План-конспект урока учителя начальных классов
Тема: «Искусство в религиозной культуре»
Цели: - познакомить учащихся с искусством в религиозной культуре;
- развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в группе, парах;
- воспитывать потребность к расширению кругозора, толерантное отнощение к ценностям культурных традиций религий мира.
Виды деятельности: беседа, рассказ, работа в группах, в прах, работа с учебником, презентация, игра, кроссворд.конспект
Планконспект урока учителя начальных классов
Тема: «Искусство в религиозной культуре»
Цели: познакомить учащихся с искусством в религиозной культуре;
развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в
группе, парах;
воспитывать потребность к расширению кругозора, толерантное
отнощение к ценностям культурных традиций религий мира.
Виды деятельности: беседа, рассказ, работа в группах, в прах, работа с
учебником, презентация, игра, кроссворд.
Оборудование: учебник, презентация, пазлы, раздаточный материал,
мультимедийный проектор, компьютер.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, обучение в
сотрудничестве, игровые, информационнокоммуникативные.
Ход урока
I.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
II. Проверка домашнего задания
(работа в группах по 8 человек)
Ребята, вы должны собрать пазл, сказать какое это священное сооружение и
рассказать о нём. Какая группа справится быстрее и правильно, расскажет о
сооружении, ставит себе отметку «5»
Возьмите дорожку знаний и оцените свои знания на этом этапе работы.
III. Актуализация опорных знаний.
Ребята, решите, пожалуйста, кроссворд.
1. Дом собраний у иудеев (синагога).2. Место для икон в православном храме (иконостас).
3. Росписи стен христианском храме (фреска).
4. Буддийское религиозное сооружение (ступа)
5. Переносной шатёр у древних евреев (скиния).
6. Священная книга иудеев (свиток Торы).
7. Башня, с которой мусульман призывают на молитву (минарет).
8. Направление в христианстве (православие).
9. Многоярусные священные строения в буддизме (пагода).
Прочитайте слово, которое получилось.
Что такое искусство?
IV. Сообщение темы
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить об искусстве в
религиозной культуре.
V. Новый материал
1). Беседа об искусстве в христианстве.
Наша страна многонациональна. Каждый народ имеет свои традиции,
обычаи, культуру, искусство. Наш город также многонационален. В
Севастополе есть священные сооружения разных религий. Входя в храм или
другое священное сооружение, мы обращаем внимание на предметы
культового назначения.
Где мы находимся? (слайд 2) Что мы видим?
Откройте учебник на странице 34 – 35 и прочитайте об особенностях икон.
На Руси много почитаемых икон. Среди них «Святая троица»,
«Владимирская икона «Божьей матери», «Казанская икона Божьей матери».
(слайд 3 и 4) Символом русского духа стала икона Андрея Рублёва «Троица». А
«Владимирская икона Божьей матери» считается чудотворной. Как
понимаете это слово?
Эта икона два раза чудесным образом спасалась из горящих храмов. А когда
к Костроме подступило монголотатарское войско, она своими лучами
обратила их в бегство. А дружина князя Василия была спасена.
В Севастополе с времён Крымской войны почитается икона «Казанской
божьей матери» как державная защитница России. 16 ноября 2014 года эта
икона была возвращена Севастополю. (слайд 5)
Что вы видите? (слайд 6)
Как вы думаете – колокола также считаются произведением искусства? Они
созывали христиан на ратный труд, возвещали о бедах, радостях.
Прослушайте, пожалуйста, звон колоколов.
2). Работа с учебником
Работа в парах.
4 Прочитайте текст и обсудите друг с другом, о чём мы ещё не говорили на
уроке? Оцените свою работу на этом этапе в дорожке знаний.
Физминутка
3). Беседа об искусстве в исламе.
Изображение какого священного сооружения вы видите? (слайд 7)
В исламе не рекомендует изображать людей и животных. Огромное значение
мусульмане придают своему Священному Писанию – Корану. (слайд 8)
Поэтому у мусульман большое развитие получило развитие искусство
каллиграфии. Коран – это священная книга, передающая прямую речь Бога.
Поэтому это письмо должно быть красиво написано. Искусство каллиграфии
в исламе считается самым благородным искусством. Мухаммед сказал:
«Письмо – половина знания».
Для украшений зданий и книг мусульмане используют орнамент – арабеска.
(слайд 9)
54). Работа с учебником (стр. 3536)
VII. Закрепление
Кого изображают на православных иконах?
Какую икону почитают в Севастополе?
Что запрещено изображать в исламе?
VIII. Обобщение и систематизация
Игра «Исправь ошибку»
Возьмите листики. На листах написаны предложения. Вы должны найти
ошибку и исправить.
Сейчас обменялись листами и проверяем задание (слайд 10). Оцените свою
работу в дорожке знаний.
На листах запись.
1. Изображения ликов святых называются «арабески».
2. Икона Андрея Рублёва «Троица» является чудотворной.
3. Сложные орнаменты в украшении мусульманских святынь – это
6каллиграфия.
IХ. Домашнее задание.
Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: стр. 34 – 36
читать.
Х. Рефлексия.
«Минута славы» (выходят к доске учащиеся, у которых на дорожке знаний
«5»)
Посмотрите на свою дорожку знаний и скажите, кто поставил себе оценку
«5»? 4? 3?
Всё ли у вас получилось?
Какие трудности были у вас в работе?
ХI. Итог урока.
Что относится к искусству в христианской религии?
Какие в России самые почитаемые иконы?
Почему среди мусульман большое развитие получило искусство
каллиграфии?
Приложение
Кроссворд
с и н а г о г а
и к о н о с т
а с
ф р е с к и
с т у п а
с к и н и я
с в и т о к
м и н а р е т
п р а в о с л а
п а
г о д а
в и е
7