План - конспект урока "Агрегатные состояния вещества" 7 класс

  • Лекции
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал представлен в формате Word. Указываются цели урока и приводится подробный план с выделением основных этапов урока. Изучение нового материала предлагается в виде исследовательской работы. Учащиеся работают в трёх группах, делают выводы. Затем выступают с отчётом. Листы для оформления выводов выдаются всем учащимся индивидуально.
Иконка файла материала Конспект урока Агрегатные состояния 7 класс.doc
План – конспект урока в 7 классе по теме «Агрегатные состояния вещества» Цели урока:  Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе  представлений о молекулярном строении вещества. Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно­следственные связи  между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и  проверять достоверность. Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”   План урока: № 1 2 Этап урока Организационный момент Актуализация опорных знаний 3 4 5 6 Мотивация ИНМ Закрепление Рефлексия. Домашнее задание время Методы и приёмы Сообщение учителя Фронтальный опрос Беседа Создание проблемной ситуации Работа в группах Самостоятельная работа Опорный конспект Систематизация знаний Сообщение учителя «Ход урока I. О р г а н и з а ц и о н н ы й     м о м е н т Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика ­ наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учиться выполнять исследование и его анализировать. II. А к т у а л и з а ц и я    о п о р н ы х    з н а н и й Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование. Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос): 1. Что дают человеку знания о строении вещества? _________________________________________ 2. Объясните увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью  гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц. ____________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Что называют молекулами?____________________________________________________________ 4. Почему вещества кажутся нам сплошными?______________________________________________ 5. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?__________________________ 6. Как называются частицы, из которых состоят молекулы?__________________________________ 7. Какое явление называют диффузией?___________________________________________________ 8. Одинакова ли скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах._______________________ 9. Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?________________ 10. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?___________________ 11. Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?_________________ ___________________________________________________________________________________ 12. Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами._______________________________ Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку. М о т и в а ц и я Учитель. Переходим к следующему этапу урока. Продемонстрировать лёд, положить его в ёмкость и  нагревать, видим воду, нагревать далее, видим пар. Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Ученик .Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях. Н а ч а л о    и з у ч е н и я    н о в о г о    м а т е р и а л а Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Агрегатные состояния вещества”  (Слайд 1).Сегодня мы будем говорить о состояниях вещества ­ агрегатных состояниях вещества.  Существует три состояния вещества ­ твердое, жидкое и газообразное. (Слайд 2).Любое   вещество   может   находиться   в   трех   агрегатных   состояниях.   Но   свойства   веществ   в   разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния  и при каких условиях возможен переход вещества из  одного агрегатного состояния в другое. Физика ­ наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи­экспериментаторы.  Любой экспериментатор должен обладать умениями и навыками по выполнению эксперимента. Но мы с вами   только   начинаем   учиться   планировать   и   выполнять   эксперимент,   я   думаю,   эти   умения   у   вас сформируются   в   дальнейшем.   А   сегодня   я   вам   помогу   ­   формулирую   цель   каждого   эксперимента, предлагаю ряд вопросов, но чтобы на них ответить вы должны провести исследования.   (Задания для исследований,   напечатанные   на   отдельных   листах,   раздаются   учащимся.   Работа   выполняется самостоятельно. В тетрадях делают записи.) Учитель .По окончании работы ученики дают ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы  необходимо провести эксперимент. Делают выводы ­ добились ли они цели своего эксперимента. Затем  мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные  состояния вещества”. И с с л е д о в а т е л ь с к а я    р а б о т а 1: Исследуют свойства твердого тела.  2: Исследуют свойства жидкостей.  3 : Исследуют свойства газов. Учитель. Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды. 1 этап ­ на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр. Задание: “Исследование механических свойств твердого тела” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы: 1. Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?_______ 2. Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?_______ 3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное)  Каким образом это можно осуществить?________________________________________________ 4. Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного  строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между  молекулами) *расстояние между молекулами________________________________________________________ *характер движения молекул __________________________________________________________ *взаимодействие между молекулами____________________________________________________ 2 этап ­ на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр. Задание: “Исследование механических свойств жидкостей” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы: 1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?_________________________ 2. Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?_________________________ 3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное)  Каким образом это можно осуществить?________________________________________________ 4. Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между  молекулами) *расстояние между молекулами________________________________________________________ *характер движения молекул __________________________________________________________ *взаимодействие между молекулами____________________________________________________ 3  этап  ­  при ребятах  наливаю  в стакан  воду  60о  С из  термоса,  вместе  наблюдаем  за водяным  паром,  измеряем температуру   воды,   затем   накрываю   стакан   блюдцем,   чтобы   затем   пронаблюдать   конденсацию.   Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно. Задание: “Исследование механических свойств газов” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы: 1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?_____________________ 2. Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?_____________________3. Возможен ли переход газообразного  в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это  можно осуществить?_____________________________________________________________ 4. Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения?  (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между  молекулами) *расстояние между молекулами________________________________________________________ *характер движения молекул __________________________________________________________ *взаимодействие между молекулами____________________________________________________ Учитель. по10 минут отводится на исследовательскую работу, затем обсуждение и составление общей  таблицы. П о д в е д е н и е    и т о г о в    и с с л е д о в а н и я  Ученик .Цель нашего эксперимента ­ исследовать свойства твердого тела и объяснить их. Наши выводы.  Если тело находится в твердом состоянии, то молекулы в данном теле находятся на близких  расстояниях друг относительно друга. Молекулы расположены в определенном порядке. Каждая частица этих тел находится в движении и движется около определенной точки. Характером расположения и  движением молекул мы можем объяснить механические свойства твердых тел. Тело в твердом состоянии сохраняет свой объем и форму неизменными. При низких температурах это справедливо для льда. Так  зимой ледяные фигуры долго не тают на площадке перед школой. Учитель. Очень хороший вывод. –(Слайд 3, 4). Ребята самостоятельно приходят к выводам о характере расположения и движения молекул в жидком  (Слайд 5, 6)  И газообразном состояниях (Слайд 7, 8). И именно это определяет механические свойства жидкостей и  газов на примере воды. З а к р е п л е н и е   м а т е р и а л а.    С и с т е м а т и з а ц и я   з н а н и й (Выступление учащихся с выводами) Слайд 9 – 11 З а п о л н и т е    т а б л и ц у    п о    н а ш и м    э к с п е р и м е н т а м (Работа в тетради) Е с т ь    и   ч е т в ё р т о е   с о с т о я н и е   в е щ е с т в а  (Слайд 12) С к о л ь к о   а г р е г а т н ы х   с о с т о я н и й   м о ж е т   б ы т ь    у     в е щ е с т в а? Давайте удивимся (Слайд 13, 14) Примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое (Слайд 15,16) Для закрепления материала можно предложить ребятам решить кроссворд – (Слайд 17). Домашнее задание Сочините сказку о путешествии молекулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами  участвовать в различных агрегатных превращениях воды в природе. Их авторы получат оценки «5» и  будут удостоены звания «Искусного сказителя». –(Слайд 18). Вопросы к кроссворду По горизонтали:  1. Что такое, расскажите,  Переход из газа в жидкость? 2. Как явление называется, Когда в пар вода превращается?             По вертикали:  1. Прямо с неба, свысока, на нас смотрят... 2. Он известен иногда, как замерзшая вода. 3. Время, когда снеговые горы тают, им не до сна. 4. Скажем, между нами, его много в бане.