План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.
Оценка 4.8

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика
11 кл
18.04.2018
План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.
План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения. Цель урока: развитие познавательного интереса, умения проводить исследование, применяя приобретенные знаний в нестандартной (новой) учебной ситуации; формирование учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся. В данном материале изложены задачи урока и краткий план урока по данной теме.План-конспект урока по теме: "Полное внутреннее отражение."
урок2.docx
Скажи мне, и я забуду.                                                                                                  Покажи мне, и я запомню.                                                        Дай сделать мне, и я пойму.                                                                                             Сократ  Цель – развитие познавательного интереса, умения проводить исследование, применяя  приобретенные знаний в нестандартной (новой) учебной ситуации; формирование учебно­ познавательных и информационных компетенций учащихся. Задачи  урока: предметные создать условия для:  формирования понятия о физическом явлении “полное внутреннее отражение  света”; выяснить условия возникновения полного отражения; изучить практическое применение этого физического явления;   метапредметные:    создать условия для формирования мировоззренческих понятий: о причинно­ следственных связях в окружающем мире, о познаваемости окружающего мира и человечества; создать   условия   для   развития   умения   анализировать,   сопоставлять   факты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, формировать умения работать с различными литературными источниками; создать условия для самоорганизации и коммуникативных умений при работе в парах, группах личностные:  продолжить формирование научного мировоззрения учащихся на примере          законов геометрической оптики. Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер; пробирки , стаканы с водой,  карандаши , аквариум, лазерная указка, фольга. Этапы урока № п/п   1 Организацион ный момент 2  Актуализация опорных  знаний  3 Этап  целеполага ния Структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Время Приветствие, проверка готовности к  уроку, вступительное слово учителя.  Мотивация учебной деятельности на  успешную работу. Организует повторение знаний,   тестирование по пройденному  материалу. Проводит беседу с  учащимися по домашнему заданию  по вопросам. Помогает сделать открытие явления,  о котором пойдёт речь на уроке. Создает ситуацию познавательных  противоречий. Выделяет  соподчиненность целей. Учащиеся готовятся к уроку 2 минуты Учащиеся отвечают на вопросы. Демонстрируют знаний, умения. 8 минут Принимают участие в  обсуждении нового материала и  делают выводы. Формулируют  цель урока. 5 минут 20 минут Анализируют проблемную  ситуацию, организуют поиск  решения, выдвигают и  проверяют гипотезы, варианты и  способы. Поэтапно проводят  опыты, делают вывод: «При  переходе света из оптически  более плотной среды в  оптически менее плотную среду  по мере увеличения угла  падения направление  преломленного луча  приближается к границе раздела. Когда угол падения превосходит некоторое предельное значение,  преломленный луч не  существует ­­ падающий на  границу раздела свет полностью  отражается. Это свойство  называется полным внутренним  отражением».  2. Слушают, делают краткую  запись в тетрадях: определение  «Световода» Учащиеся используют  приобретенные знания в  практической деятельности и  проводят самооценку 6минут Анализируют деятельность по  достижению цели 2 минуты 4 Изучение  нового  материала Презентация и видеофрагмент  раскрывает сущность явления  полного отражения, вводится  понятие предельного  угла полного  отражения.  Проведение фронтального  эксперимента направлено на   исследование изучаемого явления. Защита учащимися проекта­ исследования: «Оптические явления  в природе". 5 Закрепление  материала Решение задач. Разбор задач на  доске. 6 Стадия  рефлексии Звучат продолжения предложенных  фраз: Я узнал...Я научился...Я понял, что  могу...У меня получилось... Я приобрёл...зеленый Мне понравилось... Для меня стало  новым...Меня удивило...желтый Мне не понравилось…Было  скучно…красный 7 Итоги урока Домашнее  Формулирует домашнее задание.  Дает комментарий к домашнему  Записывают домашнее задание. Три уровня домашнего задания:  2 минуты задание заданию. Обеспечить понимание уч­ ся цели, содержания и способов  выполнения домашнего задания стандартный минимум,  повышенный, творческий  (проектирование  исследовательской работы:  придумать свои опыты на  явление полного отражения  света) Ход урока 1.Организационный момент Учитель: Вступительное слово 2.Актуализация знаний Определите физические явление, выраженные стихами: «Бушует полая вода…» Иван Бунин А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. А) фронтальная беседа 1.Приведите доказательство прямолинейного распространения света.                   2.Какие явления наблюдаются на границе раздела двух прозрачных сред?             3.Сформулируйте закон отражения света.             4.Сформулируйте закон преломления света.                  5. Каков физический смысл абсолютного показателя преломления? Б) решение задач ­тестирование 3.Этап целеполагания На ученических столах приборы,с помощью выполняемых опытов, учащиеся  определяются с темой урока и записывают ее  в тетрадь.  Учитель: историческая справка об открытии явления полного внутреннего  отражения. 4.Изучение нового материала. Презентация и видеофрагмент раскрывает сущность явления полного отражения, вводится  понятие предельного  угла полного отражения.  Проведение фронтального эксперимента направлено на  исследование изучаемого явления. Защита учащимися проекта­исследования: «Оптические явления в природе": Ученики: рассказывают о явлениях в природе, связанных с полным отражением света, в  том числе наблюдаемых в Саратовской области. Учитель дает определение полного отражения света. Выводы (делают дети): 1. При   определенном   угле,     падающий   луч   полностью   отражается   внутрь среды,   более   оптически   плотной. Это   явление   наблюдается   только тогда, когда угол падения равен предельному углу полного отражения. Это угол падения света на границу раздела двух сред, при котором свет преломляется   в   оптически   менее   плотную   среду   под   углом   90°,   т.е. фактически отражается! 2. Когда угол будет больше предельного угла, то луч полностью отражается. 5.     Закрепление материала  Фронтальный и демонстрационные эксперименты и их объяснения и применение: Решение задач. Разбор задач на доске. Учитель: На явлении полного внутреннего отражения основано появление  раздела волоконной оптики. Волоконная оптика – это система передач оптических  изображений с помощью стекловолокон (световодов)  Световод ­ это  пучок гибких стеклянных волокон цилиндрической формы покрытое  оболочкой из прозрачного материала с меньшим, чем у волокна, показателем  преломления. За счет многократного полного отражения свет может быть  направлен по любому прямому или изогнутому пути. 6.    Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)  Соотнесение цели урока и результата.   7. Д/З §62 , тест http   c  9  a  66/  index 0800200      ://   files  .  school    .  html     _  listing  .  ru   /  dlrstore  /669    ­  collection    .  edu         b  796   d  ­  e  921­11  dc   ­95   ff   ­   Проделайте дома опыт с монеткой. Вам понадобится монетка, чаша с водой и прозрачный стакан. Положите монетку на дно  чаши и заметьте, под каким углом она видна снаружи. Не сводя глаз с монетки, опускайте  потихонечку сверху в чашу перевернутый пустой прозрачный стакан, держа его строго  вертикально, чтобы вода не заливалась внутрь. Объясните на следующем уроке  наблюдаемое явление. Литература 1. Презентация “Полное отражение света”. [1] 2. Гордон Г.В. Геометрическая оптика. http://www.rusedu.ru/detail_6171.html [2] 3. Борисов К. Оптиволоконные системы освещения. http://www.trikita.by/service6.html 4. Буховцев Б.Б., Мякишев Г.Я. Учебник по физике 11 класс. М.:Просвещение.2010 5. Вараксина Е. И. Полное внутреннее отражение света в жидкости.  http://fiz.1september.ru/articles/2009/17/14 . 6. Касьянов В.А. Учебник по физике 11 класс. М.:Дрофа.2002 7. Латышевская Т. Ю., Новоселов К. С. Нанотехнологии для Волоконной Оптики.  http://www.kabel­news.ru/ 8. http://traditio.ru/wiki/ Внутреннее отражение 9. http://hghltd.yandex.net/. Полное отражение света 10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Световод 11. http://images.google.ru . Миражи 12. http://school426­spb.by.ru . Фата­Моргана 13. http://www.genon.ru/GetAnswer. Фотографии 14. http://www.universal­fibre­optics.com/russian/applications.html .Оптико­волоконные  системы освещения 15. http://www.ifmo.ru/faculty/5. Уникальный роботизированный комплекс 16. http://www.forc­photonics.ru/ru/production/volokonno­ opticheskie_datchik/1/68/.Оптические приборы 17. http://optika8.narod.ru/Opiti.htm . Геометрическая оптика 18. http://canegor.urc.ac.ru/bezpriborov/63832896.html. Опыты, демонстрирующие полное внутреннее отражение света 19. http://www.nvtc.ee/e­oppe/Sidorova/objects . Применение полного внутреннего  отражения света. 20. http://iuyt.ru/index.php?newsid Опыты «Наблюдение преломления и полного отражения света».   1. Расположите карандаш наклонно в стакане с водой, поднимите стакан  на уровне глаз и посмотрите на карандаш.Объясните что вы увидели.  2. Опустите пустую пробирку в стакан с водой и посмотрите на неё  сверху часть пробирки, погруженная в воду, кажется блестящей?  3. Опустите фольгу в стакан с водой,что вы видите?   4.Объясните опыт со скорлупой.  Д/З §62 , тест http   ­  collection    _  listing  ff   ­0800200    .  html  Проделайте дома опыт с монеткой.   .  school  ://   files    index    c  9  a  66/ 11   dc   ­95         .  edu   .  ru   /  dlrstore  /669      b  796   d  ­  e  921­  Вам понадобится монетка, чаша с водой и прозрачный стакан.  Положите монетку на дно чаши и заметьте, под каким углом она видна  снаружи. Не сводя глаз с монетки, опускайте потихонечку сверху в  чашу перевернутый пустой прозрачный стакан, держа его строго  вертикально, чтобы вода не заливалась внутрь. Объясните на  следующем уроке наблюдаемое явление.   Проделайте дома опыт «Делаем монетку невидимой». Вам  понадобится монетка, чаша с водой и прозрачный стакан. Положите  монетку на дно чаши и заметьте, под каким углом она видна снаружи.  Не сводя глаз с монетки, опускайте потихонечку сверху в чашу  перевернутый пустой прозрачный стакан, держа его строго вертикально, чтобы вода не заливалась внутрь. Объясните на следующем уроке  наблюдаемое явление. (В некоторый момент монета исчезнет! Когда вы опускаете стакан,  уровень воды в чаше поднимается. Теперь, чтобы выйти из чаши, луч  должен дважды пройти границу раздела вода­воздух. После  прохождения первой границы угол преломления будет значительным,  так что на второй границе произойдет полное внутреннее отражение.  Свет уже не выходит из чаши, поэтому вы и не видите монетки.)  

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.

План-конспект урока по теме: Явление полного внутреннего отражения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018