План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.
1. Педагогическая и психологическая характеристика учащегося.
2. Тема и разделы, по которым ученик имеет пробелы.
3. Методы и формы работы.
4. Число, месяц проведения занятий, к какому сроку, какая тема сдается.
5. Оценка.
6. Связь с родителями.
7. Связь с классными руководителями, общественными организациями.
Памятка учителю в работе с отстающими учащимися. Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учениками :
1. Если есть план индивидуальной работы с отстающими учениками.
2. Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах.
3. Если ученик получает индивидуальное задание.
4. Помощь и консультации.
5. Пересажен с последних парт к более сильному ученику.
6. Если у него проверяются все письменные работы.
7. Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки.
8. И спросили за четверть 5-6 раз.
Единые требования к организации индивидуальной работы с учащимися.
1. Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе материалов и выявления пробелов в их знаниях.
2. По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
3. Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.
4. Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.
5. Своевременные индивидуальные задания учащимся.
6. Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.
7. Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.
8. Организация взаимной помощи среди учащихся.
Причины неуспеваемости учащихся. А. Первого порядка.
1. Недостатки учебно – воспитательной работы и взаимодействия школы и семьи.
2. Недостатки внешкольных влияний.
3. Отклонения в анатомо – физиологическом развитии школьника.
Б. Второго порядка.
1. Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.
2. Слабое развитие познавательных процессов.
3. Слабое развитие навыков учебного труда.
4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.
5. Отрицательное отношение к учению.
Методы изучения причин неуспеваемости.
Рекомендуется метод « Педагогического консилиума».
Суть : Наличие единой программы изучения, комплективный обмен.
Далее предлагается комплекс методов, допущенных для каждого учителя :
1. Целенаправленное наблюдение……
2. Беседы с учащимися, родителями, активом класса по определенной программе.
3. Анализ устных ответов и письменных работ учащихся.
4. Проведение специальных « диагностирующих» работ и сочинений.
5. Ознакомление со школьной документацией / журнал, дневник, мед. карта/.
« УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР МБОУ СОШ № 39
им.Т.С. Дзебисова
И.С. КОЧИЕВА
____________________
Программа работы
с неуспевающими детьми.
2014-2015
Сроки реализации проекта:
2014-2015 учебный год – проектировочный
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Содержание деятельности и методы реализации проекта
1. Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития; на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
2. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Ресурсная база реализации проекта
1) Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми
–Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;
–основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН;
–Закон Российской Федерации «Об образовании»;
–Концепция модернизации российского образования, утвержденная распоряжением Правительства РФ;
–Президентская программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ; Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.
Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными детьми
Виды работ |
Работа на уроке |
Внеурочная деятельность |
Работа с родителями |
Когда? |
При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. |
На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «САМИ». |
Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания. |
Зачем? . |
Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. |
Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. |
Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. |
Что? |
Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. |
Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности. |
Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? |
Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. |
Творческая мастерская, клуб «САМИ», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. |
Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях. |
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться.
Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке Виды помощи в учении:
* Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Контроль подготовленности учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания Изложение нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения,
позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Организация самостоятельной работы вне класса
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей;
выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в течение учебного года
1. Цели:
1) Выполнение Закона «Об образовании».
2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
2. Задачи:
1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.
2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.
3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.
4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.
Причины, вызывающие
школьную неуспеваемость:
неблагоприятная наследственность; нарушения нервной деятельности; общая неспособность к интеллектуальному труду; физическая ослабленность; школьная незрелость; педагогическая запущенность;
недостаточное развитие речи; боязнь школы, учителей; инфантилизм (т. е. детскость) астеническое состояние; снижение зрения; гиподинамия; социум;
миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объѐме);
социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень
жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребѐнок предоставлен сам себе
Причины неуспеваемости |
Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребѐнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми |
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит |
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
обучение. |
|
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приѐмами еѐ выполнения. |
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе. |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ. |
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. |
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мѐртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся |
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала |
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. |
|
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса |
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока |
Акценты в обучении |
|
Контроль подготовленности учащихся |
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
|
Изложение нового материала |
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
|
Самостоятельная работа обучающихся на уроке |
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. |
|
|
|
Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль. |
|
|
|
Организация самостоятельной работы класса |
вне |
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
Мероприятия |
Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые |
Сентябрь |
требуют быстрой ликвидации. |
|
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком. |
Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка. |
Сентябрь (далее корректировать по мере необходимости) |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. |
В течение учебного года |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса. |
В течение учебного года |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником. |
В течение учебного года |
Учителям по окончании каждого полугодия подготовить отчет о работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.
по ликвидации пробелов в знаниях за четверть 2014-2015 учебного года
Проблема |
Коррекционная работа. Виды деятельности |
Сроки |
Предполагаемый результат |
Фактический результат |
Слабо развита мелкая моторика рук. |
- физминутки на каждом уроке (специальные упражнения); - игры с мячом на уроках; - ручной труд (лепка, |
В течение четверти |
- правильное положение тетради при письме; - наклон букв; - высота букв; - улучшить |
|
|
конструирование, рисование, штриховка и т.д.) - графические диктанты |
|
написание и соединение некоторых букв |
|
Отсутствие нагляднообразного мышления. |
- занятия с психологом; - курс «Мир логики»; - работа по наглядному образцу; -спец. задания: 1) назвать геометрические фигуры, из которых составлен домик; 2) на какие части разбит прямоугольник? 3) соедини стрелкой изображение и название соответствующих фигур и т. д. |
В течение четверти |
- составлять краткую запись к задаче |
|
Низкий уровень фразовой речи. |
- жужжащее чтение; - работа по учебнометодическому комплекту «Работа с текстом» (на уроках чтения и окр. миру); - восстановление деформированных предложений |
В течение четверти |
- полные ответы на вопросы; - восстанавливать деформированные предложения |
|
Недостаток внимания и усидчивости |
- занятия с психологом; - работа по таблице Шульте; - запоминание картинки, группы слов ( на «Мире логики»); - найти отличия; - найти и вычеркнуть из текста определѐнные буквы (менять буквы, поразному зачеркивать) – не более 5 минут. |
В течение четверти |
- своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой |
|
1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.