Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на педагогическом совете школы Протокол № 1 от 30.08.2023 г |
« Утверждаю» Директор школы ___________ В.А. Солодовникова Приказ № от 31.08.2023 г |
Рабочая программа
учебного курса «Секреты орфографии»
для 1-3 классов
на 2024-2025 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Акатова Т.А., Бузина Г. В., Воропаева Т.В.
с. Николаевка
2024 г
Планируемые результаты изучения учебного курса «Секреты орфографии»
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- задавать вопросы.
Содержание учебного курса
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика :игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
1-й класс
Речь устная и письменная
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом.
В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
Игротека
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
Звуки и буквы – не одно и то же
В чем заключается различие между звуками и буквами
Что такое метограммы?
Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.
Жили были гласные и согласные.
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.
Волшебник Ударение.
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
Такие разные согласные
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
Такие разные, разные согласные
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
Игротека
Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.
Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
Зачем шипят шипящие?
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
Привет, пословица!
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
Поговорим о предложении
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
Знакомимся с анаграммами
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
О безударных гласных
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
О парных звонких и глухих согласных
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы кданным словам, находить среди слов синонимичные пары
Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
Слова – неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
Волшебное слово предлог
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
Игротека.
Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
Учимся различать слова разных частей речи
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.
2-й класс
Что мы знаем о звуках и буквах.
Уточнить представление о звуках и буквах русского языка. Повторить понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух»
Что такое лексика?
Познакомить с понятиями «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»
Однозначные и многозначные слова
Познакомиться со словами, имеющими одно и несколько значений
Игротека
Повторить звукобуквенный разбор, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова
Слова-братья
Подбирать синонимы к данным словам, исключать лишнее слово из ряда синонимов
Слова - наоборот
Подбирать антонимы, вычленять антонимы из текста
Пословица недаром молвится
Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста
Игротека
Подбирать синонимы, антонимы, вычленять их из текста
И снова пословицы, пословицы, пословицы, …
Играть с пословицами
Играем со словарными словами
Играть со словарными словами
Анаграммы
Разгадывать анаграммы
Игротека
Повторять пословицы, анаграммы, словарные слова
Секреты некоторых букв
Познакомить с особенностями букв Я,Е,Ё,Ю; разделительным Ъ; Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь.
Шарады, анаграммы и метаграммы
Разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы
Еще раз о синонимах и антонимах
Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов
Игротека
Повторить правила написания: Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь. Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов
Слова, обозначающие предметы
Познакомиться с именем существительным как частью речи, одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.
Слова, обозначающие действие предметов
Познакомиться с глаголом как частью речи.
Слова, обозначающие признаки предметов
Познакомиться с именем прилагательным как частью речи. Различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету.
Игротека
Повторять распознавание частей речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбирать синонимы
Текст, тема, главная мысль
Упражняться в определении темы и основной мысли текста. Составлять рассказ по картинкам
Заголовок - всему голова
Определять особенности заголовков.
Работаем с фразеологизмами
Употребляем фразеологизмы в речи
Игротека
Повторить понятия: текст, тема и основной мысль текста, заголовок текста, фразеологизмы
И снова пословицы
Играть с пословицами
Ещё раз о фразеологизмах
Играть с фразеологизмами
Русские народные загадки
Разгадывать загадки
Игротека
Повторить пословицы, фразеологизмы, русские народные загадки
И вновь словарные слова
Играть со словарными словами
Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы
Упражняться в различении частей речи
Какие слова русского языка помогают называть качества характера
Познакомиться с именами прилагательными, служащими для характеристики человека
Игротека
Повторить части речи
Повторяем…
Разгадывать русские народные загадки
Повторяем, повторяем…
Решить головоломки. Выполнить звукобуквенный разбор.
3-й класс
Да здравствует русский язык!
Познакомиться с русскими народными пословицами, загадками, фразеологизмами
Вежливые слова
Систематизировать вежливые слова
Поговорки и пословицы
Выявить скрытый смысл пословиц и поговорок
Игротека
Повторить русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы
Запоминаем словарные слова
Играть со словарными словами
Растения во фразеологизмах
Выяснить значение фразеологизмов: «манна небесная», «задавать перцу» и т.д.
Животные во фразеологизмах
Выяснить значение фразеологизмов: «показать, где раки зимуют», «мышиная возня» и т.д.
Игротека
Повторить словарные слова, растения и животные во фразеологизмах
Я не поэт, я только учусь…
Сочинять рифмовки. Подбирать рифмующиеся слова.
Как Морфология порядок навела
Различать части речи
Игры с пословицами
Выявить скрытый смысл пословиц
Игротека
Различать части речи. Подбирать рифмующиеся слова.
И снова животные во фразеологизмах
Выяснить значение фразеологизмов: «три кита», «ход конем» и т.д.
Кое-что о местоимении
Изменять местоимения по падежам
Познакомимся поближе с наречием и числительным
Познакомиться с наречием и именем числительным как частями речи
Игротека
Повторить части речи
Состав слова. Основа слова. Формы слова
Выделять основы слов, части слова
Про корень и окончание
Подбирать однокоренные слова, различать формы слова
Про суффикс и приставку
Подбирать к словам схемы. Выделять в словах суффиксы и приставки.
Игротека
Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей. Подбирать слова к схемам
Непроизносимые согласные
Упражняться в правописании слов с непроизносимыми согласными
Учимся различать приставку и предлог
Упражняться в правописании приставок и предлогов
Учимся писать не с глаголами
Упражняться в написании не с глаголами
Игротека
Писать грамотно слова с непроизносимыми согласными, приставками и предлогами, «НЕ» с глаголами
Имена существительные с шипящим звуком на конце
Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце
Его величество Ударение
Упражняться в правильной постановке ударения
Поговорим о падежах
Определять падежи имен существительных
Игротека
Определять падежи имен существительных. Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце. Подбирать рифмующиеся слова.
Сложные слова
Писать слова, образованные путем сложения двух основ
От архаизмов до неологизмов
Распознавать архаизмы и неологизмы
По страницам энциклопедий
Знакомиться с энциклопедической статьей
Игротека
Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы, читать энциклопедическую статью
Повторяем…
Выявлять скрытый смысл пословиц. Разбирать слова по составу.
Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»
Решать головоломки
4-й класс
И снова о русском языке…
Выяснить роль русского языка в жизни общества, его красоту и богатство.
Крылатые слова и афоризмы
Выяснить смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы»
Копилка занимательных заданий
Решать занимательные задачи
Игротека
Повторить: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки)
Об именах
Познакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имен, разнообразием имен и их форм.
О русских фамилиях
Познакомиться с историей возникновения русских фамилий, распространенными способами происхождения русских фамилий.
В поисках сбежавших головоломок
Решать занимательные задания
Игротека
Повторить историю возникновения русских имен и фамилий
Мы играем в логогрифы
Познакомиться с логогрифами – словесными загадками, разными вариантами игры в логогрифы.
Учимся распознавать речевые ошибки
Распознавать и устранять распространенные типы речевых ошибок.
Коллекция «заморочек»
Решать занимательных заданий
Игротека
Повторять логогрифы, речевые ошибки
Ох уж эти фразеологизмы!...
Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами
Работаем над рифмами
Определять отличительные признаки стихотворного текста, разнообразие рифм. Подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинения стихотворения, следуя заданной теме
Словесные забавы
Играть со словами. «Спунеризмы» и «буриме»
Игротека
Повторять: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами
Продолжаем работу над фразеологизмами
Подбирать к ситуациям соответствующие фразеологизмы
Русские пословицы и поговорки
Отличать поговорки от пословицы. Объяснять скрытый смысл пословицы
Ассорти для любителей русского языка
Решать занимательные задания
Игротека
Повторять: пословицы, поговорки, фразеологизмы
И снова о фразеологизмах
Сравнивать фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица)
Однородные члены предложения
Выделять однородные члены предложения
Ошибочка вышла!...
Решать занимательные задания
Игротека
Повторять: однородные члены предложения, фразеологизмы.
Про омонимы и их разновидности
Познакомиться с «омонимами»- словами, схожими по звучанию, но различными по лексическому значению.
Еще немного фразеологизмов
Вычленять фразеологизмы из текста. Заменять словосочетания фразеологизмами
В стране Перевертундии
Решать занимательные задания
Игротека
Повторять: омонимы и их разновидности; историю происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак»
Что такое «паронимы»
Различать паронимы
Запоминаем словарные слова
Играть со словарными словами
31 июня
Решение занимательных заданий
Игротека
Повторять: паронимы, словарные слова
Повторяем…
Повторить русские имена и фамилии, афоризмы и логогрифы
Повторяем…
Повторяем названия рифм, происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Работаем над речевыми ошибками.
Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материал.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
Причина изменений |
1 |
Речь устная и письменная. |
|
|
|
|
2 |
Что такое слово? |
|
|
|
|
3 |
В мире звуков. |
|
|
|
|
4 |
Игротека. |
|
|
|
|
5 |
Звуки и буквы – не одно и то же. |
|
|
|
|
6 |
Что такое метограммы? |
|
|
|
|
7 |
Жили были гласные и согласные. |
|
|
|
|
8 |
Игротека. |
|
|
|
|
9 |
Волшебник Ударение. |
|
|
|
|
10 |
Такие разные согласные. |
|
|
|
|
11 |
Такие разные, разные согласные. |
|
|
|
|
12 |
Игротека. |
|
|
|
|
13 |
Русские народные загадки. |
|
|
|
|
14 |
Зачем шипят шипящие? |
|
|
|
|
15 |
Познакомьтесь: алфавит! |
|
|
|
|
16 |
Игротека. |
|
|
|
|
17 |
Привет, пословица! |
|
|
|
|
18 |
Поговорим о предложении. |
|
|
|
|
19 |
Еще немного о предложении. |
|
|
|
|
20 |
Игротека. |
|
|
|
|
21 |
Знакомимся с анаграммами. |
|
|
|
|
22 |
Что такое текст? |
|
|
|
|
23 |
Что мы пишем с большой буквы? |
|
|
|
|
24 |
Игротека. |
|
|
|
|
25 |
О безударных гласных. |
|
|
|
|
26 |
О парных звонких и глухих согласных. |
|
|
|
|
27 |
Слова - приятели. |
|
|
|
|
28 |
Игротека. |
|
|
|
|
29 |
Слова – неприятели. |
|
|
|
|
30 |
Волшебное слово предлог. |
|
|
|
|
31 |
Что за зверь такой - фразеологизм? |
|
|
|
|
2 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
Причина изменений |
1 |
Что мы знаем о звуках и буквах |
|
|
|
|
2 |
Что такое лексика? |
|
|
|
|
3 |
Однозначные и многозначные слова |
|
|
|
|
4 |
Игротека |
|
|
|
|
5 |
Слова-братья |
|
|
|
|
6 |
Слова - наоборот |
|
|
|
|
7 |
Пословица недаром молвится |
|
|
|
|
8 |
Игротека |
|
|
|
|
9 |
И снова пословицы, пословицы, пословицы, … |
|
|
|
|
10 |
Играем со словарными словами |
|
|
|
|
11 |
Анаграммы |
|
|
|
|
12 |
Игротека |
|
|
|
|
13 |
Секреты некоторых букв |
|
|
|
|
14 |
Шарады, анаграммы и метаграммы |
|
|
|
|
15 |
Еще раз о синонимах и антонимах |
|
|
|
|
16 |
Игротека |
|
|
|
|
17 |
Слова, обозначающие предметы |
|
|
|
|
18 |
Слова, обозначающие действие предметов |
|
|
|
|
19 |
Слова, обозначающие признаки предметов |
|
|
|
|
20 |
Игротека |
|
|
|
|
21 |
Текст, тема, главная мысль |
|
|
|
|
22 |
Заголовок - всему голова |
|
|
|
|
23 |
Работаем с фразеологизмами |
|
|
|
|
24 |
Игротека |
|
|
|
|
25 |
И снова пословицы |
|
|
|
|
26 |
Ещё раз о фразеологизмах |
|
|
|
|
27 |
Русские народные загадки |
|
|
|
|
28 |
Игротека |
|
|
|
|
29 |
И вновь словарные слова |
|
|
|
|
30 |
Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы |
|
|
|
|
31 |
Какие слова русского языка помогают называть качества характера |
|
|
|
|
32 |
Игротека |
|
|
|
|
33 |
Повторяем… |
|
|
|
|
34 |
Повторяем, повторяем… |
|
|
|
|
3 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
Причина изменений |
1 |
Как обходились без письма? |
Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». |
|
|
|
2 |
Древние письмена |
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. |
|
|
|
3 |
Как возникла наша письменность? |
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». |
|
|
|
4-5 |
Меня зовут Фонема. |
Звуки смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». |
|
|
|
6-8 |
Для всех ли фонем есть буквы? |
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». |
|
|
|
9-10 |
«Ошибкоопасные» места |
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». |
|
|
|
11 |
Тайны фонемы |
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». |
|
|
|
12-13 |
Опасные согласные. |
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». |
|
|
|
14 |
На сцене гласные. |
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! |
|
|
|
15 |
Фонемы повелевают буквами |
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
16 |
Ваши старые знакомые. |
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
17-18 |
Правила о непроизносимых согласных |
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. |
|
|
|
19-20 |
Волшебное средство – «самоинструкция». |
Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. . Игра «Найди подходящий транспорт» |
|
|
|
21 |
Память и грамотность |
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. |
|
|
|
22 |
Строительная работа морфем |
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. |
|
|
|
23 |
Где же хранятся слова? |
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями |
|
|
|
24-26 |
Поговорим обо всех приставках сразу |
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина |
|
|
|
27 |
Слова – «родственники». |
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
28-30 |
Кто командует корнями? |
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. |
|
|
|
31-32 |
«Не лезьте за словом в карман!» |
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». |
|
|
|
33 |
«Пересаженные» корни |
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
34 |
Итоговое занятие. Олимпиада |
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
35 |
Как обходились без письма? |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.