План интегрированного урока информатики и русского языка
Оценка 4.7

План интегрированного урока информатики и русского языка

Оценка 4.7
Интерактивная доска
docx
информатика
5 кл
14.03.2019
План интегрированного урока информатики и русского языка
План интегрированного урока информатики и русского языка в 5 классе. Цель урока: познакомить обучающихся со способами кодирования информации. Цель урока: познакомить обучающихся со способами кодирования информации. Технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board. Раздаточный материал: кодировочные таблицы, карточки с заданием.
План интегрированного урока информатики и русского языка.docx
План интегрированного урока информатики и русского языка Класс: 5 А Проводят урок: учитель информатики второй квалификационной категории МОУ СОШ №12 Тракторозаводского   района   города   Волгограда   Филина   Надежда   Михайловна,   учитель русского   языка   и   литературы   МОУ   СШ   №   12   Тракторозаводского   района   г.   Волгограда Иванникова Марина Владимировна. Тема урока: Кодирование информации Тип урока: изучение нового материала (интегрированный). Цель урока: познакомить обучающихся со способами кодирования информации.  Задачи урока:   Образовательная:  сформировать   у   обучающихся   представление   о   способах кодирования информации; показать обучающимся разнообразие окружающих человека кодов; сформировать умения кодировать и декодировать информацию.  Развивающая:  развить   умения   анализировать,   обобщать   знания,   выделять   главное; показать взаимосвязь предметов образовательной программы.   Воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком.  Здоровьесберегающая:  создание положительного психологического микроклимата для обучающихся. Средства обучения:  технические   средства:  компьютер   с   операционной   системой   MS   Windows; мультимедийный проектор,  интерактивная доска SMART Board; программные средства: презентация,  подготовленная  в PowerPoint (Приложение 1) раздаточный   материал:  кодировочные   таблицы,   карточки   с   домашним   заданием, листы формата А4, фломастеры.    ХОД УРОКА 1. Организационный момент Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, поясняет, что в классе проводится интегрированный урок, объясняет его особенности.  Слайд 1 Учитель информатики предлагает обучающимся вспомнить тему последнего урока и домашнее задание.   Даёт   возможность   ученикам   в   течение   минуты   повторить   домашнее   задание. Обучающиеся   информируют   учителя   о   выполнении   домашнего   задания.(   §1.5,   в   рабочей тетради № 6 с. 12, № 7 с. 13. Визуальная проверка выполнения домашней работы). 2. Актуализация знаний Учитель информатики задает вопросы обучающимся, используя материалы слайда2. По ходу высказываний   обучающихся на интерактивной доске появляются ответы на поставленные вопросы. Предлагаемые вопросы: 1.  Что   такое   информация?  (Информация   –   это   сведения   об   окружающем   нас   мире) 2. Виды информации. (Зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная) 3. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос? (Ухо – слуховую, глаз – зрительную, нос – обонятельную); 3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления. Слайд 3 Используя   материалы  слайда   3,   учитель   информатики   просит   обучающихся  перечислить основные   информационные   процессы  (процессы   действия   с   информацией).   (Хранение, передача, обработка, защита). Затем   предлагает   рассмотреть   процесс   передачи   информации,   также   используя   материалы слайда 3 и появляющиеся на интерактивной доске по ходу ответов обучающихся правильные ответы. Предлагаемые вопросы: ­ Как называют объект, который передаёт информацию? (Источник) ­ Как называют объект, который принимает информацию? (Приёмник) ­   Приведите   пример   обмена   информацией   между   людьми.   Что   в   вашем   примере   является источником информации, а что — приемником? (Приводят примеры, называют источники и приемники).  Далее  учитель  информатики  поясняет, что с  историей  передачи  информации  обучающихся познакомит учитель русского языка и литературы. Слайды 4­6 Учитель   русского   языка   и   литературы,   опираясь   на   материалы  слайда   4,  кратко рассказывает   о   том,   какими   способами   люди   пытались   передавать   информацию   в различные эпохи развития человечества. Предлагаемая информация: «   Самый   древний   способ   передачи   информации   –   письменность.       Первобытные   люди изображали     наскальные   рисунки.   Они   передавали   какую­то   информацию.       Рисунки   не подробные, а схематичные, силуэтные. Но зато здесь очень живые, выразительные движения и можно понять, что происходит. Главная ценность таких упрощенных рисунков ­ сообщать о каком­то событии; называются такие рисунки – пиктограммы.» Задание. Учитель русского языка и литературы предлагает обучающимся, используя материалы слайдов 5 и 6, отгадать, о каком событии рассказывают наскальные рисунки?  (Фронтальный опрос) Рисунок 1.       Рисунок 2. Проанализировав ответы обучающихся, учитель русского языка и литературы поясняет, что  рисунки – пиктограммы можно истолковать   по­разному. И в этом их недостаток как способа   передачи   информации.   В   истории   известны   случаи,   когда   неверно   истолкованное «послание» принесло беду тем, кому оно было предназначено. Опережающее сообщение выполняет ученик сообщение: «В истории известны и курьезные случаи,   когда смысл пиктограмм был неправильно истолкован. Было это, когда персидский царь Дарий I (правил в 521­486 гг. до нашей эры) вторгся в Скифию в районе Северного Причерноморья  в 512 году. Он  получил  от своего противника  послание,  на котором были нарисованы   мышь,   лягушка,   птица   и   семь   стрел.   Изучив   послание,   Дарий   гордо   объявил персидским полководцам: “Наш враг написал здесь ­ Персы, мы обладаем землей (мышь) и реками (лягушка). Мы хотим улететь (птица) от мощи твоей армии. Мы складываем перед тобой свое оружие (стрелы). Таким образом, трусливые скифы хотят нам сдаться, потому что боятся попробовать на своей шкуре наши сабли”. В ту же ночь скифы атаковали персов и разбили их. Только после битвы Дарий узнал подлинный смысл послания: “Персы, если вы не способны превратиться в птиц и улететь, стать полевыми мышами и схорониться в земле, или же надеть лягушачью кожу и ускакать в своё болото, вы будете поражены нашими стрелами”. Задание.      Учитель русского языка и литературы предлагает обучающимся самим нарисовать  пиктограммы на известные пословицы, представленные на слайде 7.   1 вариант. На чужой каравай рта не разевай. 2 вариант. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Работы выполняются на листах формата А4, затем анализируются всем классом. Подводится  итог: «Удалось ли посредством пиктограммы передать смысл пословицы?» После выполнения работы учитель русского языка и литературы поясняет, что поиск способов  точной передачи и приема информации всегда волновал человечество. О том, какие же способы были изобретены расскажет учитель информатики. Слайд 8 представляет тему урока. Учитель   информатики,   используя   материалы  слайда   8,  представляет   обучающимся следующую информацию: «Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого­нибудь специального набора символов, кроме того   необходимо заранее договориться, как понимать те или иные знаки   и   сигналы,   другими   словами,   требуется   разработка   кода.   И   тема   нашего   урока: «Кодирование   информации».     Запишите   в   тетрадь   сегодняшнюю   дату     и   тему   урока   – «Кодирование информации». Сегодня на уроке вы узнаете, что такое «код» и каким образом происходит кодирование информации.» Выполнение задания в рабочих тетрадях, используя материалы слайда 9 Записать определения: код — это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодированием. Таким образом, кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или   хранения   форму   с   помощью   некоторого   кода.  Обратное   преобразование   называется декодированием. Декодирование ­ это процесс восстановления содержания закодированной информации. Закрепление материала: чтение определения вслух Учитель информатики демонстрирует слайды с примерами применения и использования кодов, прочно вошедших в повседневную   жизнь, при этом задает обучающимся вопросы по представленному материалу. Слайд 10   ­На дорогах с помощью чего кодируют информацию? (С помощью дорожных знаков) Слайд 11  ­Код используется для оценки знаний в школе (Число «5» – код отличных знаний, «4» – код хороших знаний, «3» – удовлетворительных, «2» – плохих). Слайд 12 ­ С помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот). То  есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку. Слайд 13 ­Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Слайд 14 ­Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной  и флажковой азбуки. Слайд 15 ­В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для  слепых (Азбука Брайля). Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги.  Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и  могут читать специальные книги. С этой азбукой вы познакомились в музее этимологии им.  О.Н. Трубачева во время экскурсии. Затем учитель информатики предлагает обучающимся привести свои примеры. Учитель   русского   языка   и   литературы  дополняет,   что   все   ученики   в   школе   ежедневно сталкиваются с процессами кодирования и декодирования информации во время письма и чтения. Затем обучающимся предлагается познакомиться с историей славянской азбуки. Слайд 16 Учитель   русского   языка   и   литературы,  используя   материал  слайдов   17,18,19, поясняет: «Специальную азбуку для славянских народов (глаголицу)     создали КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ в 863 году. Славянская азбука существовала в двух вариантах:  глаголица  –  от глаголъ – «речь» и кириллица (названная по имени одного из создателей первой азбуки).  Потомки   высоко   оценили   заслугу   создателей   славянского   алфавита   –   поставили памятник. (слайд 20) Учитель русского языка и литературы предлагает обучающимся сравнить современный алфавит с его предшественниками. (слайд 21) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 22) Учитель русского языка и литературы поясняет: «Глаголица была создана на основе трех   христианских   символов­   креста,   треугольника,   круга.»   Затем   предлагает   выполнить задание (расшифровать надпись используя раздаточный материал с азбукой глаголицы). 4. Практическое задание 1(закрепление материала). Используя  глаголическую азбуку, перевести слова (будьте осторожны, так как на конце слов  после согласной ставилась буква  используются таблицы с текстом глаголицы, имеющиеся на партах.  Работа проверяется с помощью слайда 23(всплывающие ответы) 1 вариант. ) Задание выполняется в рабочих тетрадях.Для работы стол, лов.   2 вариант. кров, лоб.      ,  ,  Далее учитель русского языка и литературы рассказывает: «Позднее появилась кириллица, которая   со   временем   вытеснила   глаголицу.   В   кириллице   буквы   имеют   более   простую   и ясную для нас форму.   И именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита.  Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого  уставного  алфавита. Первые   книги   на  кириллице   также   написаны   уставом.  Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо и на одинаковом расстоянии друг от друга (без наклона) ­ они как бы «уставлены».   Буквы   строго   геометричны,   вертикальные   линии,   как   правило,   толще горизонтальных,   промежутка   между   словами   нет. Древнерусские   рукописи   IX   ­   XIV   веков написаны уставом. Практическое задание 2(закрепление материала) Используя   названия   букв   кириллицы   напиши   слово.  Задание   выполняется   в   рабочих тетрадях . Для работы используются таблицы с текстом кириллицы, имеющиеся на партах. Слайд 24 позволяет не только дать задание обучающимся, но и проверить результаты работы.  5.   Подведение   итогов.   Учитель   информатики   подводит   итог   урока,   предлагая обучающимся ответить на вопросы:             1.Что вы понимаете под кодированием информации? 2.С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни? 3.Какие коды вы используете на уроке математики? 4.Для чего люди кодируют информацию? Обобщение материала (слайды25,26).  Выставление отметок за урок по информатике и русскому языку. 6.Домашнее задание.  Обучающимся предлагается разноуровневое домашнее задание (по  выбору). Слайд 27 На   «5»:  Запишите   домашнее   задание:  §1.6,   1.7   (прочитать   и   ответить   на   вопросы   устно), задания в рабочей тетради: 15, 16, 17, 18, 20, стр. 18 На   «4»:  Запишите   домашнее   задание:  §1.6,   1.7   (прочитать   и   ответить   на   вопросы   устно), задания в рабочей тетради: 15, 16, стр. 18  Дополнительное задание: Индивидуальные задания по кодированию на карточках.  Дополнительное задание: используя кириллицу, напиши свои имя и фамилию на карточках. Рефлексия. Учитель   информатики   предлагает   обучающимся   принять   участие   в   маленьком психологическом исследовании: «Ребята, у вас на столах лежат рожицы: веселая и грустная (недовольная).   Поднимите   сейчас   ту   рожицу,   соответствующую   вашему   настроению,   с которым вы уходите с урока.» Затем благодарит обучающихся за работу, прощается. (слайд 28) Список использованной литературы:  1. Босова   Л.   Л.   Программа   курса   информатики   и   информационных   технологий   для   5­6 классов общеобразовательной  школы/ Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2­11 классы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, стр. 183­204. 2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л. Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 3. Босова   Л.   Л.   Информатика:   Учебник   для   5   класса/   Л.   Л.   Босова.   —   М.:   БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка

План интегрированного урока информатики и русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019