Конспект урока по русскому языку «Мягкий знак на конце наречий после шипящих.»

  • Плакаты
  • Рабочие тетради
  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку «Мягкий знак на конце наречий после шипящих.»
Иконка файла материала Урок 122.Мягкий знак на конце наречий после шипящих..docx

Дата: ____________________

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих.»

Цель урока: сформировать у учащихся 4 класса умение правильно писать мягкий знак на конце наречий после шипящих, опираясь на изученные правила, и применять это правило при выполнении практических заданий для повышения грамотности письменной речи.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- Учащиеся знают правило написания мягкого знака на конце наречий после шипящих.

- Учащиеся умеют распознавать наречия в тексте и правильно писать их с мягким знаком на конце после шипящих.

- Учащиеся применяют изученное правило при выполнении упражнений, в диктантах и творческих работах.

- Учащиеся умеют обосновывать написание мягкого знака на конце наречий после шипящих, опираясь на правило.

2. Метапредметные:

- Развитие орфографической зоркости и навыков самоконтроля при письме.

- Формирование умения анализировать, сравнивать и классифицировать языковые единицы (наречия).

- Развитие умения работать в парах и группах, обсуждать и аргументировать свою точку зрения.

- Формирование навыков самооценки и взаимооценки при выполнении заданий.

3. Личностные:

- Воспитание внимательности и аккуратности при выполнении письменных работ.

- Формирование мотивации к изучению русского языка и повышению грамотности.

- Развитие интереса к самостоятельному применению полученных знаний на практике.

- Воспитание уважительного отношения к мнению собеседника при работе в парах и группах.

Ход урока:

Этап 1.Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о наречиях. Наречия - это неизменяемые слова, которые обычно отвечают на вопросы "как?", "где?", "когда?", "куда?". Например: быстро, вверху, завтра, домой.

А теперь выполните задание в тетради: спишите предложение, подчеркните наречия волнистой линией.

Задание 1: Вчера мы ходили гулять в парк и весело провели время.

Этап 2.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

- Послушайте загадку и попробуйте отгадать, какие наречия в ней спрятались:

Змейкой вьётся хвостик их,

Слышен глухо шорох тих,

Эти звуки так знакомы -

Ж, Ш, Ч и Щ. А кто мы?

(Ответ - шипящие согласные)

- А теперь давайте прочитаем наречия: сплошь, вскачь, прочь, настежь. Что в них общего? Какие буквы стоят на конце? (ответы учеников)

- Верно! На конце этих наречий после шипящих есть мягкий знак. Как вы думаете, в чем может заключаться тема нашего урока?

(Учитель выслушивает предположения учеников, подводит к формулировке темы урока).

- Действительно, сегодня мы будем изучать правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Давайте разберемся в этой теме!

Этап 3.Освоение нового материала

1)Осуществление учебных действий по освоению нового материала

- Итак, мы выяснили, что мягкий знак пишется на конце наречий после шипящих согласных Ж, Ш, Ч, Щ. Давайте откроем учебник и прочитаем правило.

(Учитель вместе с учениками анализирует правило в учебнике, приводит примеры наречий, подчеркивает шипящие и мягкий знак).

- Важно запомнить, что это правило работает только для наречий. В прилагательных и существительных мягкий знак после шипящих на конце не пишется. Сравните: умный малыш - мыслит малыш́ , колюч ёж - бежит вскач́ь.

2)Проверка первичного усвоения

- Для закрепления выполните задание в тетради.

Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные мягкие знаки где нужно:

Мороз был силен и колюч.. .

Конь мчался вскач.. .

За ночь.. выпал снег.

Разговаривал невтерпёж.. .

Этап 4.Физминутка

(Упражнение для глаз).

Этап 5.Применение изученного материала

1)Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Игра "Корректор".

- Представьте, что вы работаете корректором в издательстве. Вам нужно исправить ошибки в текстах. Если найдёте ошибку в правописании наречий - хлопните в ладоши. Я буду читать, а вы внимательно слушайте.

Примеры:

Невмочь было терпеть этот холод. Птица летела ввыс. Малыш капризничал невтерпеж. Голос его звучал глухо и невнятно. Мы замёрзли и промокли насквоз. Бежать быстро было невмочь.

2)Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Составим небольшой рассказ, используя наречия с шипящими на конце.

- Шёл дождь. Пришлось укрываться под зонтом, но всё равно промокли (насквозь). Захотелось (прочь) убежать от непогоды! Мчались (вскачь), перепрыгивая лужи. Ворвались домой, открыв двери (настежь). Наконец-то можно согреться и обсохнуть!

Этап 6.Подведение итогов. Рефлексия

- Итак, ребята, давайте вспомним, какое правило мы сегодня изучили? В каких частях речи после шипящих пишется мягкий знак, а в каких нет?

- Вы все сегодня хорошо поработали, были активны, быстро справлялись с заданиями. Молодцы!

А теперь оцените свою работу на уроке и прикрепите на доску смайлик:

😊 - Я отлично понял новую тему! Мне всё ясно.

😐 - Тема понятна, но мне нужно ещё немного потренироваться.

️ - Мне было сложно, нужно ещё раз повторить материал.

- На следующем уроке мы продолжим отрабатывать правописание наречий, познакомимся с новыми группами этой части речи. Спасибо за работу!