План-конспект экскурсии
Оценка 4.9

План-конспект экскурсии

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
01.04.2017
План-конспект экскурсии
Разработка учебно-тематической экскурсии для учащихся начальной школы «Образы родного края. Лесные ярусы». Материал включает в себя: технологическую карту, текст учебно-тематической экскурсии, приложения, "Портфель экскурсовода", иллюстрированный материал, карту – схему маршрута, библиографический список. Цель: создание условий для получения детьми знаний о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
экскурсия По родному краю с любовью.docx
Технологическая карта экскурсии 1. Подготовительная работа:  Выучить наизусть отрывки из стихотворений (Приложение 1)  Разделить класс на 3 группы.  Приготовить задания для практической работы по группам                                                                                                (Приложение 2)  Выбрать маршрут экскурсии                       (Приложение 3)  Провести беседу о правилах поведения на природе. 2. Организационный момент 3. Выход на место экскурсии 4. Работа по теме экскурсии 5. Исследовательская (практическая) работа в группах 6. Отчёт по практической работе 7. Подведение итогов экскурсии 8. Домашнее задание. План­конспект экскурсии «По родному краю с любовью» Тема: Образы родного края. Ярусы леса. Цели:  1.   Создание   условий   для   получения   детьми   знаний   о   лесных   ярусах,   о   растениях   и животных, населяющих различные ярусы леса. 2.   Развитие   умений   исследовательской   работы   и   элементов   творческой   деятельности: различать   ярусы   леса,   распознавать   на   практике   деревья,   кустарники,   травянистые растения и мхи, сравнивая объекты природы, анализируя, наблюдая за ними, выполнять зарисовки природных объектов с натуры. 3. Способствовать воспитанию любви к природе родного края. 4.   Помочь   учащимся   осознать   свою   роль   в   деятельности   по   охране   и   улучшению окружающей среды родного края. Оборудование:  план­маршрут,   карточки   –   задания   для   исследовательской   работы,   карточки   с изображением   животных   леса,   кроссворд,   блокноты   и   простые   карандаши,   грабельки, совок. Предварительная подготовка:  1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений (Приложение 1) 2. Разделить класс на 3 группы. 3. Приготовить задания для практической работы по группам (Приложение 2) 4. Выбрать маршрут экскурсии (Приложение 3) 5. Провести беседу о правилах поведения на природе. 1 Ход экскурсии I. Организационный момент. Повторение правил поведения на природе: ­ Как нужно вести себя на природе? ­ Где вы можете ходить? ­ Что можете делать? ­ Чего нельзя делать на природе? II. Выход на место проведения экскурсии. Актуализация знаний. Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. ­ Ребята, где мы с вами находимся? (в лесу) ­ Вам здесь нравится? ­ Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть, с вами тоже это происходит? ­   Сейчас   ребята   (назвать   четырех   заранее   подготовленных   учеников)   прочитают   вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните. (Дети читают наизусть четверостишия.) ­ Понравились вам отрывки из стихотворений? ­ Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.) ­ А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.) ­ О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.) ­ А какое время года сейчас? ­ Какой сейчас месяц, год и число? ­ Какая погода стоит на дворе? ­ Мы пришли с вами на один из участков экологической тропы нашей школы, которая создана   на   базе   урочища   «Становское».   Этот   участок   является   памятником   природы «Заповедный лесной участок».  ­ Как вы думаете, зачем создаются такие памятники природы, заповедники, заказники?  ­ Правильно, чтобы сохранить природные богатства. С этой целью  в нашей Белгородской области   созданы:   охраняемый   участок   разнотравно­луговой   степи   «Ямская   степь», входящий в Центрально­черноземный заповедник им. В. В. Алехина, который расположен на пяти разобщенных участках – Стрелецком, Казацком, Ямском, Баркаловке, Букреевы Бармы. Известен белгородский заказник «Лес на Ворскле» (Борисовский район) — участок корабельного леса, сохраняемого со времен Петра I.  ­ Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь. ­ Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.) ­ Чем они отличаются друг от друга? 2 ­ Это нагорная дубрава. Здесь мы встретим деревья: дуб, липу, осину, клён, вяз, сосну обыкновенную,   кустарники:   лещину,   крушину,   бересклет,   боярышник,   травянистые: фиалку лесную, зеленчук, копытень европейский (показать) III. Изучение новой темы. ­ На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа.   (1.   Хвойные   и   лиственные.   2.   Деревья,   кустарники,   травы   и   мхи.   3.   Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.) ­ Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами ­ этажами: выше всех деревья, ниже ­ кустарник, еще ниже ­ травы, грибы, а в самом низу ­ мхи.) ­ Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса ­ этажа, второго, третьего и четвертого.  ­ А теперь назовите номера этажей ­ ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.  (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.) ­ Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло...) ­ Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.) ­ * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.) IV.  Практическая работа. ­ Только ли растения живут в лесу? ­ Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.  ­ Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя. (Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.) V. Отчет по практической работе. По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий. ­ Вы молодцы, а еще в нашем лесу живут лоси, кабаны, лисы, зайцы, много птиц (учитель показывает картинки с изображением этих животных) VI. Подведение итогов экскурсии. Рефлексия. ­ Понравилась ли вам экскурсия? 3 ­ Какие открытия вы сделали сегодня? ­ Как размещаются растения и животные в лесу? ­ * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не там где вам захочется? ­ Как нужно относиться к растениям, животным и почему? ­ Что вы еще можете сделать для охраны леса?  ­ Зачем нужен лес? VII. Домашнее задание (на выбор):   написать репортаж в школьную газету «Мои впечатления от экскурсии»  разгадать кроссворд (каждый ребенок получает листок с заготовкой кроссворда, ключевые фразы не вписаны, но нужные клетки выделены Приложение 4). ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Юный лес в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет. Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет. В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Задание для 1 группы: 1) Какие растения относятся к первому ярусу? Назовите и покажите их. Как их отличить друг от друга? 2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя). 3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях? 4)   Выполните   зарисовки   всех   четырех   ярусов   леса,   учитывая   правильное   соотношение размеров и форм растений. 4 Задание для 2 группы: 1) Какие растения относятся ко второму ярусу? Назовите и покажите их. Как их отличить друг от друга? 2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней. 3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках? 4)   Выполните   зарисовки   всех   четырех   ярусов   леса,   учитывая   правильное   соотношение размеров и форм растений. Задание для 3 группы. 1) Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу? Назовите и покажите эти растения . Как их отличить друг от друга? 2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком) 3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах? 4)   Выполните   зарисовки   всех   четырех   ярусов   леса,   учитывая   правильное   соотношение размеров и форм растений. Схема маршрута экскурсии ПРИЛОЖЕНИЕ 3 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 6 Загадки к кроссворду: 1. Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой расту под горой. (Береза) 2. С моего цветка берет  Пчелка самый вкусный мед. (Липа)  3. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина) 4. Летом с него снег – Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (Тополь)  5. Зимой и летом одним цветом. (Ель) 6. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна) 7. Есть у родственницы елки  Неколючие иголки, Но в отличие от елки  Опадают те иголки. (Лиственница) 8. В сенокос – горька, А в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина) 9. Синенький звонок висит,  Никогда он не звенит. (Колокольчик) 10. На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. (Земляника) 11. Я в красной шапочке расту  Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту,  Зовусь я... (Подосиновик) 12. Беленькие горошки  На зеленой ножке. (Ландыш) 7 – Какая фраза получилась? ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА 8 9 Библиографический список  10 1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.­ М.: Просвещение.­ 1991.  2 Буковская   Г.В.   Игры,   занятия   по   формированию   экологической   культуры  младших школьников. ­ М. ­2004 3 Бобылёва   Л.Д.   Учебное   пособие   эколого­краеведческого   содержания   для  младших школьников. //Начальная школа.­ 2001.­ №6.­ С. 54­55 Вершинина Н.Я. Воспитание у младших школьников любви к природе  родного края, 4 интереса к природоведческим знаниям. //Начальная школа.­ 1998. №10.­ С. 9­10 9. Веселова   Т.М. на основе краеведческого материала //Начальная школа.­2003.­ №2 10 Деревянко   В.А., творчества.//Начальная школа.­1989.­N12.­С. 40­44. 11 Дерим­Оглу   Е.Н.,   Томилина   Н.Г.   Материалы   к   проведению   экскурсии   в  смешанный лес.//Начальная школа.­ 1990.­N5.­ С. 28­34.   Формирование   экологической   культуры   младших   школьников   Савельева   С.С.,   Бабанский   И.Т.   Уроки   экологического 12 13 14 15 Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес.//Начальная школа.­ 1991.­ N7. ­ С. 30­34. Зайцева Л.И. Знай и люби свой край.//Начальная школа.­ 1998 ­ №5.­ С.21­29. Захлебный А.Н. На экологической тропе. – М.: Знание, 1986. Папорков М.А. Школьные походы в природу. – М.: просвещение, 1986. 11

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии

План-конспект экскурсии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017