Разработка урока по информатике в 7 классе на тему "Безопасность в сети Интернет"
Оценка 4.7

Разработка урока по информатике в 7 классе на тему "Безопасность в сети Интернет"

Оценка 4.7
Интерактивная доска +1
doc
информатика
7 кл—9 кл
23.02.2024
Разработка урока по информатике в 7 классе на тему "Безопасность в сети Интернет"
Урок информатики в 7 классе по теме "Безопасность в сети Интернет"
Разработка Безопасность в сети Интернет.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Базойская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по информатике на тему:

«Безопасность в сети Интернет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Панюшкина Марина Александровна,

учитель информатики

I квалификационной категории

МКОУ «Базойская ООШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базой, 2023

 

Разработка урока

 «Безопасность в сети Интернет»

(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)

   

Учитель информатики МКОУ «Базойская ООШ»: Панюшкина Марина Александровна

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема урока: Безопасность в сети Интернет

Тип урока: Объяснение нового материала

Класс: 7 класс

Цель урока: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;

Задачи:

Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», «Вирус», изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет;

Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;

Развивать универсальные учебные действия:

Личностные: Формирование культурного пользователя Интернета. Развитие навыка постановки задачи и нахождения способа её решения. Формирование навыков критического мышления. Способствование всестороннему и гармоничному развитию каждого ребёнка.

Метапредметные: Освоение способов регуляции действий при работе в группе, организация и осуществление сотрудничества с учителем и учащимися. Усвоение умений принимать решения в конкретной жизненной ситуации.

Предметные: Овладение основами безопасного пользования интернет - сетями.

Дидактические основы урока:

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы учебной работы учащихся: фронтальная.

Оборудование: СМАРТ-панель, 8 компьютеров, тетради, презентация «Безопасность в сети Интернет».

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Способы организации деятельности преподавателя и обучающихся:

·         Фронтальный.

·         Индивидуальный.

·         Коллективный.

Прогнозируемый результат:  

В результате урока обучающиеся должны:

Знать:

·              Что такое «Интернет»;

·              Что такое «Вирус»;

·              Какие бывают вирусы;

·              Приемы безопасности при работе в сети «Интернет».

Уметь:

·              Использовать приемы и методы борьбы с опасными угрозами в сети Интернет.


Ход урока

1.    Организационный момент, 1-3 мин.:

В современное время средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Число пользователей Интернета неуклонно растет с каждым днём, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети. Именно поэтому учить грамотно и безопасно проводить время в сети Интернет на сегодняшний день необходимо.

Зачастую уже с юного возраста дети могут находиться в мировой сети без контроля взрослых. Между тем, перечень рисков, с которыми можно столкнуться, достаточно обширен: проникновение вирусов и вредоносных программ, мошенничество, кража личной информации, оскорбления, преследования, домогательства к детям.

Итак, наше сегодняшнее мероприятие посвящено проблеме безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз. И тему нашего занятия вы видите на экране «Безопасность в сети Интернет». (Слайд 1)

(Слайд 2) Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

На сегодняшний день практически каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.

Давайте подумаем и вспомним, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером, а может, о каких-то угрозах, вы слышали от своих друзей? (ответ учащихся)

Молодцы!

2.    Объяснение нового материала (20-25 мин.):

А теперь давайте обратимся к статистике в сети Интернет. Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом (Слайд 3):

1.    Вредоносные программы

2.    Кража информации

3.    Халатность сотрудников

4.    Хакерские атаки

5.    Финансовое мошенничество

6.    Спам

7.    Аппаратные и программные сбои

Как вы видите, угроз достаточно много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством.

Но, конечно же, лидером среди угроз являются вирусы. Давайте посмотрим, что такое вирусы, и какими они бывают.

(Слайд 4) Компьютерный вирус — разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению (саморепликация).

(Слайд 5) Классификация

В настоящее время не существует единой системы классификации и именования вирусов. Принято разделять вирусы на следующие группы.

(Слайд 6) По поражаемым объектам

Файловые вирусы. Это вирусы-паразиты, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое исполняемых файлов, при этом файлы, атакованные вирусом, в большинстве случаев полностью или частично теряют работоспособность)

Загрузочные вирусы. Это компьютерные вирусы, записывающиеся в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняющиеся при загрузке компьютера.

Скриптовые вирусы. Требуют наличия одного из скриптовых языков (Javascript, VBScript) для самостоятельного проникновения в неинфицированные скрипты.

Макровирусы. Это разновидность компьютерныхвирусов разработанных на макроязыках, встроенных в такие прикладные пакеты ПО, как Microsoft Office.

Вирусы, поражающие исходный код. Вирусы данного типа поражают или исходный код программы, либо её компоненты (OBJ-, LIB-, DCU- файлы) а так же VCL и ActiveX компоненты.

(Слайд 7) По поражаемым операционным системам и платформам

-     DOS

-     Microsoft Windows

-     Unix

-     Linux

(Слайд 8) По технологиям, используемым вирусом

Полиморфные вирусы. Вирус, который при заражении новых файлов и системных областей диска шифрует собственный код.

Стелс-вирусы. Вирус, полностью или частично скрывающий свое присутствие в системе, путем перехвата обращений к операционной системе, осуществляющих чтение, запись, чтение дополнительной информации о зараженных объектах (загрузочных секторах, элементах файловой системы, памяти и т. д.)

Руткит. Программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе.

(Слайд 9) По языку, на котором написан вирус

-     ассемблер

-     высокоуровневый язык программирования

-     скриптовый язык

-     и др.

(Слайд 10) По дополнительной вредоносной функциональности

Бэкдоры. Программы, которые устанавливает взломщик на взломанном им компьютере после получения первоначального доступа с целью повторного получения доступа к системе

Шпионы. Spyware — программное обеспечение, осуществляющее деятельность по сбору информации о конфигурации компьютера, деятельности пользователя и любой другой конфиденциальной информации без согласия самого пользователя.

Ботнеты. Это компьютерная сеть, состоящая из некоторого количества хостов, с запущенными ботами — автономным программным обеспечением. Обычно используются для нелегальной или неодобряемой деятельности — рассылки спама, перебора паролей на удалённой системе, атак на отказ в обслуживании.

(Слайд 11) Каждый день появляются все новые и новые вирусы. Вам необходимо знать, что создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России согласно Уголовному кодексу РФ (глава 28, статья 273).

(Слайд 12) Также в нашей стране существует доктрина информационной безопасности РФ, согласно которой в России должен проводиться правовой ликбез в школах и вузах при обучении информатике и компьютерной грамотности по вопросам защиты информации в ЭВМ, борьбы с компьютерными вирусами, детскими порносайтами и обеспечению информационной безопасности в сетях ЭВМ.

(Слайд 13) По инициативе Европейской комиссии в 2004 году был учрежден праздник Международный День безопасного Интернета (Safer Internet Day).  И с  тех пор вышел далеко за пределы Европы. Его отмечают более 70 стран мира, в том числе и Россия. Отмечается ежегодно во второй вторник февраля.

(Слайд 14) Его цель – пропаганда более безопасного и более ответственного использования онлайн-технологий и мобильных телефонов, особенно среди детей и молодежи во всем мире.

Поэтому сегодня я расскажу вам о том, как обезопасить себя, свих друзей, свой личный или рабочий компьютер, чтобы не стать жертвой сетевых угроз. (Слайд 15)

 

1.    Установите комплексную систему защиты. (Слайд 16)

Установка обычного антивируса – вчерашний день. Сегодня актуальны так называемые «комплексные системы защиты», включающие в себя антивирус, файрволл, антиспам-фильтр и еще пару-тройку модулей для полной защиты вашего компьютера. Новые вирусы появляются ежедневно, поэтому не забывайте регулярно обновлять базы сигнатур: лучше всего настроить программу на автоматическое обновление.

2.    Будьте осторожны с электронной почтой. (Слайд 17)

Не стоит передавать какую-либо важную информацию через электронную почту. Установите запрет открытия вложений электронной почты, поскольку многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться сразу после открытия вложения. Программы Microsoft Outlook и Windows Mail помогают блокировать потенциально опасные вложения.

3.    Пользуйтесь браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari, а ЛУЧШЕ!!! Яндексом!. (Слайд 18)

Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под Internet Explorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но лишь потому, что он встроен в Windows. Браузер Opera была очень популярен в России из-за ее призрачного удобства и очень большого числа настроек. Уровень безопасности имеет ряд недостатков как у одного, так и у второго браузера, поэтому лучше ими не пользоваться вовсе.

4.    Обновляйте операционную систему Windows. (Слайд 19)

Постоянно обновляйте операционную систему Windows. Корпорация Microsoft периодически выпускает специальные обновления безопасности, которые могут помочь защитить компьютер. Эти обновления могут предотвратить вирусные и другие атаки на компьютер, закрывая потенциально опасные точки входа.

5.    Не отправляйте SMS-сообщения. (Слайд 20)

Сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечаткам звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS.

При отправке SMS, в лучшем случае, можно лишиться 300-600 рублей на счету телефона – если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем – на компьютере появится ужасный вирус.

Поэтому никогда не отправляйте SMS-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.

6.    Пользуйтесь лицензионным ПО. (Слайд 21)

Если вы скачиваете пиратские версии программ или свеженький взломщик программы, запускаете его и сознательно игнорируете предупреждение антивируса, будьте готовы к тому, что можете поселить вирус на свой компьютер. Причем, чем программа популярнее, тем выше такая вероятность.

Лицензионные программы избавят Вас от подобной угрозы!

7.    Используйте брандмауэр. (Слайд 22)

Используйте брандмауэр Windows или другой брандмауэр оповещают о наличии подозрительной активности при попытке вируса или червя подключиться к компьютеру. Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер.

8.    Используйте сложные пароли. (Слайд 23)

Как утверждает статистика, 80% всех паролей — это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя кошки или собаки, а также пароли вроде 123. Такие пароли сильно облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов — два-четыре часа, но чтобы взломать семисимвольный пароль, потребуется два-четыре года. Лучше использовать пароли, комбинирующие буквы разных регистров, цифры и разные значки.

9.    Делайте резервные копии. (Слайд 24)

При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.

10.              Функция «Родительский контроль» обезопасит вас. (Слайд 25)

Для детской психики Интернет – это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников.

Не стремитесь утаивать от родителей круг тем, которые вы обсуждает в сети, и новых Интернет-знакомых, это поможет вам реально оценивать информацию, которую вы видите в сети и не стать жертвой обмана.

Соблюдая эти не сложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз.

 

Физкультминутка (1 мин.)

 

3.    Закрепление пройденной темы (8-10 мин) (Слайд 26)

Два человека на СМАРТ-панели выполняют интерактивный тест онлайн

Остальные дети выполняют тест на персональных компьютерах по ссылке: https://moretestov.com/other/test-bezopasnost-v-seti-internet   .

4.    Д/З (Слайд 27)

Интерактивный тест на платформе «Учи.ру» в личном кабинете (задание от учителя)

5.    Итог урока (2-3 мин.);

Наше занятие подошло к концу. Подумайте, что нового оно вам дало? Изменилось ли ваше отношение с сети Интернет после нашего занятия? Если да, то каким образом?

Надеемся, что используя знания, полученные на нашем занятии, вы никогда не станете жертвой Интернет-мошенников. И всегда помните, что в любой сложной или непонятной ситуации вам могут помочь взрослые-родители и педагоги.

(Оценка за урок – это оценка за интерактивный тест + «своя оценка»)

 

Рефлексия (Слайд 28)

Ребята, что наиболее значимое вы сегодня узнали или чему научились на уроке? Что вам может пригодиться в жизни, какие значимые умения вы приобрели?

Какую бы вы сегодня себе поставили оценку?

 

(Слайд 29)

 Всего доброго!


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Базойская основная общеобразовательная школа»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Базойская основная общеобразовательная школа»

Разработка урока «Безопасность в сети

Разработка урока «Безопасность в сети

Ход урока 1. Организационный момент, 1-3 мин

Ход урока 1. Организационный момент, 1-3 мин

Загрузочные вирусы. Это компьютерные вирусы, записывающиеся в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняющиеся при загрузке компьютера

Загрузочные вирусы. Это компьютерные вирусы, записывающиеся в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняющиеся при загрузке компьютера

Европы. Его отмечают более 70 стран мира, в том числе и

Европы. Его отмечают более 70 стран мира, в том числе и

Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер

Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2024