План – конспект
открытого урока
по ОРКСЭ в 4 классе
учителя начальных классов
Фазыловой Тагалили Акзамовны
2018 г
Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Обучающие
§ Раскрыть понятия «род», «семья», «родословная»;
§ познакомить с терминами ближайшего родства;
§ представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.
Развивающие
§ Развивать речь, внимание, мышление, память;
§ формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
§ способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
§ способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Воспитательные
§ Воспитывать любовь и уважение к своей семье;
§ Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
§ формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
§ пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.
Планируемые результаты
§ дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
§ сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
§ научить различать степени родства.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации, учебник «Основы светской этики», раздаточный материал – ромашки, разноцветные листочки, карточки для индивидуальной работы, модели домиков, рисунок солнышка, полянки.
Ход урока.
I. Организация деятельности учащихся.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада. Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
2. Дерево настроения.
-А сейчас ребята я предлагаю вам выбрать листок, соответствующий вашему настроению и прикрепить его к «дереву настроения» расположенному на доске. (Лист красный – настроение отличное; лист зелёный - настроение плохое, грустное; лист розовый – настроение весёлое; лист жёлтый – настроение хорошее).
II. Актуализация знаний.
1. Введение в тему урока. (Слайды 1 - 3)
Учащиеся читают наизусть стихотворение Золтана Зелка "Какой хороший вечер".
1. Какой хороший
вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
2. А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.
3. Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись...
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
4. Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
- Почему так хорошо герою этого стихотворения?
(Вся семья дома. В доме тепло, уютно, спокойно).
-Какую пословицу бы вы подобрали к данному стихотворению?
- "Вся семья вместе – так и душа на месте"
- Пусть эта пословица будет эпиграфом нашего урока.
2. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.
- Тему нашего урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. (Слайд 4)
- Найдите содержание темы урока на стр.38 учебника.
- Из раздела «Вы узнаете» определите задачи урока
- О чем же мы сегодня будем говорить? (Слайд
5)
( Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?)
- Зачем человеку семья? (Высказывания детей.) (Слайд 6)
– Что ты можешь рассказать о своих родовых корнях, своей семье?
В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие? (Ответы детей).
- Таких праздников 2: (Слайд 7)
Всероссийский день семьи отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1993 года.
День семьи, любви и верности. Праздник совсем молодой, отмечать его стали с 2008 года. Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви. К Всероссийскому дню семьи, любви и верности были созданы памятные медали "За любовь и верность". На одной стороне медалей изображен символ праздника - ромашка, на другой - лики святых Петра и Февронии.
3. Создание образа семьи. (Самостоятельная работа детей: у каждого на парте заготовки ромашки).
- У вас на столах лежат ромашки.
- Почему именно эти цветы лежат у вас на столах? ( Потому что ромашка является символом праздника «Любви, семьи и верности»).
Подпишите лепестки ромашки именами членов ваших семей. (Из цветков формируется полянка класса на доске).
III. «Открытие» нового знания.
1. Работа по теме урока: семья.
- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род.
2. Работа с текстом учебника с. 38
- Прочтите первый абзац текста, найдите понятия род, семья.
-Так что же такое семья?
- (Слайд 8). Ваши одноклассники, готовясь к сегодняшнему уроку, поработали самостоятельно с толковыми словарями и вот, что они и узнали, что такое семья по С. Ожегову – это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней.
- А как вы понимаете, что такое семья?
Учитель. В семейном кругу мы с вами растем. Основа
основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, и в жизнь ты входишь
из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем. Родной дом, родные люди, родная
семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые,
самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного
очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как
важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний
очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
Говорят, что раньше о роде и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говорится о семье.
3. Игра «Концовка» (Слайд 9)
4. Работа по теме урока: род. (Слайд 10)
- А что же такое « род»? Прочтите 3 предложение первого абзаца
текста. (Слайд 10)
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову РОД? (Слайд 11)
Род - большая семья из нескольких поколений родственников, имеющая одного общего предка по материнской или отцовской линии.
Род и семья – это первые объединения людей, которые возникли много тысяч лет назад, еще у первобытных людей.
Шли годы, общество развивалось, изменялось. Возникла необходимость различать рода и семьи, стали возникать символы родов, которые позволяли отличать один род от другого.
5. Работа по теме урока: фамилия. (Слайд 12)
- Как вы думает, какие символы рода возникли много лет назад, но существуют и по сей день, мало того, некоторые из них мы используем каждый день?
- Имена
у членов семьи разные, а что общее? (Фамилия)
Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Она записана в свидетельстве о
рождении, в паспорте и сопровождает нас всю жизнь. Специалисты насчитали
несколько путей образования русских фамилий. А вот знаете ли вы, что означает
ваша фамилия и как она возникла?
6. Работа с текстом учебника с. 38
-
Прочтите второй абзац текста из
учебника. (Сообщение ученицы)
Фамилии возникли:
Во-первых, от мифических существ, животного или зверя (Волков, Медведев,
Зайцев)
Во-вторых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров,
Георгиев).
Фамилия возникла из древних прозвищ (например, за цвет волос– Белов, или пристрастие
к кулачному бою – Бойцов).
Фамилии возникали и от профессии предков. Так на свет появились Гончаровы, Кузнецовы,
Рыбаковы.
Фамилии могли образовываться от названия села, города, местности (Новгородцевы,
Муромцевы, Москвичевы).
А потомки служителей церкви носили, как правило, фамилии Рождественский, Троицкий,
Вознесенский, Богословский.
Фамилия Мельниковы довольно распространенная фамилия во всем мире. Живет человек, имеет мельницу. Среди односельчан он получает прозвище «мельник», а его правнуки получают профессию фамилию Мельниковы. В Германии – Мюллеры, в Англии – Миллеры, во Франции – Менье.
-А теперь хотите узнать, что означает ваша фамилия? Поинтересуйтесь.
6. Работа по теме урока: родословная.
- Человек
растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна
одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной.
Сегодня старинная традиция возвращается.
- Семейная история, по-другому,
(договаривают дети) … родословная. Родословная - слово о роде.
Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки и дедушки – это
семья. Прабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до
вас и ваших родителей. На протяжении столетия живут одновременно 3 поколения: в
начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. На протяжении 200
лет сменяются 6 человеческих поколений, а на протяжении 1000лет – 30. А знаете
ли вы, кто кому кем приходится?
7. Работа в парах: Составь пару (родственники). (Слайд 13)
- Давайте проверим. Сейчас я раздам вам карточки. Необходимо соединить линией соответствующие понятия в столбиках.
Карточки «Найди пару».
Прабабушка Прадедушка Бабушка Дедушка Тётя Дядя Двоюродный брат Двоюродная сестра |
Мамина сестра Сын твоего дяди Папин папа Папин брат Мамина мама Мама твоей бабушки Дедушка твоего папы Дочь твоей тети |
- А что такое родословная?
Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. По-другому еще говорят – генеалогия. В России родословная появилась при Петре I.
- Все родственники могут быть занесены в генеалогическое древо.
- Можно составить
родословное древо такое как, например, у А.С. Пушкина.
- (Слайд 14). Рассмотрим, например, родословное древо Л.Н.Толстого.
Обратите внимание, это древо содержит не только информацию о людях, но и еще их родовые гербы. Вы уже сталкивались с родословным деревом, скажите, кто располагается на этом уровне?
На следующем уровне?
На следующем уровне?
8. Работа по теме урока: герб.
- Другой известный символ рода – герб, на котором изображалось все, чем гордится и знаменит род.
Обратите внимание на гербы, от кого к кому переходил герб в роду? Дочь, выходя замуж, брала фамилию мужа и уходила в семью мужа.
-(Слайд 15). Рассмотрите родовой герб Л.Н.Толстого.
- В учебнике представлен родовой герб Багратионов.
(Багратионы —
древний царский род Грузии, из которого происходили многие выдающиеся государственные
и военные деятели Грузии и России. Исторические грузинские писания исчисляют
хронологию Багратионов с 6 века)
- (Слайд 16). Все гербы составлялись по определённым
правилам. Например, существовало определённое число цветов: красный, пурпурный,
голубой, зелёный, чёрный, иногда – оранжевый и коричневый. На гербах бывают
изображены животные. Журавль – означает бдительность и осторожность. Лилия –
расцвет и успех. Единорог – символ непобедимости. Гриф – неустрашимость и
свирепость. На гербах также помещали девиз – краткое изречение, которое
характеризовало жизненные принципы хозяина герба, его убеждения.
Какой из этих символов мы сохранили и по сей день?
IV. Первичная проверка понимания изученного.
1. Физминутка
- А сейчас мы проведем коротенькую игру. Встаньте
рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами,
лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за
руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
- А что ещё важно?
2. Практическая работа «В моей семье». Парная работа. (Под музыку в исполнении группы «Инь-Ян» «Гимн семьи»)
1) - Вот попробуйте сказать об отношениях в своей семье, отвечая на вопрос «какая?»
Подберите слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами.
- Выберите из списка слова – прилагательные и прикрепите их в домик. (Список №1. Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая, трудолюбивая)
2) - Как относятся к вам родители? Они вас любят? А вы их? Значит, вас связывает чувство … (любви).
- Рассказываете ли вы близким о своих неудачах, обидах, спрашиваете совета? Значит, в вашей семье есть …. ( взаимопонимание).
- Выберите из списка слова – существительные и прикрепите их в домик. (Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, терпение)
3) - Можете назвать свою семью дружной? Почему?
- Прикрепите в домик слова – действия.. (Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем)
4) - А что ещё важно, чтобы счастье не покидало вашу семью?
- Выберите нужные слова и прикрепите их на модели «домика»
(Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность, согласие)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Расскажите, что царит в ваших домах.
- Я рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание, мир и согласие.
ü В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (Ценность)
ü Что еще может обозначать слово ценность? (богатство…)
ü Чем эти ценности отличаются друг от друга? (духовные, материальные)
V. Закрепление изученного материала.
1. Обобщающаяся беседа.
- Итак, мы с вами выяснили, что родословная – поколение всех членов рода.
- На чём же строятся родственные отношения?
-Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.
Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
• Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
• Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о традициях своей семьи.
Высказывания учащихся.
• Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• Приглашать гостей и собирать застолье;
• Собирать и хранить семейные фотографии;
• Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
VI. Итог.
1. Обобщение и систематизация
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.
-Можем мы теперь дать ответ на вопрос - отчего зависит мир и согласие в семье?
- Сегодня я подарю вам памятку «Заповеди семьи». Запомните эти правила и познакомьте с ними своих родных и близких.
- Так какие слова должны быть основой жизни в семье?
(Обратить внимание на «домики»)
- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?
2. Домашнее задание:
Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.
-вместе с родителями составьте свою родословную.
-какие обязанности в семье вы выполняете?
- а ещё узнайте у родителей историю их знакомства. Долго ли они размышляли о создании семьи. Какие качества их привлекли друг в друге.
3. Рефлексия
Учитель: А сейчас ребята я предлагаю вам посмотреть изменилось ли ваше настроение к концу урока. Выбрать листок соответствующий вашему настроению и прикрепить его ко второму «дереву настроения». (Лист красный – настроение отличное; лист зелёный - настроение плохое, грустное; лист розовый – настроение весёлое; лист жёлтый – настроение хорошее).
Учитель: подводит итог, определяет изменилось ли настроение ребят концу
урока.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Если хочешь знать истину, слушай, что говорит« легенда»
- В конце урока я хочу предложить прослушать китайскую притчу
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что вся семья была особая – мир и лад царили в этой семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада.
Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что - то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.