Данный материал представлен в формате Word. Указываются цели урока и приводится подробный план с выделением основных этапов урока. Изучение нового материала предлагается в виде исследовательской работы. Учащиеся работают в трёх группах, делают выводы. Затем выступают с отчётом. Листы для оформления выводов выдаются всем учащимся индивидуально.
План – конспект урока в 7 классе по теме «Агрегатные состояния вещества»
Цели урока:
Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе
представлений о молекулярном строении вещества.
Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинноследственные связи
между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и
проверять достоверность.
Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”
План урока:
№
1
2
Этап урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
3
4
5
6
Мотивация
ИНМ
Закрепление
Рефлексия. Домашнее задание
время
Методы и приёмы
Сообщение учителя
Фронтальный опрос
Беседа
Создание проблемной ситуации
Работа в группах
Самостоятельная работа
Опорный конспект
Систематизация знаний
Сообщение учителя
«Ход урока
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика
наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении
эксперимента. Мы будем сегодня учиться выполнять исследование и его анализировать.
II. А к т у а л и з а ц и я о п о р н ы х з н а н и й
Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты.
Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование.
Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):
1. Что дают человеку знания о строении вещества? _________________________________________
2. Объясните увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью
гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц. ____________________________________
___________________________________________________________________________________
3. Что называют молекулами?____________________________________________________________
4. Почему вещества кажутся нам сплошными?______________________________________________
5. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?__________________________
6. Как называются частицы, из которых состоят молекулы?__________________________________
7. Какое явление называют диффузией?___________________________________________________
8. Одинакова ли скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах._______________________
9. Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?________________
10. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?___________________
11. Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?_________________
___________________________________________________________________________________
12. Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами._______________________________
Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку.
М о т и в а ц и я
Учитель. Переходим к следующему этапу урока. Продемонстрировать лёд, положить его в ёмкость и
нагревать, видим воду, нагревать далее, видим пар.
Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Ученик .Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.
Н а ч а л о и з у ч е н и я н о в о г о м а т е р и а л а
Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Агрегатные состояния вещества”
(Слайд 1).Сегодня мы будем говорить о состояниях вещества агрегатных состояниях вещества.
Существует три состояния вещества твердое, жидкое и газообразное. (Слайд 2).Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных
состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости
от состояния и при каких условиях возможен переход вещества из одного агрегатного состояния в
другое. Физика наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователиэкспериментаторы.
Любой экспериментатор должен обладать умениями и навыками по выполнению эксперимента. Но мы с
вами только начинаем учиться планировать и выполнять эксперимент, я думаю, эти умения у вас
сформируются в дальнейшем. А сегодня я вам помогу формулирую цель каждого эксперимента,
предлагаю ряд вопросов, но чтобы на них ответить вы должны провести исследования. (Задания для
исследований, напечатанные на отдельных листах, раздаются учащимся. Работа выполняется
самостоятельно. В тетрадях делают записи.)
Учитель .По окончании работы ученики дают ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы
необходимо провести эксперимент. Делают выводы добились ли они цели своего эксперимента. Затем
мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные
состояния вещества”.
И с с л е д о в а т е л ь с к а я р а б о т а
1: Исследуют свойства твердого тела.
2: Исследуют свойства жидкостей.
3 : Исследуют свойства газов.
Учитель. Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды.
1 этап на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.
Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
1. Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?_______
2. Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?_______
3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное)
Каким образом это можно осуществить?________________________________________________
4. Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного
строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между
молекулами)
*расстояние между молекулами________________________________________________________
*характер движения молекул __________________________________________________________
*взаимодействие между молекулами____________________________________________________
2 этап на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.
Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?_________________________
2. Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?_________________________
3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное)
Каким образом это можно осуществить?________________________________________________
4. Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения?
(расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между
молекулами)
*расстояние между молекулами________________________________________________________
*характер движения молекул __________________________________________________________
*взаимодействие между молекулами____________________________________________________
3 этап при ребятах наливаю в стакан воду 60о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем
температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру
окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.
Задание: “Исследование механических свойств газов”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?_____________________
2. Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?_____________________3. Возможен ли переход газообразного в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это
можно осуществить?_____________________________________________________________
4. Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения?
(расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между
молекулами)
*расстояние между молекулами________________________________________________________
*характер движения молекул __________________________________________________________
*взаимодействие между молекулами____________________________________________________
Учитель. по10 минут отводится на исследовательскую работу, затем обсуждение и составление общей
таблицы.
П о д в е д е н и е и т о г о в и с с л е д о в а н и я
Ученик .Цель нашего эксперимента исследовать свойства твердого тела и объяснить их. Наши выводы.
Если тело находится в твердом состоянии, то молекулы в данном теле находятся на близких
расстояниях друг относительно друга. Молекулы расположены в определенном порядке. Каждая частица
этих тел находится в движении и движется около определенной точки. Характером расположения и
движением молекул мы можем объяснить механические свойства твердых тел. Тело в твердом состоянии
сохраняет свой объем и форму неизменными. При низких температурах это справедливо для льда. Так
зимой ледяные фигуры долго не тают на площадке перед школой.
Учитель. Очень хороший вывод. –(Слайд 3, 4).
Ребята самостоятельно приходят к выводам о характере расположения и движения молекул в жидком
(Слайд 5, 6)
И газообразном состояниях (Слайд 7, 8). И именно это определяет механические свойства жидкостей и
газов на примере воды.
З а к р е п л е н и е м а т е р и а л а. С и с т е м а т и з а ц и я з н а н и й (Выступление учащихся с выводами)
Слайд 9 – 11
З а п о л н и т е т а б л и ц у п о н а ш и м э к с п е р и м е н т а м (Работа в тетради)
Е с т ь и ч е т в ё р т о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а (Слайд 12)
С к о л ь к о а г р е г а т н ы х с о с т о я н и й м о ж е т б ы т ь у в е щ е с т в а? Давайте удивимся (Слайд 13, 14)
Примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое (Слайд 15,16)
Для закрепления материала можно предложить ребятам решить кроссворд – (Слайд 17).
Домашнее задание
Сочините сказку о путешествии молекулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами
участвовать в различных агрегатных превращениях воды в природе. Их авторы получат оценки «5» и
будут удостоены звания «Искусного сказителя». –(Слайд 18).
Вопросы к кроссворду
По горизонтали:
1. Что такое, расскажите,
Переход из газа в жидкость?
2. Как явление называется,
Когда в пар вода превращается?
По вертикали:
1. Прямо с неба, свысока, на нас смотрят...
2. Он известен иногда, как замерзшая вода.
3. Время, когда снеговые горы тают, им не до сна.
4. Скажем, между нами, его много в бане.