Тексты для анализа по русскому языку.
Оценка 4.8

Тексты для анализа по русскому языку.

Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
русский язык
9 кл
20.02.2018
Тексты для анализа по русскому языку.
Комплексная работа с текстом – одна из форм итогового повторения. Учащимся предлагаются тексты на карточках, а также вопросы и задания к ним. При анализе текста учащиеся должны продемонстрировать свои знания по лексике, морфологии, синтаксису, а также показать, как они владеют основными видами речевой деятельности. Работа с текстом развивает личность ученика, выполняет воспитательную функцию. Анализируя текст, ученик должен стремиться построить свой ответ в форме связного высказывания.
Тексты к экзамену 9 класс.doc
Тексты для анализа по русскому языку.  9 класс. Комплексная   работа   с   текстом  –  одна   из   форм   итогового   повторения. Учащимся предлагаются тексты на карточках, а также вопросы и задания к ним. При анализе текста учащиеся должны продемонстрировать свои знания по лексике, морфологии, синтаксису, а также показать, как они владеют основными видами речевой деятельности. Работа с текстом развивает личность ученика, выполняет воспитательную функцию. Анализируя   текст,   ученик   должен   стремиться   построить   свой   ответ   в форме связного высказывания. Часто   говорят:   язык  —  это   способ,   средство   общения.   Это,   конечно, верно, но только до известной степени. Посудите сами: ведь животные тоже общаются — пчелы и муравьи, рыбы и птицы, кошки и собаки... Однако каждый из нас интуитивно прекрасно понимает, что между средствами общения, скажем, у пчел или рыб и человеческим языком есть какая­то существенная разница. Какая же именно? Являясь   орудием   коммуникации,   основным   средством   общения,   язык служит человеку не только для этого (для общения). И когда мы употребляем словосочетание  язык животных,  то это, в сущности, неправильно: ведь для пчелы, муравья, сороки или обезьяны их «язык» не является ни орудием позна­ ния,   ни   способом   усвоения   «общемуравьиного»   или   «общесорочьего» общественного   опыта.   Такого   опыта   и   не   существует.   Даже   если   мы   иногда называем пчел или муравьев общественными животными, это означает лишь. что они живут, как говорят биологи, «сообществами»  —  пчелы в улье, муравьи в муравейнике. Но каждый член такого «сообщества» в биологическом отношении совершенно  самостоятелен, а человек—это  прежде  всего   член  человеческого общества... (А. Леонтьев.) 1. Запишите первый абзац. 2. Найдите вводные слова. 3. Произведите на материале текста разные виды разбора. 4. Выпишите предложение с обособлением. Сознательно читать я научился, когда мне было лет четырнадцать. Жилось мне в ту пору трудно. Работал я много, почти до отупения, будни и праздники были одинаково загромождены мелким, безрезультатным трудом. Я был совершенно потрясен, когда увидел в каком­то журнале портрет знаменитого Фарадея, прочитал непонятную мне статью о нем и узнал из нее, что Фарадей был простым рабочим. Это крепко ударило меня в мозг, показалось мне сказкой. Точно какие­то дивные птицы сказок, книги пели о том. как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своем стремлении к добру и красоте. И чем дальше,   тем   более   здоровым   и   бодрым   духом   наполнялось   сердце.   Я   стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал меньше внимания на бесчисленные обиды жизни. ...Книги указывали мне мое место в жизни. Все более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле. (По Горькому.)   1. Спишите второй абзац. 2. Подчеркните сказуемые в первом его предложении. 3. Произведите на материале текста разные виды разбора. 4. Выпишите бессоюзное сложное предложение из текста. Что вы больше всего любите? Книги? Приключения? Животных? Спорт? Чем бы вы ни увлекались, путешествия будут интересны каждому из вас. Лето, проведенное в походах, вы запомните на всю жизнь. И вы поймете, как интересна книга природы. В   самом   деле,   природа   что   книга:   неграмотный   видит   в   ней   только картинки,   а   тому,   кто   уже   научился   читать,   раскрываются   истории,   одна интереснее другой. Конечно,  и   картины   природы   прекрасны.   Что   может   быть   красивее восхода солнца над озером! И если вы полюбите рассматривать эти картины, вам непременно захочется и научиться читать их. Путешествовать  —  это   вовсе   не   значит   уехать   куда­то   за   тысячи километров от дома. Неизведанная страна  —  это ваш край, ваши леса, реки, овраги. Присматривайтесь к ним повнимательнее, и вы поймете, что это новый для вас мир. Он может рассказать о самых удивительных тайнах. (По Федоровичу.)  1. Спишите первый абзац. 2. Определите части речи в 1­м предложении. 3. Произведите на материале текста разные виды разбора. 4. Объясните постановку тире в предложениях предпоследнего абзаца. Дорогая Лиличка! Вчера у меня был выходной. И мы с Алёшей пошли посмотреть квартиру Пушкина. На меня это произвело огромное впечатление. Я и сегодня не могу от него отделаться. Это ужасно грустно. Диван, на котором он умер, перо, которым он   писал   в   последний   день.   письмо   его   жене  —  «не   кокетничай   с   царём», библиотека... Там была какая­то учёная из Академии. Она нам много рассказывала — не всё в квартире подлинное, его личное. Много пропало. Но заменено вещами, такими же, той же эпохи, только он к ним не прикасался. Все книги заменили точно   такими   же,   а   настоящие   хранятся   в   сейфах   Академии.   Портреты   и акварели   подлинные.   Его   трость,   сабля,   которую   ему   подарили   в   Арзруме... Квартира скромная... И всё это было так недавно. Точно его вчера убили... Я ходил по комнатам, и мне хотелось плакать. Всё ещё держится тёплая погода. Мне уже надоело здесь и скучно без тебя и детей. Вчера был на концерте Гилельса  ­ он играет как зверь, какая силища! Точно   в   упор   расстреливает   толпу!   Видел   нашу   «Анну»  —  Ларионову.   Она приехала на два дня пробоваться на «12­ю ночь» Шекспира. 9­го ночью я сажусь в дизель и 10­го утром буду дома. Противно, что мне придётся резаться. Ну чёрт с ним!.. Целую тебя, лапочка. 1. Спишите четвертый абзац. 2. Определите части речи в его первом предложении. 3. Произведите на материале текста разные виды разбора. Мемориальная доска на доме  25  напоминает нам, что «В этом доме в квартире 21 в 1840—41 годах жил А. И. Герцен». Он жил здесь недолго, между вятской и новгородской ссылками, поступив по настоянию отца на службу в Министерство внутренних дел. «Дом,   в   котором   мы   живем,   от   души   петербургский   дом:   во­первых, шестиэтажный, во­вторых, в нем нет секунды, когда бы не пилили бы, не звонили бы в колокольчик, не играли бы на гитаре и пр. Жильцов, малым, чем меньше, нежели в Ноевом ковчеге», — писал он отцу. Но дом этот интересен не только тем, что с ним связана одна из страниц биографии Герцена. В 1745 году на этом месте был построен театр — красивое двухэтажное здание на высоких подвалах, с четырехоконным портиком и фрон­ тоном,   с   отделкой   в   чертах   барокко   (в   духе   ранних   работ   Растрелли   или Чевакинского). Театр принадлежал немецкому комедианту Зигмунту. Но играла здесь не только немецкая труппа, но и актеры Федора Волкова, на спектакле которого   побывала   однажды   Елизавета.   В   журнале   дежурных   генерал­ адъютантов от 6 февраля 1752 года есть запись: «Сего числа Е. И. В. соизволила иметь выход на немецкую комедию, где была представлена на российском языке ярославцами   трагедия,   которая   началась   пополудни   в  8  часу,   продолжалась пополудню же до 11 часа». 1. Выпишите из текста числительные, записав их словами. 2. Определите падеж выписанных числительных. 3. Произведите на примере текста разные виды разбора. 4. Выпишите из текста сложноподчиненное предложение. Нева всю ночь  Рвалася к морю против бури,  Не одолев их буйной дури...  И спорить стало ей невмочь...  Поутру над ее брегами  Теснился кучами народ,  Любуясь брызгами, горами  И пеной разъяренных вод.  Но силой ветров от залива  Перегражденная Нева  Обратно шла, гневна, бурлива,  И затопляла острова.  Погода пуще свирепела,  Нева вздувалась и ревела,  Котлом клокоча и клубясь,  И вдруг, как зверь остервенясь,  На город кинулась. Пред нею  Все побежало, все вокруг  Вдруг опустело — воды вдруг  Втекли в подземные подвалы,  К решеткам хлынули каналы,  И всплыл Петрополь, как тритон,  По пояс в воду погружен. 1. Запишите отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». 2. Подчеркните грамматические основы предложений. 3. Выделите обособление в одном из предложений. 4. Произведите на материале отрывка разные виды разбора. Верные друзья Никто не знает, как началась  дружба человека с собакой: сама ли она потянулась к человеку, привлечённая запахом еды и тёплом костра, или человек принёс в своё жилище щенка волка или шакала и приручил его. Но, так или иначе, вот уже много тысяч лет собака  —  верный друг и постоянный спутник человека. Конечно, собаки были не всегда такими, какими мы знаем их сейчас. Не было стольких пород, да и вообще собаки мало чем отличались от своих диких предков.   Но   вот   человек   стал   заботиться   о   собаках,   и   под   влиянием изменившихся условий жизни менялись и собаки. Однако менялся не только их внешний   вид.   Люди   занимались   выведением   новых   пород   собак,   специально приспособленных   для   какого­нибудь   определённого   дела.   Создавая   новые породы собак, человек использовал их природные качества — тонкое обоняние, чуткий слух, силу и ловкость. При этом одни качества человек усиливал, на другие не обращал внимания. Постепенно все породы собак, в зависимости от назначения,   разделились   на   большие   группы  —  охотничьи,   сторожевые, служебные и декоративные. Сейчас существует больше трёхсот пород собак. Выведение их ­ огромная заслуга   человека.   Но   самая   большая   его   заслуга  —  воспитание   в   собаках верности, преданности, любви к людям. Огромный труд и настойчивость дали свои результаты: некогда дикие хищные животные стали верными друзьями и помощниками людей (Из книги «Что такое? Кто такой?») 1. Спишите последний абзац. 2. Объясните постановку знаков препинания в нем. 3. Найдите в тексте предложение с вводным словом. 4. Произведите на материале текста разные виды разбора. Евгений вздрогнул. Прояснили  В нем страшно мысли. Он узнал  И место, где потоп играл,  Где волны хищные толпились,  Бунтуя злобно вкруг него.  И львов, и площадь, и того,  Кто неподвижно возвышался  Во мраке медною главой,  Того, чьей волей роковой  Под морем город основался...  Ужасен он в окрестной мгле!  Какая дума на челе!  Какая сила в нем сокрыта!  А в сем коне какой огонь!  Куда ты скачешь, гордый конь,  И где опустишь ты копыта?  О мощный властелин судьбы!  Не так ли ты над самой бездной  На высоте, уздой железной  Россию поднял на дыбы? 1. Спишите отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». 2. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений. 3. Подчеркните в третьем предложении однородные члены. 4. Произведите на материале отрывка различные виды разбора. В   жизни   любому   человеку,   где   бы   он   ни   находился   и   ни   работал, предоставлена   буквально   безграничная   возможность   приносить   людям   добро. Помочь старику перейти в опасном месте шумную автомагистраль, пропустить вперёд   в   очереди   женщину   с   ребёнком   или   инвалида,   уступить   им   место   в транспорте,   подать   руку   прохожему   на   обледенелом   тротуаре,   сказать сердечное   слово   ободрения   удручённому   товарищу,   заслонить   от   наскоков уличного хулигана девушку, сходить в аптеку за лекарством для занемогшего соседа, разделить чьё­то горе и подставить своё плечо в чьём­то несчастье  — поистине нет числа случаям, предоставляемым нашим пёстрым и разнообразным бытием, когда один человек может и должен оказать услугу другому! Главное — не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто­ то поблизости явно нуждается в вашей помощи: ведь завтра в его положении можете оказаться вы сами... Как ни скромно сделанное вами доброе дело, оно оставит приятный след прежде всего в собственной вашей душе и принесёт вам ни с чем не сравнимое чувство нравственного удовлетворения. (В. Ткаченко.) 1. Выпишите восклицательное предложение из текста. 2. Подчеркните в нем обособление. 3. Найдите однородные члены в предложении. 4. Произведите на материале текста разные виды разбора. Могучий талант России Самая   глубина   России,   дремучие   смоленские   леса  —  родина   его удивительного таланта. Этот русский самородок, проложивший дорогу в искусстве собственными силами, достиг больших художественных высот. Сергей Тимофеевич Коненков, выходец из русской крестьянской семьи, хорошо знал цену труда. Он любил говорить, что уважение и любовь к труду воспитала в нем родина. «Ей,   России,—  говорил   Коненков,—  обязан   я   всем   лучшим   во   мне. Богатством   культуры   моего   народа,   самобытностью   его   образа   жизни, поэтичностью и оптимизмом его мировосприятия я был вскормлен с малых лет. С искренней любовью к моему народу я пришел в большое искусство». Вспоминаешь произведения, созданные Коненковым, серию его портретов —  Достоевского,   Чехова,   Эйнштейна,   Шаляпина.   В   них   мастер   славит   всем своим   творчеством   Человека,   размах   его   творческих   созидательных   сил,   его духовную мощь. (М. Аникушин.)  1. Запишите предложение с прямой речью. 2. Изобразите его схематично. 3. Найдите в тексте сложноподчиненное предложение. 4. Произведите на материале текста различные виды разбора. Различается ли употребление различных падежей в разных видах речи — научной, художественной, публицистической? Вот что показали подсчёты. В   современной   деловой,   научной,   публицистической   речи   первенство принадлежит родительному падежу: он занимает от  36  до  46%  всех падежных форм. Второе место принадлежит именительному падежу—он занимает от 20 до 25%, а остальные четыре падежа, вместе взятые,—35—40%, то есть меньше, чем один родительный. Совсем   иначе   употребляются   падежи   в   художественной   прозе.   Здесь доминирует именительный падеж (свыше  33%),  на втором месте винительный (21—23%)  и лишь на третьем родительный  (16—18%).  В разговорной же речи именительный   падеж   употребляется   примерно   столько   же   раз,   сколько   все остальные падежи, вместе взятые (около 50%). Это не капризы, а закономерности нашего языка, и, видимо, существенные, так как они проявляются весьма категорично и устойчиво. (По А. Кондратову.) 1. Выпишите из текста числительные. 2. Определите их падеж. 3. Найдите предложение с вводным словом. 4. Произведите на материале текста различные виды разбора. Наступление ночи в лесу Июльский сумеречно­теплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой елки. Затвердевала смола, и ее запах мешался с запахом сухой, еще не опустившейся наземь росы. Далеко   внизу,   сквозь   сосновые   лапы,   сквозь   кусты   ивы,   березовую   и рябиновую листву, виднелась не очень широкая, светлая даже ночью река. Она набегала   к   угору   издалека,   упиралась   в   него   своими   бесшумными   сильными струями и заворачивала вправо. Ничто не выдавало движение реки: ни шорох воды, омывающей камни и береговую глину, ни запах рыбной и травяной влаги. Противоположный   берег   был   тоже   не   низкий,   холмистый,   но   угор   все равно господствовал над ним. У воды белели песчаные косы, а дальше клубилась лиственная зелень, перемежаемая более темными сосняками и ельниками. Левее была обширная, пересеченная извилистой старицей и окаймленная недвижимым лесом пойма. Пойма была покойно­светла, копила в своих низинах белый туманец, и он сперва   стушевывал,   потом   тихо   гасил   цветочную   синь   и   желтизну   еще   не кошенного луга. Еле   заметная   тропка   ответвилась   от   дороги   и   пропала   в   нетревожных сумерках. (По В. Белову.) 1. Запишите второй абзац. 2. Объясните постановку двоеточия. 3. Найдите предложение с уточнением. 4. Произведите на материале текста разные виды разбора. Гроза над долиной Загромыхало   сначала   далеко   и   гулко   в   западном   конце   неба,   и   все замолкло. По   реке  сплошной  мглой  подступила   стена   дождя,  почувствовалось   ее прохладное, влажное дыхание. Мелко и трепетно заметались, забились листья черемух. Снова   хлынул,   затопляя   своими   звуками   все   вокруг,   раскат   грома. Катился, стих, утробно пробурчав, вдалеке. На реке порывы ветра отпечатывались темными пятнами, и она, покрытая этими пятнами, шла тревожная и бунтующая, страшная, как в ледоход. На   фоне   бешеных   облаков   темно   и   выжидающе   зеленели   острые геометрические   вершины   елей.   Они   раскачивались   под   напором   ветра   и, раскинув   широкие   мягкие   лапы,   ждали,   когда   на   них   упадет   и   скользко заструится среди хвои череда первых тяжких капель ливня. Снова ударял с треском и глухо раскатывался где­то близко и в то же время далеко гром. Это был слом грозы. Она медленно стала скользить по реке, уходить вниз. Редкие громы, доносившиеся издалека, тяжело перекатывались с интервалами усталости, успокоения, даже, пожалуй, победного довольства. А потом порыв ветра донес брызги, и с неба свалился ливень. (По А. Скалону.) 1. Запишите последний абзац. 2. Найдите предложение с обособлением. 3. Найдите вводное слово в этом предложении. 4. Произведите на материале текста разные виды разбора. Разберём всем с детства знакомые строки Пушкина: Ямщик сидит на облучке  В тулупе, в красном кушаке... Употребляем  ли  мы  сами все слова,  которые есть  в  этих стихах?  Три слова останавливают наше внимание: облучок, ямщик, кушак. Можно уверенно сказать, что мы их или употребляем очень редко, или вообще не употребляем. Обычно мы говорим не кушак, а пояс. Что   касается   слов  ямщик  и  облучок,  то   очевидно,   что   современный человек их не использует. При этом первое мы понимаем гораздо лучше, чем второе. Слово облучок для нас вообще малопонятно. Это что­то, на чём сидит ямщик, но что именно, мы точно не знаем. Да и значение слова ямщик мы знаем не вполне точно. То же ли это самое, что извозчик? В чём разница между ними? Слова облучок, ямщик не входят в активный словарь современного человека. Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова,   которые   человек   не   употребляет,   но   узнаёт   в   тексте,   понимает, составляют его пассивный словарь. Чтобы точно понимать текст, надо почаще заглядывать в словарь, узнавать точное   значение   слова,   превращая   его   из   слова   пассивного   словаря   в   слово вашего активного словаря (Е. Земская). 1. Спишите третий абзац. 2. Объясните постановку вопросительного знака. 3. Подчеркните грамматическую основу в последнем предложении абзаца. 4. Произведите на материале текста разные виды разбора. Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно,   разбросанно   и   неприютно   в   тебе;   не   развеселят,   не   испугают   взоров дерзкие   дива   природы,   венчанные   дерзкими   дивами   искусства,   города   с многооконными, высокими дворцами, вросшими в утёсы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад   голова   посмотреть   на   громоздящиеся   без   конца   над   нею   и   в   вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую тёмные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз,   не   блеснут   сквозь   них   вдали   вечные   линии   сияющих   гор,   несущихся   в серебряные, ясные небеса. Открыто­пустынно и ровно всё в тебе; как точки, как значки,   неприметно   торчат   среди   равнин   невысокие   твои   города;   ничто   не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечёт к тебе?   Почему   слышится   и   раздаётся   немолчно   в   ушах   твоя   тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? 1. Выпишите вопросительные предложения. 2. Подчеркните грамматические основы в них. 3. Найдите обращения. 4. Произведите на материале отрывка разные виды разбора. Деревянный Зимний дворец, построенный Ф. Б. Растрелли для Елизаветы через 12 лет после Летнего, существовал менее 10 лет. Впрочем, он и строился как   зимняя   царская   резиденция   лишь   на   то   время,   пока   тот   же   Растрелли возводил нынешний Зимний дворец на берегу Невы. Деревянный Зимний дворец был построен со сказочной быстротой, всего за  8  месяцев, на «погорелом месте»  —  огромном пустыре у Зеленого моста через Мойку, где был когда­то Гостиный двор, сгоревший в 1736 году (мы рас­ сказывали о нем в  III  главе). В. А. Нащокин в своих «Записках» упоминает о торжественном событии: «Ноября 15 1755 в С.­Петербурге, в новопостроенный деревянный   зимний   Ея   Императорского   Величества   дом   на   реке   Мье   и   по большой   Перспективной   дороге,   что   к   Адмиралтейству,   Ея   Императорское Величество,   пополудни   часу   в  8,  перейтить   изволила   со   всею   высочайшею фамилиею». Дворец   был   одноэтажный,   но,   по   словам   современников,   «как   и   все постройки   Растрелли,   отличался   оригинальной   красотой,   несмотря   на   свои неправильные   флигеля   и   немного   низкий   фасад».   Этот   дворец   не   столько возвышался, сколько простирался. 1. Выпишите из текста числительные, определите их падеж. 2. Найдите имена собственные. 3. Начертите схему предложения с прямой речью. 4. Произведите на материале текста разные виды разбора. Наиболее   подробное   описание   наводнения  1777  года   составил добросовестный   историк   Санкт­Петербурга   начала  XIX  века   И.   Г.   Георги. Воспользуемся им, чтобы лучше представить себе размер постигшей столицу катастрофы: «От сего наводнения освобождены были токмо Литейная и Выборгская части   города;   в   частях   же,   понятых   водою,   оно   и   в   маловременном   своем продолжении  причинило весьма великий вред. Суда были занесены на берег. Небольшой   купеческий   корабль   переплыл   Зимний   дворец   через   каменную набережную. Любский, яблоками нагруженный корабль, занесен был ветром на 10 сажен от берега в лес, находящийся на Васильевском острове, в коем большая часть наилучших и наивеличайших дерев от сея бури пропало. По всем почти улицам, даже и по  Невской першпективе.  ездили на маленьких шлюпках. Множество оград и заборов опрокинуто было, малые деревянные дома искривились от жес­ токого сотрясения... Даже некоторые маленькие хижины неслись по воде, и одна изба переплыла на противолежащий берег реки... Сие наводнение случилось во время ночи: почему множество людей и скотов пропало». Современники   единодушно   указывают,   что   буря   в   эту   ночь   не   только препятствовала истечению воды в море, но и морская вода стремилась в устье реки, что особенно было заметно в устье Малой Невы. Это и стало причиной дополнительного   страха   и   ужаса,   пережитого   жителями   города,   чьи   дома выдержали натиск разбушевавшейся стихии. 1. Спишите второй абзац. 2. Найдите сложносочиненное предложение. 3. Выпишите числительные, укажите их падеж. 4. Произведите на материале текста разные виды разбора. Когда   в   начале   1900­х   годов   был   объявлен   конкурс   на   памятник Александру  III,  Трубецкой принял в нем участие и стал победителем, хотя до этого никогда монументальной скульптурой не занимался; он лепил портретные статуэтки, бюсты, а также жанровые композиции людей и животных, которые отличались совершенством исполнения, теплотой и лиризмом. Это нужно иметь в виду, чтобы понять, почему его конная статуя Александра III произвела такое ошеломляющее впечатление. Перед многочисленной публикой, собравшейся на Знаменской площади в то далекое майское утро, предстал застывший в неподвижности всадник, грузно сидящий на некрасивом, бесхвостом коне  —  битюге, предназначенном не для верховой   езды,   а   для   перевозки   тяжестей.   Правда.   портретное   сходство всадника с Александром III было исключительно точным. Об этом в день открытия памятника писала  газета «Новое время»: «В светло­голубых глазах его, смотревших несколько исподлобья... в его массивной фигуре, стойкой и спокойной, в отсутствии почти физических возможностей в каких бы то ни было условиях быстро повернуться увернуться или извернуться, лежал точно патент на все общее доверие». Через несколько дней эта же газета писала   о   памятнике:   «Чем   больше   с   ним   знакомишься,   тем   он   кажется значительней и лучше». Самый восторженный отзыв принадлежит Репину. Он считал, что Трубецкой создал самый красивый и значительный монумент после «Медного всадника» Фальконе. 1. Запишите первый абзац. 2. Объясните знаки препинания в первом предложении. 3. Запишите числительное словами, определите его падеж. 4. Произведите на материале текста разные виды разбора. Слово, которому две тысячи лет В третьем веке до нашей эры Птоломей, царь Египта, приказал соорудить маяк у входа в гавань города Александрии, на маленьком острове, который по­ гречески назывался «Фарос», потому что с берега он казался парусом идущей в море галеры (по­гречески парус звучит как фарос).  Слава о Фаросском маяке, одном из семи чудес света, разнеслась по всей земле, и в языках разных народов слово «фарос» стало обозначать всякий маяк, световой сигнал. Из века в век, из языка в язык путешествовало оно, постепенно меняя облик и значение. В наши дни, в современном русском языке есть слово «фара», обозначающее «яркий электрический фонарь, снабженный отражающим зеркалом». Как только я слышу это слово, мне мерещится там, за туманом Времени, за длинным рядом веков, над далеким морем дымный факел Фаросского маяка. Представьте   себе,   как   давно   это   было!   Пламя   Фароса   давным­давно погасло.  Рухнула   его  гордая  башня.  А  самая,  казалось  бы, хрупкая   вещь  — человеческое слово, называвшее ее,— живет. Таково могущество языка. (По Л. Успенскому.) 1. Спишите второй и третий абзацы. 2. Объясните постановку восклицательного знака. 3. Укажите уточнение. 4. Произведите на материале текста разные виды разбора. Даже среди дивных памятников Петербурга «Медный всадник» занимает особое   место.   Он   не   просто   гений   места,   ограниченного   небольшим пространством,   как   Заячий   остров,   Смольнинская   излучина   или   Стрелка Васильевского острова. Он — гений Петербурга, всего города, а не одной лишь его стороны. Так считал Н. Анциферов: «Если кому­нибудь случится быть возле него в ненастный осенний вечер, когда небо, превращенное в хаос, надвигается на землю и наполняет ее своим смятением,   река.   стесненная   гранитом,   стонет   и   мечется,   внезапные   порывы ветра   качают   фонари,   и   их   колеблющийся   свет   заставляет   шевелиться окружающие   здания,  —  пусть   всмотрится   он   в   такую   минуту   в   «Медный всадник», в этот огонь, превратившийся в медь с резко очерченными и могучими формами.   Какую   силу   почувствует   он,   силу   страстную,   бурную,   зовущую   в неведомое,   какой   великий   размах,   вызывающий   тревожный   вопрос:   что   же дальше, что впереди? Победа или срыв и гибель? «Медный всадник» — это Genius loci Петербурга». Ему   посвящено   бесчисленное   множество   стихов   и   восторженных описаний, он многократно повторен в картинах, гравюрах, силуэтах. Его знают в России даже те, кому не посчастливилось хоть раз побывать в Петербурге. Для многих знакомство с Петербургом начинается с этого монумента. 1. Запишите последний абзац. 2. Подчеркните грамматические основы предложений. 3. Нарисуйте схему предложения с прямой речью. 4. Произведите на материале текста разные виды разбора. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ 1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). Определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности. 2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, словосочетания. 3.   Озаглавьте   текст.   (Объясните   смысл   названия.)   Предложите   свои варианты названия. 4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение. 5.   Каким   типом   речи   (повествованием,   описанием,   рассуждением) является данный текст. 6. Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная, их сочетание)? 7. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). 8. Найдите в тексте два­три многозначных слова. Докажите, что эти слова многозначные. 9.   Найдите   в   тексте   (если   есть)   синонимы,   антонимы;   слова, употребленные   в   переносном   значении;   слова,   стилистически   окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). 10.   Найдите   в   тексте   заимствованные   слова   (диалектизмы, профессионализмы, арзаизмы, фразеологизмы). 11. Составьте план текста. 12. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.

Тексты для анализа по русскому языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018