План - конспект урока "Тема 49: Лазеры. Корпускулярно – волновой дуализм" 11 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика
11 кл
25.04.2018
Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении урока в курсе физики 11 класса по соответствующей теме. Разработка используется для учебника Генденштейн и Дик. Это краткий конспект урока (схема), помогающий распределить время и основные этапы урока. Материал полностью готов к распечатке
Тема 49.docx
Тема 49: Лазеры. Корпускулярно – волновой дуализм. § 22 - 23
Цель: ознакомиться с устройством, принципом работы и применением лазеров, сформировать понятие
спонтанного и вынужденного излучения
Демонстрации: таблицы по теме, презентация, работа лазера
§ 21 стр 152
I .Фронтальный опрос
Лазер – это устройство, в котором энергия (тепловая, химическая, эл) преобразуется в энергию эл/маг поля
– лазерный луч
В 1917г Эйнштейн предсказал возможность индуцированного (вынужденного) излучения света возбуждёнными
атомами, под действием падающего на них света
Особенность индуцированного излучения: возникающая световая волна совпадает с падающей на атом в частоте,
фазе и поляризации (переход атома из высшего в низшие состояния под влиянием внешнего воздействия)
II .Новая тема
Из истории
1954г – советские учёные Басов и Прохоров использовали
Явление индуцированного излучения для создания микроволнового генератора радиоволн с =1,27см
1960г – в США создан первый лазер (квантовый генератор Эл/маг волн в видимом диапазоне спектра)
λ
Свойства лазерного излучения
1)малый угол расхождения светового пучка – высокая концентрация
2)монохроматичность света (атомы излучают свет согласованно => фаза волны не испытывает нерегулярных
изменений)
3)самый мощный источник света (до 1017Вт/см2, а у Солнца 7*103Вт/см2 по всему спектру)
4)возможность передачи на значительные расстояния
5)лазерный луч – самый ёмкий носитель информации
Принцип действия лазера
А)в обыч услов атом находится в низшем энергетическом состоянии (поэтому при низких t0 вещества не светятся)
Б)при прохождении эл/маг волны сквозь вещество => её энергия поглощается => часть атомов возбуждается
=> в высшее энергетич состояние => от светового пучка отнимается энергия h =Еν 2Е1
В)возбуждённый атом может отдать свою энергию соседним при столкновении или испустить фотон в любом
направлении
Нижний уровень – основное состояние атома
Средний уровень – метастабильное состояние (переходное)
Трехуровневый лазер
Квантовая механика – последовательная теория атомных процессов
Нам известно, что свет обладает двойственной структурой
В 1923 г Луи де Бройль предположил, что двойственность присуща не только свету, а всем видам материи
Гипотеза Бройля: длина волны
h/р
h – постоянная Планка
λ
, соответствующей частице, связана с импульсом р частицы соотношением
=λ
III .Самостоятельная работа: Работа рубинового лазера
1.кристалл рубина состоит из атомов __________ и ___________ с небольшой примесью атомов
__________________
2.из рубинового кристалла вытачивают __________ со строго ____________________________ и навивают на него
________ ___________________ (лампа накачки)
3.Под действием света ______________________ атомы хрома переходят с уровня ____ на ____, а затем
практически сразу на ____
4.уровень ____ оказывается __________________, его ещё называют ______________, он обладает
_______________________
5.с уровня _____ происходит процесс лавинообразного ________________
6.грани
______________________________________________________________
7.все
имеют
_________________________________________
_______________________
параллельными,
вылетающие
лазера
фотоны
кристалла
из
чтобы
и
делают
§ 22 стр 159 и § 23 стр 164
IV
.Д/З:
План - конспект урока "Тема 49: Лазеры. Корпускулярно – волновой дуализм" 11 класс
План - конспект урока "Тема 49: Лазеры. Корпускулярно – волновой дуализм" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.