Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Барановская средняя общеобразовательная школа»
«Решение стереометрических задач методами аналитической геометрии».
(занятие элективного курса)
подготовила Амерева Е. Э.
2017
Занятие элективного курса в 11 классе «Решение стереометрических задач методами аналитической геометрии».
(математический квест)
Цель: создание условий для формирования навыка решения стереометрических задач различными способами.
Задачи:
· способствовать развитию наглядно-образного мышления, внимания;
· развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения;
· воспитывать умение планировать свою работу, искать рациональные пути решения задач.
ТСО: компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, презентация к уроку
Комментарии: на уроке рассматриваются задачи ЕГЭ типа «№14», можно использовать данный материал для организации итогового повторения.
Актуальность: Часто стереометрические задачи «пугают» выпускников только самим наличием трех измерений. Если у школьника имеются серьезные проблемы с пониманием определений, с чтением или построением сложного стереометрического рисунка, если ему никак не удается подобрать необходимые дополнительные построения, то можно построить работу по №14 на векторах и координатах. Применение аналитической геометрии (и знание небольшого числа формул) часто способно существенно облегчить решение задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
Квест — это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек, в специально оборудованном для этого помещении. Участникам предлагается выполнить определенное задание, ограниченное по времени. Здесь вам не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также умения взаимодействовать с товарищами.
II. Актуализация знаний.
В задаче 14 рассматриваются многогранники, на основе которых, как правило, нужно найти одну из следующих величин:
1. Угол между скрещивающимися прямыми — это угол между двумя прямыми, которые пересекаются в одной точке и параллельны данным прямым.
2. Угол между прямой и плоскостью — это угол между самой прямой и ее проекцией на данную плоскость.
3. Угол между двумя плоскостями — это угол между прямыми, которые лежат в данных плоскостях и перпендикулярны линии пересечения этих плоскостей.
Традиционный метод решения
В школьном курсе стереометрии упор делается на дополнительные построения, которые позволяют выделить искомый угол, а затем рассчитать его величину.
Здесь уместно вспомнить задачи на построение сечений многогранников, которые рассматриваются в 10 классе и у многих вызывают трудности. Существование формального алгоритма для таких построений совершенно не облегчает задачу, поскольку каждый случай достаточно уникален, а любая систематизация лишь усложняют процесс.
Именно поэтому задача 14 оценивается в два балла. Первый балл дается за правильные построения, а второй — за правильные вычисления и собственно ответ.
Преимущества традиционного решения:
1. Высокая наглядность дополнительных построений, которые подробно изучаются на уроках геометрии в 10-11 классах;
2. При правильном подходе значительно сокращается объем вычислений.
Недостатки:
1. Необходимо знать большое количество формул из стереометрии и планиметрии;
2. Дополнительные построения каждый раз приходится придумывать «с нуля». И это может оказаться серьезной проблемой даже для хорошо подготовленных учеников.
Впрочем, если у вас хорошее стереометрическое воображение, проблем с дополнительными построениями не возникнет. Остальным предлагаю отказаться от традиционного геометрического метода и рассмотреть более эффективный алгебраический подход. Итак, поехали!
III. Тренировочные упражнения.
Класс делится на две группы
3.1. Повторение теории:
1) - устно в режиме он-лайн (https://learningapps.org/display?v=p77zekd9a17)
2) - координатный метод (некоторые формулы)
Прямоугольная система координат в пространстве
Рис.1
Ох, Оу, Оz - оси абсцисс, ординат и аппликат. Координаты точки А записываются так: А (х; у; z) (см. Рис.1).
Координатный метод
Координатный метод позволяет рассматривать множество самых трудных задач на вычисление всех видов углов (между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями) и любых расстояний (от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, между скрещивающимися прямыми).
· Необходимо выбрать систему координат, исходя из удобства расположения фигуры. Найти координаты нужных точек.
· Решить задачу, используя основные формулы метода координат.
Опорные формулы:
(1)
(2)
(3)
(4)
Расстояние от точки M(x0,y0) до прямой, заданной уравнением
,
![]() |
3.2.
Задача 1. Разбирается учителем совместно с учениками
Приложение 1,
Приложение 2 сл1-2
3.3 Задачи№ 2,3 группы решают указанным способом,.
Заслушивается отчет каждой группы по решению
Задача 2. В единичном кубе ABCDA₁B₁C₁D₁ найти расстояние от точки D₁ до прямой PQ, где P и Q – середины соответственно ребер A₁B₁ и BC.
Поэтапно-вычислительный метод
Пусть
D₁H PQ, где H
PQ, R - середина ребра AB. Найдем D₁H.
ΔBRQ - прямоугольный, QR=
ΔPQR - прямоугольный, PQ =
ΔDCQ -
прямоугольный, DQ =
Δ D₁DQ- прямоугольный, D₁Q =
D₁P = DQ =
В треугольнике D₁PQ по теореме косинусов ;
;
.
D₁H= D₁P
D₁H= =
.
Ответ: .
Задача 2. В единичном кубе ABCDA₁B₁C₁D₁ найти расстояние от точки D₁ до прямой PQ, где P и Q – середины соответственно ребер A₁B₁ и BC.
Метод координат
ПустьD₁QP =
Тогда из прямоугольного треугольника D₁QP
D1 H = QD1
Рассмотрим прямоугольную систему координат с началом в точке А.
Найдем координаты точек P(0; 0.5; 1),
Q(0.5; 1;0), D₁(1;0;1), тогда
По формуле длины вектора
Используя формулу угла между векторами
,
получаем:
cos=
=
=
D1 H = QD1 D1 H =
Ответ:
.
Задача 3
Боковое ребро МА пирамиды
МАВС перпендикулярно плоскости основания и равно 13, , АВ=39,
АС=52. Найдите расстояние от вершины А до плоскости ВСМ.
Поэтапно-вычислительный метод
Если через точку А провести плоскость, перпендикулярную плоскости ВСМ, то перпендикуляр, проведенный через точку А к линии пересечения этих плоскостей, будет перпендикуляром и к плоскости ВСМ.
Пусть
АН ВС , тогда по теореме о трех
перпендикулярах МН
ВС. Следовательно, ВС
АМН и МВС
АМН.
Проведем в плоскости АМН перпендикуляр
АК к прямой МН. Тогда АК
ВСМ. Длина отрезка АК равна расстоянию от точки А до плоскости ВСМ.
В треугольнике АВС
ВС=
,
тогда АН =
.
В треугольнике АМН
МН=
АК= 12
ОТВЕТ: 12.
Координатный метод
1. Введем систему координат и найдем координаты нужных точек.
А(0,0,0) В(39,0,0) С(0,52,0) М(0,0,13)
2. Напишем уравнение плоскости (ВМС) по трем точкам.
Ax+By+Cz+D=0
Пусть D= -13
Тогда уравнение плоскости: 4x+3y+12z-156=0
3. Найдем расстояние от точки А(0,0,0)до плоскости (ВМС) по соответствующей формуле:
ОТВЕТ: 12.
3 4. Задачу 4 группы решают любым выбранным способом
В ходе отчета по решению задачи необходимо дать обоснование выбора решения.
Задача 4 Точка Е - середина ребра АА1 куба ABCDA1B1C1D1 Найдите площадь сечения куба плоскостью C1DE, если ребра куба равны 2.
Поэтапно-вычислительный
метод
Решение
Прямая DE пересекает прямую А1 D1 в точке K.
Прямая С1K пересекает ребро A1B1 в его середине – точке F.
C1DEF – сечение куба плоскостью C1DE.
В равнобедренном треугольнике C1DK
и
высота
Поскольку EF – средняя линия треугольника C1DK , получаем:
Ответ: 4,5
Координатный метод
Решение:
Сечение куба - трапеция C1 DEF, F- середина А1 В1;
Введём прямоугольную систему координат: D(0;0;0); ОХ совпадает с лучом DA, OY с лучом DD1, OZ с лучом DC.
Ребро куба 2.Тогда C1(0;2;2), E(2;1;0), F(2;2;1)
Ответ: 4,5
Задача 5
В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF , стороны основания которой равны 1, а боковые рёбра равны 2, точка K – середина ребра SD . Найти косинус угла между прямыми AS и FK .
Поэтапно-вычислительный метод
Ребро AS и точка K лежат в плоскости ASD , тогда средняя линия KO треугольника ASD будет параллельна AS и угол
(AS, FK) (KO, FK).
Точка O – центр основания пирамиды. Найдем угол FKO треугольника
FKO . Для этого найдем длины его сторон. Так как в основании пирамиды ле- жит правильный шестиугольник, то отрезок FO равен его стороне, то есть
FO =1.
Соответственно отрезок KO –средняя линия треугольника ASD и KO =
Найдем FK . Рассмотрим равнобедренный треугольник FSD , в котором
FS =SD = 2, а FD =
Учитывая, что FK – медиана треугольника FSD получаем
=
Теперь из теоремы косинусов для треугольника FKO находим:
![]() |
Ответ:
Задача 5
В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF , стороны основания которой равны 1, а боковые рёбра равны 2, точка K – середина ребра SD . Найти косинус угла между прямыми AS и FK .
Координатный метод
Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке .
Так как пирамида правильная, то точка O – центр основания пирамиды и из
прямоугольного треугольника ASO получаем
SO=
Тогда
А(-1;0;0) , D(1;0;0)
, F () , S(0; 0;
) .
Учитывая,что точка K – середина
отрезка SD , получаем K ( ) .
Отсюда имеем
![]() |
{ }, FK { },
Используя формулу, находим
![]() |
cos((AS, FK))=
Ответ:
IV.Подведение итогов занятия.
Приложение (приз победителю)
Координаты вершин многогранников
Метод координат в пространстве
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.