План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Местоимение»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
02.11.2019
Цели педагогической деятельности:
Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.
Задачи:
1. Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.
2. Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.
Цели педагогической деятельности:
Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные
mestoimenie_1.docx
Урок 3 классе по теме «Местоимение».
Цели педагогической деятельности:
Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.
Задачи:
1. Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей
речи.
2. Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость,
внимание, речь, самостоятельность.
Цели педагогической деятельности:
Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи;
формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять;
учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные
местоимениями (редактировать текст)
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют
внимание, желание больше узнать.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке;
проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную
деятельность.
Познавательные УУД: общеучебныевоспроизводят по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы,
используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе
коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные
объекты, выявляют сходства и различия.
Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование
учебного сотрудничества в парах, группах.
Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем
учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть
грамотным.
I. Организационный момент – самооценка
“Обмен настроением”
(Посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше
настроение и покажите карточку соответствующего цвета. Объясните свой выбор. )
(Слайд)
Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
Спокойное я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать
дальше.
Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания
выполняем!
Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
II. Минутка чистописания.
Сегодня мы будем прописывать букву. Эта буква стоит первой в слове, с которым
мы познакомились на уроке окружающего мира. Слово обозначает науку о нашем
общем доме, науку об охране и защите окружающей среды.
Правильно! Экология.
Буква состоит из правого полуовала. Прописываем полуовал три раза, а теперь три
раза букву ЭЭЭ большую и маленькую эээ.
эээ ЭЭЭ
В каких случаях пишем большую букву?
Ребята, вы знаете, как важен на парте порядок, в классе, в школе, в доме. Так и для
нашей планеты очень важен порядок. А вот для наведения порядка в окружающей
среде и его поддержания нужны хорошо подготовленные специалисты. Кто они?
(Экологи)
экология, экологи, экологическая
Прописываем ЭКОЛОГИ.
Кто знает, может сейчас, среди ВАС находятся будущие экологи.
III. Словарная работа
А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который встречается в природе очень часто
и собой украшает наш мир.
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)
Давайте все, вместе произнесем слово ОДУВАНЧИК как оно слышится [а д у в а н’
ч’ и к].
А теперь работаем по алгоритму:
1. Орфографическое проговаривание словарного слова и запись в тетрадь.
2. Определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса
этого слова с последующей записью.
3.
Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и
этимологического словаря)
4. Письменный фонетический разбор в полной форме.
5. Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)
6. Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись
понравившегося предложения с последующим синтаксическим разбором. 7. Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь
предложения.
8. Использование метода ассоциации.
одуванчик одуванчик одуванчик
одуванчик [ а д у в а н’ ч’ и к]– 4 слога, 9б., 9 зв.
Толкование этого слова.
Однокоренные слова: одуванчик, одуванчиковое.
Составление предложения
На поле растут золотые одуванчики. (Повест., невоск., распр., прост.) одуванчики – сущ.
(что?), н.ф. – одуванчик, неодушевленное, нарицательное, во мн.ч., в м.р., в И.п.
подлежащее.
Ребята, поставьте одуванчик в П.п.
(Думаю о чем? об одуванчике. Т.к. одуванчик начинается с гласной, то предлог об)
В разговоре можно услышать такое выражение «Божий одуванчик». Когда так
говорят? (о тихом, слабом, обычно старом человеке)
Ассоциации
С
ОДУВАНЧИК
Л
Н
Ц
Е
ЦВЕТОК ПОХОЖ НА БУКВУ О, ПОЭТОМУ ОДУВАНЧИК ПИШУ С БУКВОЙ О.
Ребята, откиньтесь на край стула, закройте глаза. Представьте словарное слово и
тихонько проглатывайте его. Итак, слово оказалось внутри вас. Как только вы
почувствуете в какойто части тела тепло – значит, слово поселилось там, где ему
комфортно. Вам сейчас тепло и уютно. Давайте откроем глаза. Теперь, когда вы увидите
или услышите это слово, оно даст знать о себе, где оно живет в вашем теле и подскажет
вам, как оно пишется.
Давайте еще раз проговорим, как пишется это слово?
ОДУВАНЧИК
Знакомство с новой темой
Недавно я не спеша возвращалась домой и остановилась у берёзки, что растёт ,
прикоснулась к ней ладонью. Я видела её много раз. Но в этот вечер я словно увидела её не
глазами, а душой. Какое грациозное дерево, белый стан, изящные тонкие ветви. Мне
захотелось составить о ней маленький рассказ. Прочитайте его.
«Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О
берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок. Белые березы трогают наши души. .»
( вспомним стихи, песни. , памятники)
Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова
береза, необходимо его заменить другими словами) Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в
тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово заменяем на
слово она, в третьем предложении заменяем словом него)
Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени
существительного)
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТО ИМЕНИ
Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются,
открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИе
– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):
Что вы знаете о местоимениях?
Мы уже много знаем о местоимениях. Тогда какая перед нами стоит учебная задача?
Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в
предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления
местоимений.)
За один урок всему сразу научиться мы не сможем.
3. Открытие нового знания:
Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Скажите , почему мы не заменили имя существительное в первом предложении.?
Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)
Про друга ? ( он)
Про подругу? ( она)
Про детей ? ( они)
Как бы вы обратились к другу ? ( ты)
Как сказать , если обращаетесь сразу к нескольким людям– ВЫ,
А к взрослому человеку? ( Вы) Так обращаются вежливо к взрослому человеку. Значит,
местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках
местоимение Вы пишется с заглавной буквы.
Физминутка
Почему эти местоимения назвали личными?
( Они указывают на лицо или лица. Личное значит принадлежащее лично комуто) Распределите местоимения на группы? (Распределяют местоимения на группы. )
Покажите на доске, как вы выполнили это задание. (Вызванная пара выполняет
задание на доске.)
По какому признаку вы распределили местоимения? (Скорее всего, дети
распределят местоимения по числам.) Вы распределили на 2 группы. Молодцы!
А кто по другому?
ИЛИ
Я задам вам задачу потруднее: эти местоимения можно распределить на 3 группы. Как?
(Самостоятельно ищут необходимую информацию в учебнике с.93)
По какому признаку распределили? Как вы догадались? (" По лицам. Мы нашли в
учебнике.") Молодцы! Умеете работать с книгой!
Я знаю, в упражнениях иногда бывает задание: указать лицо местоимения. Что
можно сделать, чтобы каждый раз не искать эту таблицу в учебнике?("Можно
выучить.")
Я знаю хороший способ, запомнить местоимения 1 лица. ЯМЫ
Есть способ запомнить местоимения 2 лица. ТЫКВЫ. Только предлог К надо убрать.
А как запомнить местоимения 3 лица?("Все местоимения 3 лица начинаются с буквы О.")
Сегодня мы узнали новое о местоимениях. Когда мы узнаём новый материал, о нём всегда
есть правило в учебнике. Прочитайте правило о местоимениях. (Самостоятельно
находят правило в учебнике, читают.)
А как бы вы его дополнили?
В чем же различие существительного и местоимения?
( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не
называя его.)
Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще всего
мы употребляем местоимения 3го лица. Для чего существуют местоимения в
речи? (Ответы детей).
– Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Речь краткая, но
разнообразная. Они – как запасные игроки на футболе.
Первичное закрепление.
Цель: развитие умения применять новое знание.
Обеспечивает мотивацию выполнения задания.
Мы узнали новое о местоимениях. Что нужно сделать, чтобы не забыть, уверенно
пользоваться полученными знаниями?("Надо потренироваться определять лицо и число
местоимений.")
Упр. 159, стр.94.
Задание для уровня
А
Найдите границы предложений. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу
местоимения В воскресенье … пришли в лес в этот день солнце было яркое и весёлое … даже
пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе … были украшены
серебристым инеем неожиданно … увидел дятла своим крепким клювом … долбил
дерево а вот и белка ловко прыгала … по веткам ели.
Составьте определение (правило) новой части речи.
Местоимение – это часть речи, которая служит для образования новых слов, отвечает
на вопросы что делать? Что сделать?. Обозначает признак предмета. Используют
для обогащения, разнообразия речи, для того чтобы не было повторов
Задание для уровня Б
Применяя новые знания, отредактируйте текст.
СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. СОВА СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У
СОВЫ МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. СОВЫ ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ.
СОВЫ ОБИТАЮТ В ЛЕСАХ, ПУСТЫНЯХ, ГОРАХ. СОВУ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ
ВО ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ЗОНАХ НАШЕЙ СТРАНЫ
Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями
Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл
Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные
приготовились к уроку
Задание для учащихся уровня С
Опираясь на новый материал, попробуйте составить определение новой части речи.
Местоимение, часть, речи, которая, не называет, предметы, а только, на
них, указывает
Подчеркни местоимения
И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.
Физминутка на внимание.
Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты
Если мы сорвём цветы.
О чем этот текст? Что будет если мы сорвем все цветы?
Необходимо бережно относиться к природе!
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?
Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились
его использовать вместо имени существительного)
Что вы сможете дома рассказать о сегодняшнем уроке? Какую оценку вы поставите себе
за урок? Почему? (Дети осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,
соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Я всё сделал сам, со всеми заданиями справился, мне было интересно.
Я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно .
Я старался, но многое не вышло, я очень устал.)
Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой «
Местоимение».
Мне бы хотелось, чтобы вы чаще потребляли местоимение мы, реже местоимение я.
Я+Я = мы
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Местоимение»
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Местоимение»
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Местоимение»
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Местоимение»
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Местоимение»
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Местоимение»
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Местоимение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.