Пономарева Ирина Анатольевна,
учитель математики МБОУ СОШ №9
г. Амурск Хабаровский край
Методика подготовки и проведения занятий детского объединения «Моя математическая школа»
Высокий уровень математической подготовки учащихся обеспечивается благодаря сохранению традиций внеурочной работы по математике.
Вызывая интерес учащихся к предмету, внеурочная деятельность способствует развитию математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся.
Детское объединение «Моя математическая школа» — это объединение учащихся с 5-го по 10-ый классы, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время, под руководством педагога.
Цель:
Создание условий, способствующих формированию ключевых компетентностей, определяющих современное качество содержания образования по математике через внеурочную деятельность.
Основные задачи:
1. прививать и поддерживать интерес к математике;
2. способствовать расширению и углублению математических знаний учащихся;
3. развивать творческие способности детей;
4. подготовка учащихся к успешному выступлению на олимпиадах и конкурсах;
5. воспитывать настойчивость, инициативу.
Организация работы
В основе работы «Математической школы» лежит принцип добровольности.
Данное объединение состоит из групп: группа 5 класса, группа 6 класса …, группа 10 класса. В каждой группе свой численный состав (от 5 до 15 человек).
Учебный год в каждой группе начинается с 1 октября, согласно расписанию, составленному педагогом. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для учащихся 5 класса - 45 минут, 6 - 7 классов - 45 минут, 8 - 10 классов - 90 минут.
Планирование работы
План работы объединения составляется сразу на весь учебный год и вывешивается в классном уголке.
Форма плана может быть произвольной. Рассмотрим примерный вариант плана.
№ занятия |
Класс |
Дата проведения |
Тема занятия |
Ответственный за подготовку |
Срок подготовки |
Форма отчёта |
3 |
5 |
|
Логические задачи |
Дорошенко Алина |
|
Презентация с применением ИКТ. |
Для планирования и проведения занятий учитель математики составляет программу по форме, принятой в данной школе. Программа может выглядеть
как вышерассмотренный план. Данная программа утверждается либо ШМО учителей математики, либо экспертным советом школы.
Основные требования к программе:
1) связь содержания программы с изучением программного материала;
2) решение нестандартных, олимпиадных задач;
3) использование занимательности;
4) использование исторического материала;
5) особенности школы, региона;
6) наличие необходимой литературы у учителя.
Возможные темы занятий для учащихся разных классов
5 класс
1. Математические ребусы.
2. Геометрические задачи со спичками.
3. Упражнения на быстрый счёт.
4. Взвешивания.
5. Логические задачи.
6. Запись цифр и чисел у других народов
6-7 класс
1. Простейшие графы.
2. Задачи, решаемые с конца.
3. Занимательные задачи на построение.
4. Недесятичные системы счисления.
5. Задачи на разрезание.
6. Принцип Дирихле.
7. Занимательные задачи на проценты.
8-9 класс
1. Теорема Пифагора.
2. Квадратные корни.
3. Квадратные уравнения и неравенства.
4. Неопределенные уравнения.
5. Индукция в математике.
6. Теорема Чевы.
7. Периодические дроби.
8. Цепные дроби.
9. Комбинаторные задачи.
10. Элементы теории чисел.
10 класс
1. Решение планиметрических задач с помощью тригонометрии.
2. Комплексные числа.
3. Трансцендентные уравнения.
4. Математическая индукция.
5. Полуправильные многогранники.
6. Геометрия на сфере.
7. Неопределённые уравнения.
Первое занятие
Многое в организации работы объединения зависит от первого занятия. Возможна следующая структура проведения первого занятия:
1. Учитель математики освещает перспективы работы
2. Выбор старосты.
3. Решение задач по определённой теме
Например, для 8-9 классов можно предложить решение задач на разные темы.
Предлагаемый список заданий
1. Найти значение выражения
| х – 0,5 | + ,
если 1,8 < х < 3,9
2. Решить неравенство 2х² - 3х – 2 > 0
3. Найти при каких х имеет смысл
выражение
4. Решить неравенство
5. Внести множитель под знак корня (3 –
х)
6. Построить графики функций:
а) ; б)
7. Решите уравнения:
а)
;
б)
;
в) ;
г) .
8. Найти наибольшее значение произведения корней уравнения.
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.