Дата: ____________________
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих.»
Цель урока: сформировать у учащихся 4 класса умение правильно писать мягкий знак на конце наречий после шипящих, опираясь на изученные правила, и применять это правило при выполнении практических заданий для повышения грамотности письменной речи.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- Учащиеся знают правило написания мягкого знака на конце наречий после шипящих.
- Учащиеся умеют распознавать наречия в тексте и правильно писать их с мягким знаком на конце после шипящих.
- Учащиеся применяют изученное правило при выполнении упражнений, в диктантах и творческих работах.
- Учащиеся умеют обосновывать написание мягкого знака на конце наречий после шипящих, опираясь на правило.
2. Метапредметные:
- Развитие орфографической зоркости и навыков самоконтроля при письме.
- Формирование умения анализировать, сравнивать и классифицировать языковые единицы (наречия).
- Развитие умения работать в парах и группах, обсуждать и аргументировать свою точку зрения.
- Формирование навыков самооценки и взаимооценки при выполнении заданий.
3. Личностные:
- Воспитание внимательности и аккуратности при выполнении письменных работ.
- Формирование мотивации к изучению русского языка и повышению грамотности.
- Развитие интереса к самостоятельному применению полученных знаний на практике.
- Воспитание уважительного отношения к мнению собеседника при работе в парах и группах.
Ход урока:
Этап 1.Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о наречиях. Наречия - это неизменяемые слова, которые обычно отвечают на вопросы "как?", "где?", "когда?", "куда?". Например: быстро, вверху, завтра, домой.
А теперь выполните задание в тетради: спишите предложение, подчеркните наречия волнистой линией.
Задание 1: Вчера мы ходили гулять в парк и весело провели время.
Этап 2.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- Послушайте загадку и попробуйте отгадать, какие наречия в ней спрятались:
Змейкой вьётся хвостик их,
Слышен глухо шорох тих,
Эти звуки так знакомы -
Ж, Ш, Ч и Щ. А кто мы?
(Ответ - шипящие согласные)
- А теперь давайте прочитаем наречия: сплошь, вскачь, прочь, настежь. Что в них общего? Какие буквы стоят на конце? (ответы учеников)
- Верно! На конце этих наречий после шипящих есть мягкий знак. Как вы думаете, в чем может заключаться тема нашего урока?
(Учитель выслушивает предположения учеников, подводит к формулировке темы урока).
- Действительно, сегодня мы будем изучать правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Давайте разберемся в этой теме!
Этап 3.Освоение нового материала
1)Осуществление учебных действий по освоению нового материала
- Итак, мы выяснили, что мягкий знак пишется на конце наречий после шипящих согласных Ж, Ш, Ч, Щ. Давайте откроем учебник и прочитаем правило.
(Учитель вместе с учениками анализирует правило в учебнике, приводит примеры наречий, подчеркивает шипящие и мягкий знак).
- Важно запомнить, что это правило работает только для наречий. В прилагательных и существительных мягкий знак после шипящих на конце не пишется. Сравните: умный малыш - мыслит малыш́ , колюч ёж - бежит вскач́ь.
2)Проверка первичного усвоения
- Для закрепления выполните задание в тетради.
Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные мягкие знаки где нужно:
Мороз был силен и колюч.. .
Конь мчался вскач.. .
За ночь.. выпал снег.
Разговаривал невтерпёж.. .
Этап 4.Физминутка
(Упражнение для глаз).
Этап 5.Применение изученного материала
1)Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Игра "Корректор".
- Представьте, что вы работаете корректором в издательстве. Вам нужно исправить ошибки в текстах. Если найдёте ошибку в правописании наречий - хлопните в ладоши. Я буду читать, а вы внимательно слушайте.
Примеры:
Невмочь было терпеть этот холод. Птица летела ввыс. Малыш капризничал невтерпеж. Голос его звучал глухо и невнятно. Мы замёрзли и промокли насквоз. Бежать быстро было невмочь.
2)Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Составим небольшой рассказ, используя наречия с шипящими на конце.
- Шёл дождь. Пришлось укрываться под зонтом, но всё равно промокли (насквозь). Захотелось (прочь) убежать от непогоды! Мчались (вскачь), перепрыгивая лужи. Ворвались домой, открыв двери (настежь). Наконец-то можно согреться и обсохнуть!
Этап 6.Подведение итогов. Рефлексия
- Итак, ребята, давайте вспомним, какое правило мы сегодня изучили? В каких частях речи после шипящих пишется мягкий знак, а в каких нет?
- Вы все сегодня хорошо поработали, были активны, быстро справлялись с заданиями. Молодцы!
А теперь оцените свою работу на уроке и прикрепите на доску смайлик:
😊 - Я отлично понял новую тему! Мне всё ясно.
😐 - Тема понятна, но мне нужно ещё немного потренироваться.
☹️ - Мне было сложно, нужно ещё раз повторить материал.
- На следующем уроке мы продолжим отрабатывать правописание наречий, познакомимся с новыми группами этой части речи. Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.