Разработка учебно-тематической экскурсии для учащихся начальной школы «Образы родного края. Лесные ярусы».
Материал включает в себя: технологическую карту, текст учебно-тематической экскурсии, приложения, "Портфель экскурсовода", иллюстрированный материал, карту – схему маршрута, библиографический список.
Цель: создание условий для получения детьми знаний о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
экскурсия По родному краю с любовью.docx
Технологическая карта экскурсии
1. Подготовительная работа:
Выучить наизусть отрывки из стихотворений (Приложение 1)
Разделить класс на 3 группы.
Приготовить задания для практической работы по группам
(Приложение 2)
Выбрать маршрут экскурсии (Приложение 3)
Провести беседу о правилах поведения на природе.
2. Организационный момент
3. Выход на место экскурсии
4. Работа по теме экскурсии
5. Исследовательская (практическая) работа в группах
6. Отчёт по практической работе
7. Подведение итогов экскурсии
8. Домашнее задание.
Планконспект экскурсии «По родному краю с любовью»
Тема: Образы родного края. Ярусы леса.
Цели:
1. Создание условий для получения детьми знаний о лесных ярусах, о растениях и
животных, населяющих различные ярусы леса.
2. Развитие умений исследовательской работы и элементов творческой деятельности:
различать ярусы леса, распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые
растения и мхи, сравнивая объекты природы, анализируя, наблюдая за ними, выполнять
зарисовки природных объектов с натуры.
3. Способствовать воспитанию любви к природе родного края.
4. Помочь учащимся осознать свою роль в деятельности по охране и улучшению
окружающей среды родного края.
Оборудование:
планмаршрут, карточки – задания для исследовательской работы, карточки с
изображением животных леса, кроссворд, блокноты и простые карандаши, грабельки,
совок.
Предварительная подготовка:
1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений (Приложение 1)
2. Разделить класс на 3 группы.
3. Приготовить задания для практической работы по группам (Приложение 2)
4. Выбрать маршрут экскурсии (Приложение 3)
5. Провести беседу о правилах поведения на природе.
1 Ход экскурсии
I. Организационный момент.
Повторение правил поведения на природе:
Как нужно вести себя на природе?
Где вы можете ходить?
Что можете делать?
Чего нельзя делать на природе?
II. Выход на место проведения экскурсии. Актуализация знаний.
Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы
учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.
Ребята, где мы с вами находимся? (в лесу)
Вам здесь нравится?
Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть, с вами тоже
это происходит?
Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам
отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.
(Дети читают наизусть четверостишия.)
Понравились вам отрывки из стихотворений?
Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)
А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес
в разные времена года.)
О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются
остальные четверостишия.)
А какое время года сейчас?
Какой сейчас месяц, год и число?
Какая погода стоит на дворе?
Мы пришли с вами на один из участков экологической тропы нашей школы, которая
создана на базе урочища «Становское». Этот участок является памятником природы
«Заповедный лесной участок».
Как вы думаете, зачем создаются такие памятники природы, заповедники, заказники?
Правильно, чтобы сохранить природные богатства. С этой целью в нашей Белгородской
области созданы: охраняемый участок разнотравнолуговой степи «Ямская степь»,
входящий в Центральночерноземный заповедник им. В. В. Алехина, который расположен
на пяти разобщенных участках – Стрелецком, Казацком, Ямском, Баркаловке, Букреевы
Бармы. Известен белгородский заказник «Лес на Ворскле» (Борисовский район) — участок
корабельного леса, сохраняемого со времен Петра I.
Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы
находитесь.
Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
Чем они отличаются друг от друга?
2 Это нагорная дубрава. Здесь мы встретим деревья: дуб, липу, осину, клён, вяз, сосну
обыкновенную, кустарники: лещину, крушину, бересклет, боярышник, травянистые:
фиалку лесную, зеленчук, копытень европейский (показать)
III. Изучение новой темы.
На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов
ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может
встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)
Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами
этажами: выше всех деревья, ниже кустарник, еще ниже травы, грибы, а в самом низу
мхи.)
Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса
этажа, второго, третьего и четвертого.
А теперь назовите номера этажей ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья,
травы.
(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах,
группах или фронтально.)
Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за
свет и тепло...)
Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые
глубокие корни у деревьев и т. д.)
* К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль
деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)
IV. Практическая работа.
Только ли растения живут в лесу?
Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным
домом.
Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За
15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу
отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты,
карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя.
(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы.
Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу
с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)
V. Отчет по практической работе.
По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы.
После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения
могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.
Вы молодцы, а еще в нашем лесу живут лоси, кабаны, лисы, зайцы, много птиц (учитель
показывает картинки с изображением этих животных)
VI. Подведение итогов экскурсии. Рефлексия.
Понравилась ли вам экскурсия?
3 Какие открытия вы сделали сегодня?
Как размещаются растения и животные в лесу?
* Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не там где вам захочется?
Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
Что вы еще можете сделать для охраны леса?
Зачем нужен лес?
VII. Домашнее задание (на выбор):
написать репортаж в школьную газету «Мои впечатления от экскурсии»
разгадать кроссворд (каждый ребенок получает листок с заготовкой кроссворда,
ключевые фразы не вписаны, но нужные клетки выделены Приложение 4).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание для 1 группы:
1) Какие растения относятся к первому ярусу?
Назовите и покажите их.
Как их отличить друг от друга?
2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под
корой (попросите помощи у учителя).
3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?
4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение
размеров и форм растений.
4 Задание для 2 группы:
1) Какие растения относятся ко второму ярусу?
Назовите и покажите их.
Как их отличить друг от друга?
2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой
(попросите помощи у учителя), у корней.
3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?
4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение
размеров и форм растений.
Задание для 3 группы.
1) Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?
Назовите и покажите эти растения .
Как их отличить друг от друга?
2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь
грабельками и совком)
3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?
4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение
размеров и форм растений.
Схема маршрута экскурсии
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
5 ПРИЛОЖЕНИЕ 4
6 Загадки к кроссворду:
1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)
5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)
8. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
9. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
10. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек. (Земляника)
11. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я... (Подосиновик)
12. Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
7 – Какая фраза получилась?
ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА
8 9 Библиографический список
10 1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение. 1991.
2 Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших
школьников. М. 2004
3 Бобылёва Л.Д. Учебное пособие экологокраеведческого содержания для младших
школьников. //Начальная школа. 2001. №6. С. 5455
Вершинина Н.Я. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края,
4
интереса к природоведческим знаниям. //Начальная школа. 1998. №10. С. 910
9. Веселова Т.М.
на основе краеведческого материала //Начальная школа.2003. №2
10 Деревянко В.А.,
творчества.//Начальная школа.1989.N12.С. 4044.
11 ДеримОглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный
лес.//Начальная школа. 1990.N5. С. 2834.
Формирование экологической культуры младших школьников
Савельева С.С.,
Бабанский И.Т.
Уроки экологического
12
13
14
15
Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес.//Начальная школа. 1991. N7. С. 3034.
Зайцева Л.И. Знай и люби свой край.//Начальная школа. 1998 №5. С.2129.
Захлебный А.Н. На экологической тропе. – М.: Знание, 1986.
Папорков М.А. Школьные походы в природу. – М.: просвещение, 1986.
11
План-конспект экскурсии
План-конспект экскурсии
План-конспект экскурсии
План-конспект экскурсии
План-конспект экскурсии
План-конспект экскурсии
План-конспект экскурсии
План-конспект экскурсии
План-конспект экскурсии
План-конспект экскурсии
План-конспект экскурсии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.