План-конспект урока по русскому языку с применением ИКТ в 9 классе «Закрепление имени прилагательного»
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык +1
9 кл
17.02.2018
Данная работа направлена на закрепление и систематизацию знаний об имени прилагательном в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Форма урока нетрадиционная: урок-сказка, что позволяет стимулировать умственную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, рождать умение удивляться, видеть в обычном необычное; и вместе с тем реализовывать цели и задачи урока: формировать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание, умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать коммуникативные навыки через работу в группах, индивидуально, оценку и самооценку деятельности.
закрепление прилагательного.doc
МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
г.Нерюнгри
Планконспект урока по русскому языку
с применением ИКТ в 9 классе
Тема урока:
«Закрепление имени прилагательного»
продолжительность урока: 40 мин.
Урок разработала:
учитель русского языка
С.И.Третьякова
1 Планконспект урока русского языка в 9 классе
с применением средств ИКТ
г. Нерюнгри
20122013 уч. г
1.
2.
3.
4.
Тема урока: «Закрепление имени прилагательного»
Тип урока: уроксказка.
Цель урока: закрепление изученного материала по теме: «Имя прилагательное».
Задачи урока:
Закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном.
Формировать орфографическую зоркость.
Развивать речь, внимание, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, индивидуально, оценку
и самооценку деятельности.
Оборудование урока:
АРМ учителя, проекционный аппарат, интерактивная доска
Словакарточки, текст сказки «О рыбаке и рыбке»
Презентация «Закрепление имени прилагательного»
Аннотация: Данная работа направлена на закрепление и систематизацию знаний об имени
прилагательном в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Форма урока нетрадиционная:
уроксказка, что позволяет стимулировать умственную деятельность учащихся, развивать
интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к
сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, рождать умение
удивляться, видеть в обычном необычное; и вместе с тем реализовывать цели и задачи
урока: формировать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание, умение
сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать коммуникативные навыки через
работу в группах, индивидуально, оценку и самооценку деятельности.
Практическая реализация: Семинар «Индивидуализация обучения в коррекционной
школе VIII вида»на базе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида г.Нерюнгри 27.11.2012г. Все
присутствующие выразили огромную благодарность за предоставленный опыт работы с
интерактивной доской, разработку и практическое использование презентаций на уроке
русского языка. Отметили активную работу и постоянный интерес учащихся на
протяжении всего занятия; оптимальность структуры урока,
педагогическая
целесообразность выбранных форм и методов обучения,
грамотное распределение
учителем заданий по уровню сложности, дифференцированный подход. «Ярко, красочно,
неординарно».
сокращения: smart – интерактивная доска
слайдпрезентация
2 I.
II.
III.
Ход урока
Орг.момент.
Определение темы урока
Сегодня мы отправляемся с вами в сказочную страну вместе с русским богатырем
Алешей Поповичем. Казалось бы, все у него получается: и Тугарина победил, и страну от
шамаханской царицы помог освободить. Но никак у Алеши не получается справиться с
русским языком, ну не любитель он учиться. (слайд 1)
И вот в один прекрасный день он был наказан за своё отношение к знаниям и был
превращён… в осла. (слайд 2)
Давайте поможем Алеше исправить ошибки.
Орфографическая 5тиминутка: ребята исправляют ошибки в словах на доске, подбирая
проверочные.
грИбной, рИчной, дАмовой
Слова, какой части речи встретились в задании? (Имя прилагательное)
Что обозначает имя прилагательное?
(признак предмета)
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
(Какой? Какая? Какое? Какие?)
Можно ли утверждать, что имя прилагательное уточняет, характеризует, оценивает имена
существительные, придаёт предмету яркость, выразительность и точность?
(да) (smart 1)
Так, какая же тема нашего сказочного путешествия?
(имя прилагательное)
Итак, сегодня нам предстоит во время путешествия повторить и закрепить все наши
знания об имени прилагательном. Запишем число, классная работа… (smart 1)
Основная часть.
Алеше нашей подсказки оказалось недостаточно, и на помощь ему пришел великий
русский поэт и писатель, знаток русского языка …А.С.Пушкин, который отправил
богатыря искать помощи у своих героев сказок.
(слайд 3)
И первый кого он встретил, оказался кто? (Кощей Бессмертный)
В каком произведении Пушкина он упоминается? (поэма «Руслан и Людмила»,
Лукоморье)
Диалог героев на слайде.
Задание Кощея: распределить слова на группы по частям речи. (smart 2)
Дети по очереди выходят к доске и распределяют слова на группы, объясняя свой
выбор.
(слайд 3)
имя существительное, имя прилагательное
Синица
Цапля
Белая
Соловей
Пестрая
Курица
Сладкоголосый
Заливистый
Скворец
Суетливая
3 И пошел Алеша дальше, а навстречу ему… Баба Яга
(слайд 4)
Диалог героев на слайде.
Задание Бабы Яги: составить смысловые словосочетания сущ+прил (smart 3) и записать их
в тетрадь вместе с вопросами, определяя и подписывая род и число.
Медведь (какой?) косолапый – м.р., ед.ч.
Воробей (какой?) маленький – м.р., ед.ч.
Заяц (какой?) трусливый – м.р., ед.ч.
Лисица (какая?) хитрая – ж.р., ед.ч.
Сорока (какая?) пестрая – ж.р., ед.ч.
Солнце (какое?) яркое – ср.р., ед.ч.
От чего зависит род и число прилагательного? (от существительного)
(слайд 4)
Пришлось нашему Алеше идти дальше. И встретил на пути он мачеху с волшебным
зеркальцем, которое всегда правдиво отвечало на вопрос: «Я ль на свете всех милее, всех
румяней и белее?». Из какой сказки этот персонаж? («Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»).
(слайд 5)
Диалог героев на слайде.
Задание зеркальца: собрать слова в предложения. Каждому ученику выдаются слова, из
которых нужно составить и записать предложение. Найти и подчеркнуть в нем волнистой
линией прилагательные. (приложение 1)
Дети зачитывают получившийся текст:
«1. Жилбыл славный царь Дадон. 2. Петушок мой золотой будет верный сторож твой. 3.
Шамаханская царица тихо встретила царя. 4. И с девицей молодой царь отправился домой.
5. Вдруг раздался легкий звон.»
Какие прилагательные встретились в предложениях? Назовите их.
Строки из какой сказки Пушкина получились? («Сказка о золотом петушке»)
Как вы думаете, какой герой из этой сказки подскажет Алеше дальнейший путь? Давайте
посмотрим…Это царь и шамаханская царица.
(слайд 6)
Диалог героев на слайде.
Задание петушка: образовать прилагательные из существительных с помощью суффикса –
н. Записать пары слов в тетрадь, выделить суффикс и корень прилагательных. (smart 4)
Лес – лесной
Грусть – грустный
Снег – снежный
Вода – водный
Мороз – морозный
Осень осенний
В каких случаях в прилагательном получается –нн? (н из корня+н суффикс)
Вернемся к нашему путешественнику.
(слайд 6)
Диалог героев на слайде.
И пошел Алеша дальше, нашел Балду. Из какой он сказки? («Сказка о попе и работнике
его Балде»)
(слайд 7)
Физминутка для глаз.
(слайд 8, 9, 10)
4 Задание от чертенка: дидактическая игра «Отгадай, кто это?» (по существенным признакам
ребята отгадывают задуманный предмет: один ученик становится спиной к доске, на
которой изображен некий предмет; по называемым признакам он должен отгадать этот
предмет)
(слайд 11)
Мы с вами заигрались и забыли про бедного Алешу Поповича. Кто же всетаки ему
поможет?
(слайд 12)
Кто это, ребята, и из какой сказки? (старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)
Задание рыбки: найти спрятанные в кроссворде слова из сказки. Выбрать из текста сказки
подходящие этим словам прилагательные. Записать словосочетания в тетрадь в
Именительном падеже. Выделить окончания в вопросах и в прилагательных.
(приложение 2)
Трава (какая?) морская
Рыбка (какая?) золотая
Землянка (какая?) ветхая
Море (какое?) синее
Откуп (какой?) дорогой
Как вы понимаете слова «землянка», «откуп»?
В толковом словаре Ожегова дается такое определение: «Землянка – это крытое
углубление в земле, вырытое для жилья », «Откуп – это предоставляемое государством (за
денежный взнос в казну) исключительное право на пользование чемнибудь, на получение
какихнибудь доходов или на продажу какихнибудь товаров» (smart 5)
Какую закономерность мы видим, выделяя окончания вопросов и прилагательных? (какое
окончание в вопросе, такое будет и в прилагательном) (smart 5)
Побрел Алеша дальше, не оглядывался, и оказался перед могучим дубом, по котором у
прохаживался…кот. Откуда он, с какого произведения Пушкина? (поэма «Руслан и
Людмила», Лукоморье)
(слайд 13), (smart 6)
Загадки кота:
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Подведение итогов урока.
Решил Алеша загадки и, о чудо, превратился, как вы думаете в кого? В прекрасного
царевича? Нет. Он превратился в самого себя и очень этому обрадовался.
А как вы думаете, почему произошло превращение?
Конечно, если бы не ваша помощь, Алеше никогда бы не справиться с заданиями.
Поэтому все за урок получают «отлично».
Что сегодня понравилось вам на уроке?
Были ли какие–либо трудности при выполнении заданий?
Хотелось ли вам еще отправиться в сказочное путешествие?
Попрощайтесь с нашими гостями!
5
IV. Словакарточки
Приложение 1
Предложения разрезаются на слова и раздаются каждому ученику по предложению. Дети
собирают из слов предложения, записывают их в тетрадь. Находят и подчеркивают
прилагательные, встретившиеся в их предложениях.
1. Жилбыл славный царь Дадон.
2. Петушок мой золотой будет верный сторож твой.
3. Шамаханская царица тихо встретила царя.
4. И с девицей молодой царь отправился домой.
5. Вдруг раздался легкий звон.
6 Отрывок из сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Приложение 2
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
7
План-конспект урока по русскому языку с применением ИКТ в 9 классе «Закрепление имени прилагательного»
План-конспект урока по русскому языку с применением ИКТ в 9 классе «Закрепление имени прилагательного»
План-конспект урока по русскому языку с применением ИКТ в 9 классе «Закрепление имени прилагательного»
План-конспект урока по русскому языку с применением ИКТ в 9 классе «Закрепление имени прилагательного»
План-конспект урока по русскому языку с применением ИКТ в 9 классе «Закрепление имени прилагательного»
План-конспект урока по русскому языку с применением ИКТ в 9 классе «Закрепление имени прилагательного»
План-конспект урока по русскому языку с применением ИКТ в 9 классе «Закрепление имени прилагательного»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.