носили, как правило, фамилии

А потомки служителей церкви носили, как правило, фамилии

Можно составить родословное древо такое как, например, у

Можно составить родословное древо такое как, например, у

А что ещё важно? 2. Практическая работа «В моей семье»

А что ещё важно? 2. Практическая работа «В моей семье»

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это труд, друг о друге забота,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018