Методика подготовки и проведения занятий детского объединения «Моя математическая школа»

  • Документация
  • docx
  • 15.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методика подготовки и проведения занятий детского объединения «Моя математическая школа»-из опыта работы
Иконка файла материала Методика подготовки и проведения занятий детского объединения.docx

Пономарева Ирина Анатольевна,

учитель математики МБОУ СОШ №9

г. Амурск Хабаровский край

 

Методика подготовки и проведения занятий детского объединения «Моя математическая школа»

 

Высокий уровень математической подготовки учащихся обеспечивается благодаря сохранению традиций внеурочной работы по математике.

Вызывая интерес учащихся к предмету, внеурочная деятельность способствует развитию математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся.

Детское объединение «Моя математическая школа» — это объединение учащихся с 5-го по 10-ый классы, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время, под руководством педагога.

Цель:

Создание условий, способствующих формированию ключевых компетентностей, определяющих современное качество содержания образования по математике через внеурочную деятельность.

Основные задачи:

1.     прививать и поддерживать интерес к математике;

2.     способствовать расширению и углублению математических знаний учащихся;

3.     развивать творческие способности детей;

4.     подготовка учащихся к успешному выступлению на олимпиадах и конкурсах;

5.     воспитывать настойчивость, инициативу.

 

Организация работы

 

В основе работы «Математической школы» лежит принцип добровольности.

Данное объединение состоит из групп: группа 5 класса, группа 6 класса …, группа 10 класса. В каждой группе свой численный состав (от 5 до 15 человек).

Учебный год в каждой группе начинается с 1 октября, согласно расписанию, составленному педагогом. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для учащихся 5 класса - 45 минут, 6 - 7 классов - 45 минут, 8 - 10 классов - 90 минут.

 

 

 

Планирование работы

 

План работы объединения составляется сразу на весь учебный год и вывешивается в классном уголке.

Форма плана может быть произвольной. Рассмотрим примерный вариант плана.

№ занятия

Класс

Дата проведения

Тема занятия

Ответственный за подготовку

Срок подготовки

Форма отчёта

3

5

 

Логические задачи

Дорошенко Алина

 

Презентация с применением ИКТ.

Для планирования и проведения занятий учитель математики составляет программу по форме, принятой в данной школе. Программа может выглядеть

как вышерассмотренный план. Данная программа утверждается либо ШМО учителей математики, либо экспертным советом школы.

 

Основные требования к программе:

1) связь содержания программы с изучением программного материала;

2) решение нестандартных, олимпиадных задач;

3) использование занимательности;

4) использование исторического материала;

5) особенности школы, региона;

6) наличие необходимой литературы у учителя.

 

Возможные темы занятий для учащихся разных классов

 

5 класс

1.     Математические ребусы.

2.     Геометрические задачи со спичками.

3.     Упражнения на быстрый счёт.

4.     Взвешивания.

5.     Логические задачи.

6.     Запись цифр и чисел у других народов

 

6-7 класс

1.      Простейшие графы.

2.      Задачи, решаемые с конца.

3.      Занимательные задачи на построение.

4.      Недесятичные системы счисления.

5.      Задачи на разрезание.

6.      Принцип Дирихле.

7.      Занимательные задачи на проценты.

 

8-9 класс

1.      Теорема Пифагора.

2.      Квадратные корни.

3.      Квадратные уравнения и неравенства.

4.      Неопределенные уравнения.

5.      Индукция в математике.

6.      Теорема Чевы.

7.      Периодические дроби.

8.      Цепные дроби.

9.      Комбинаторные задачи.

10.  Элементы теории чисел.

 

10 класс

1.      Решение планиметрических задач с помощью тригонометрии.

2.      Комплексные числа.

3.      Трансцендентные уравнения.

4.      Математическая индукция.

5.      Полуправильные многогранники.

6.      Геометрия на сфере.

7.      Неопределённые уравнения.

 

 

Первое занятие

 

Многое в организации работы объединения зависит от первого занятия. Возможна следующая структура проведения первого занятия:

1.      Учитель математики освещает перспективы работы

2.      Выбор старосты.

3.      Решение задач по определённой теме

 

Например, для 8-9 классов можно предложить решение задач на разные темы.

 

Предлагаемый список заданий

 

1. Найти значение выражения

| х – 0,5 | + , если 1,8 < х <  3,9

2. Решить неравенство  2х² - 3х – 2 > 0

3. Найти при каких   х   имеет смысл выражение 

4. Решить неравенство

5. Внести множитель под знак корня  (3 – х)

6. Построить графики функций:

   а) ;               б)         

7. Решите уравнения:

 

а) ;

 

б) ;

 

 в) ;

 

г) .

8. Найти наибольшее значение произведения корней уравнения.

 

.