План открытого урока по физике "Закон всемирного тяготения"
Оценка 5

План открытого урока по физике "Закон всемирного тяготения"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
9 кл
07.01.2017
План открытого урока по физике "Закон всемирного тяготения"
План открытого урока "Закон всемирного тяготения" 9 класс. В плане урока представлены различные виды работ учащихся по технологии сотрудничества.К плану прилагается презентация, позволяющая более содержательно познакомиться с материалами, подготовленными к данному уроку. Работа обучающихся представлена работой группами. Предусмотрена психологическая разминка урока - аутотрениг.
ПЛАН урока.docx

Тема урока: «Закон всемирного тяготения».     +                                     9 класс

Технология проведения урока: обучение в сотрудничестве.

Цели урока:

обучающая: формирование понятия «гравитационные силы»; изучение закона всемирного тяготения, границ его применимости, знакомство с опытным определением гравитационной  постоянной; раскрытие понятия «взаимодействие тел» на примере закона всемирного тяготения и ознакомление с областью гравитационных сил;

развивающая: развитие умений анализировать учебный материал: наблюдать, сравнивать, сопоставлять изучаемые явления, факты,  делать выводы; развитие умственной деятельности, целостности   восприятия и умений анализировать знания;

воспитательная:  воспитание познавательного интереса  культуры умственного труда и естественно-материалистического мировоззрения.

Задачи урока:

Ø образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с опытным путем гравитационной постоянной;

Ø воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;

Ø развивающие (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Результаты УУД:

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

коммуникативные: организация и  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.

 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний (формирования новых знаний)

Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки – тесты на  2 варианта, блок-конспект, фломастеры, маркеры, листы картона формата А3, яблоки трех цветов для рефлексии (у каждого ученика).

План урока:

1.     Организационный момент (1 минута)

2.     Этап мотивации (2 минуты)

3.     Этап актуализации знаний (8 минут)

4.     Первичное усвоение новых знаний (20 минут)

5.     Первичное закрепление новых знаний (12 минут)

6.     Информация о домашнем задании (1 минута)

7.     Рефлексия (1минута)

1.Организация начала урока.

·        Добрый день. Присаживайтесь. 

·        Проверка   присутствующих на уроке. 

Психологическая разминка

Учитель  Я рада нашей встрече. Сегодня у нас необычный урок -  урок «открытия»  новых знаний.  Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, с  большой пользой для вас и знания, полученные на уроке, будут   полезными для дальнейшей вашей жизни.                      

Давайте сегодня на уроке улыбнемся друг другу и создадим атмосферу доброжелательности и хорошего нпастроения..

Возьмитесь  за руки и повторим аутотренинг:

  • Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Я как разведчик всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я готов   к работе.
  • Я готова    к работе.
  • Работаю!

Учитель Прекрасно. Начинаем урок.

Для оценивания вашей деятельности на уроке будем использовать листы самооценки. Запишите свою  фамилию и имя. Заполнять их будете в ходе урока.

II.Мотивация  учебной деятельности

Учитель  Мы с вами живем в мире разнообразных  взаимодействий.  О каких взаимодействиях вам доводилось слышать?

Ученики: О гравитации, упругом  взаимодействии, трении.   

Учитель:  Сегодня на уроке  речь пойдет об одном из них, а вот о каком – вы легко догадаетесь сами.   Внимание на экран!

Слайд 1

Видео - демонстрация несколько явлений (притяжение Земли)

Учитель  Какие явления вы наблюдали?

Ученики  Падение яблока, полет в воздухе человека, падение воды в водопаде,  движение  планет, полет мяча, брошенного в горизонтальном направлении,             падение  шарика с Пизанской башни.

Учитель Что общего между этими природными явлениями?

Ученики   Притяжение Земли.

Ученики Сила гравитации.

Учитель  Да, действительно эти явления объединят великая  сила природы - сила всемирного тяготения  и  как вы уже догадались тема сегодняшнего урока     «Закон  всемирного  тяготения.»

Запишите  дату и  тему урока. «Закон всемирного тяготения.»

Вывешиваю тему урока.

Слайд 2

Учитель На прошлом уроке мы объединились   в группы и сегодня будем работать в составе 4-х групп: физики, математики, историки и лирики.

Правила работы в группах у вас на столах и на флипчарте.

Давайте вспомним их.

Учитель  …Всемирное тяготение. Какие величественные слова!  Это великая сила природы! А какому закону она подчиняется? От чего зависит величина этой силы? Это нам с вами и предстоит сегодня выяснить. Мы откроем для себя «Закон всемирного тяготения».

Слайд 2,  2-я  часть

Задачи  урока:

Ø Сформулировать закон всемирного тяготения.

Ø  Узнать историю открытия закона.

Ø Найти примеры проявления  сил тяготения.

Ø Установить границы  его применения.

Учитель  читает

1.Эпиграф к уроку. Отрывок из    наиболее известного произведения              Антуан де Сент – Экзюпери  «Маленький принц». (аллегорическая повесть,)

  «Не сразу поняв, что за глубины предо  мной, не находя корня, за который можно уцепиться, ни крыши, ни ветки дерева между мной и этими глубинами, я почувствовал головокружение, почувствовал, что уже оторвался и лечу в бездну.

  Однако я никуда не упал. От затылка до пят я был связан с Землей. Я отдался ей всей тяжестью своего тела и ощутил какое-то успокоение.

 Сила тяготения, показалась мне всемогущей, как любовь…

  Я чувствовал в своих плечах эту силу тяготения - гармоничную, постоянную, на веки веков одинаковую…».  

Это было, пожалуй, первое верное описание природы гравитации. 

Учитель Сегодня мы попытаемся найти подтверждение этим эмоциональным словам.
Очевидно, что природа гравитации связана с движением внешней среды. Остается нам выяснить, с чем связано это движение. Для этого вспомним,  что гравитационное поле Земли является полем потенциальным, каждая точка которого характеризуется гравитационным потенциалом и его градиентом – ускорением свободного падения). 

Падает зернышко в узкой меже.

Надо же, с ускорением g!

Падают камни в ущельях глухих.

Опять ускорение g и у них.

Что мы не кинем, что мы не бросим –

Все ускорение девять и восемь.

Падает тело,  воздух  сверля.

Всех притяжением ловит Земля!

Учитель. Тема урока  опять будет связана с открытием великого человека, ученого с большой буквы   - Исаа'ка Нь'ютона.  Давайте вспомним какие открытия   И.Нь'ютона мы уже изучили?

Ученики

Три закона движения и взаимодействия тел.

Раздаю карточки с заданиями для групп.  Познакомьтесь,  пожалуйста,  с заданиями и обсудите между собой.

1. Повторение пройденного материала.

Учитель   Вспомним  ранее изученные  законы Нь'ютона   «несерьезными стихами»  и формулировками   законов  Нь'ютона.

Группа  лириков с «несерьезными стихами формулировок законов»

Задание. Попробуйте дать к законам  «несерьезные  формулировки»

 

Лирики

Представит первый свой закон  

Почтенный Исаак Ньютон:

Закон гласит,

Что тело сохранит

Инерционное движенье,

Когда окрестные тела

Не производят впечатленье              

Ученик  физик      (Дается   формулировка 1 закона ) Нь'ютона

Первый закон Нь'ютона (существуют такие системы отсчета, относительно которых тело (материальная точка) при отсутствии на нее внешних воздействий (или при их взаимной компенсации) сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.)

Учитель .    Какой закон  Ньютона  мы еще изучили?

Лирики

Исаак  Ньютон, собравши сил, 

Все их складывать просил

Результат того сложенья

Обеспечит ускоренье.

Масса же наоборот,

В знаменатель попадет.

 Физики      (Дается   формулировка 2 закона Нь'ютона   )  

Второй закон  Нь'ютона Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей всех действующих на тело сил и обратно пропорционально массе тела.).

Учитель  Записать закон  на доске.

Ø Как изменится ускорение тела при увеличении силы в 4 раза?

Ø А при уменьшении силы в 3 раза?   

Ø Как изменится ускорение тела : при увеличении массы тела в 1,5 раза? 

Ø При уменьшении массы в 6 раз?  

 

Учитель .       И попрошу третий закон …

Лирики

Скажи-ка, дядя, ведь недаром и 

Ньютон запомнить нас просил:

Все силы существуют парами-

Нет в мире одиноких сил.

Учитель  Прошу записать  закон и объяснить его.

Физики      (Дается   формулировка 3 закона Ньютона.) 

 

Третий закон Ньютона – закон взаимодействия. (Тела  действуют друг на друга силами, равными по величине и противоположными по направлению.                 Пояснения к закону:

1) силы не компенсируют друг друга, так как приложены к разным телам;

 2) пара сил взаимодействия всегда одной природы.

2. Изучение нового материала

Учитель .       Ответьте на вопросы:

1.Почему мяч, брошенный горизонтально, падает на землю?

Ученики ответ  

(1. На любое тело, неважно движется ли оно, или пребывает в состоянии покоя, действует сила притяжения Земли).                                                                                     

Учитель .       

2.Почему, когда несем сумку, полную покупок наша рука тянется к земле?

Ученики ответ

 (Действует сила притяжения Земли. )                                                                                           

Учитель .      

 3. Почему падают листья, снег, почему человек,  подпрыгнув  не улетает                      в космическое пространство…?

Ученики отвечают:

 3.Под действием силы тяжести, силы  гравитации.

Учитель .   Правильно.   

Стадия «Вызова» завершается одним из следующих заключений:

Учитель   Из ваших ответов следует, что вы на самом деле имеете определенные представления по данной теме. Значит, на уроке мы будем уточнять, систематизировать и обобщать ваши знани.

Учитель  И  переходим  к изучению понятий о гравитационном притяжении Земли и всемирном тяготении.  Пожалуйста, лирики.

 Лирики

Первый шаг – и первое падение -  

Вот оно, земное тяготение…

Яблока свободное падение-

Результат того же тяготения.

Спутников вокруг Земли движение –

Это тоже сила притяжения.

Океана мощное «дыханье» -

Действие Луны на расстоянии.

Всей Вселенной вечное движение –

Действие закона притяжения.

Учитель Сила тяготения, или гравитационная сила - эта сила не позволяла человеку строить многокилометровые башни, мосты через широкие реки.   Люди завидовали птицам, и лишь в мечтах взмывали в небо. Между тем человек и не подозревал, скольким этой силе обязан. Именно благодаря ей, вокруг Земли существует атмосфера, она собирает воды планеты, образуя моря и океаны. Да и сама Земля удерживается на орбите вокруг Солнца.

А сама Вселенная? И она не устояла бы без силы всемирного тяготения - галактики распались бы. Человек заставил служить себе эту силу. На пути потоков воды человек воздвигал плотины и ставил турбины, человек запустил искусственный спутник Земли, и могучая сила тяготения понесла его именно по расчетному пути.  Вам сегодня предстоит сделать свой расчет,  своё открытие Закона Всемирного  тяготения.

Учитель Предыстория открытия закона Всемирного тяготения. Слово историкам.

КАРТОЧКА № 1   Историки                                                                              Предыстория открытия закона Всемирного тяготения.

Задание:    Ознакомьтесь с содержанием карточки и заполните следующую таблицу:

Имя ученого

Открытие

Вывод

1

Птолемей

геоцентрическая система мира                        в центре находится Земля, а вокруг движутся Солнце, Луна и другие планеты.

Не верно

2

Коперник

гелиоцентрическая система мира

верно

 

 

вращение Земли вокруг Солнца совершается за год, а вращение Земли вокруг своей оси происходит за сутки.

 

 

 

 

 

Слайды 5-6  

1.Знаменитый александрийский астроном Птолемей предложил геоцентрическую систему мира, т.е. в центре находится Земля, а вокруг движутся Солнце, Луна и другие планеты.

Учитель  Это не верная модель

Слайд 7

 2.Польский астроном Николай Коперник создал принципиально новую, гелиоцентрическую систему мира. Где в центре мироздания находилось Солнце. Но большинство не придерживалось геоцентрической системы. В 1515 году великий польский ученый Николай Коперник (1473 – 1543), очень смелый человек, опровергнул учение о неподвижности Земли. По учению Коперника, в центре мира находится Солнце. Вокруг Солнца обращается пять известных к тому времени планет и Земля, которая также является планетой, и ничем не отличается от других планет. Коперник утверждал, что вращение Земли вокруг Солнца совершается за год, а вращение Земли вокруг своей оси происходит за сутки.

Слайд 8  

3.Джордано Бруно, бывший монах, развил систему Коперника и провозгласил о бесконечности Вселенной. За что и был сожжён в 1600 г. в Риме на площади Цветов. Идеи Николая Коперника также продолжали развивать великий ученый Галилео Галилей, датский астроном Тихо Браге, немецкий астроном Иоганн Кеплер. Высказаны первые догадки, что не только Земля притягивает к себе тела, но и Солнце притягивает к себе планеты

Слайд 9 

4. А Галилео Галилей изготовил телескоп, и с его помощью сделал открытия, подтверждающие справедливость учения Коперника. Но труды Галилея были запрещены церковью, а он сам в течение 9 лет считался “узником инквизиции”. Г.Галилей впервые выяснил, что тяжелые предметы падают вниз так же быстро, как и легкие.

Учитель.      Гелиоцентрическая система мира - это правильное представление о строении Вселенной. Есть что добавить у других групп? И что нам скажут физики по этому вопросу?

КАРТОЧКА № 2

Физики

 Предистория открытия закона Всемирного тяготения.

Задание: Сформулируйте законы Кеплера и объясните, как эти законы связаны с открытием Ньютона закона Всемирного тяготения.

Слайд 10

Иоганн Кеплер открыл три закона движения планет, открывших путь к идее всемирного тяготения, но не сумел объяснить, почему планеты обращаются вокруг Солнца именно по таким законам?

Учитель  О чем же говорят выводы Кеплера?

Слайд 11

2-й физик

Согласно первому закону Кеплера, планеты движутся по замкнутым кривым, которые называются эллипсами, в одном из фокусов которых находится Солнце.

3-й физик   Слайд 12

Второй закон Кеплера (закон равных площадей): Радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.                                    (Иллюстрация второго закона Кеплера на примере движения спутника Земли

 

Слайд 13

4-й физик

      Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся, как кубы их больших полуосей - третий закон Кеплера.

Учитель Эти законы – результат математического обобщения данных астрономических наблюдений. Но совершенно непонятно было, почему так «умно» движутся планеты. Законы Кеплера надо было объяснить, то есть вывести из какого-то другого, более общего закона.

Слайд  14 Учитель

Нь'ютон доказал, что существует притяжение между планетами и Солнцем.

Существует красивая легенда об открытии этого закона… (стихотворение читает  Аня Бриль)   Слайд  15

Яблоко Ньютона

 Нь'ютон под яблоней сидел.
Вот-вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым яблоком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна, кружась,
С Землею Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь яснее проступала.
Ньютон взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула – и вот
На землю яблоко упало.
И может быть самый великий закон –
Всемирный закон тяготенья
Вращенье планет объясняет нам он
И яблок румяных паденье!

Учитель  Конечно, это всего лишь легенда. Но быть может,  именно она явилась толчком к открытию одного из самых великих законов природы.  Если верить легенде, то в открытии закона всемирного тяготения «виновато» яблоко, падение которого с дерева наблюдал Ньютон. Есть свидетельство современника Ньютона, его биографа, на этот счет:

КАРТОЧКА № 3   Физики    Открытие  всемирного тяготения.

Задание:   расскажите об истории открытия закона всемирного тяготения.              Слайд  15 стоит на месте

Физик  читает    «После обеда… мы перешли в сад, и пили чай под тенью нескольких яблонь. Сэр Исаак сказал мне, что точно в такой обстановке он находился, когда ему впервые пришла мысль о тяготении. Она была вызвана падением яблока. Почему яблоко всегда падает отвесно, подумал он про себя. Должна существовать притягательная сила материи, сосредоточенная в центре Земли, пропорциональная ее количеству. Поэтому яблоко притягивает Землю так же, как Земля яблоко. Должна, следовательно, существовать сила, подобная той, которую мы называем тяжестью, простирающаяся по всей Вселенной».

Ученик  И Нь'ютон начал думать о тяготении, простирающемся до орбиты Луны. Может, оно-то и удерживает Луну на орбите? Ведь если бы на Луну не действовали никакие силы, она двигалась бы по прямой линии, а не по окружности, и давным-давно улетела бы от Земли!  Эти мысли занимали Ньютона уже в 1665-1666 годах, когда он, начинающий ученый, находился в своем деревенском доме, куда он уехал из Кембриджа в связи с эпидемией чумы, охватившей большие города Англии.

Учитель .     Есть что добавить у других групп?                                                                                   

Слайд 16     

Учитель  Иса'ак Нь'ютон был первым учёным, который сначала высказал гипотезу, объясняющую эти явления, а потом её научно доказал. По его гипотезе между всеми телами Вселенной действуют силы притяжения (гравитационные силы), направленные по линии, соединяющей центры масс. У тела в виде однородного шара центр масс совпадает с центром шара и даже рассчитал центростремительные ускорение  планет.

Но самое главное, что в 1687 г. Нь'ютон установил один из фундаментальных законов механики, получивший название закона  всемирного тяготения.

Давайте и мы попробуем вывести этот закон, используя  законы Ньютона. Прошу математиков. Вам слово.

 

 

Слайд 17

КАРТОЧКА № 4   Математики читают   задание

 Математически выведите закон всемирного тяготения и ответьте на следующие вопросы, используя материал, данный в карточке.                                 Слайд 18     

  Вывод закона всемирного тяготения.

Сам же Ньютон в своей книге «Математические начала натуральной философии» утверждал «Тяготение существует ко всем телам вообще и пропорционально массе каждого из них… все планеты тяготеют друг к другу… тяготение к каждой из них в отдельности обратно пропорционально квадратам расстояний места до центра этой планеты»

Из второго закона Ньютона следует:

g = F ∕ m

F~ m

1.     Из третьего закона Ньютона следует:

 

F1=F2

 

F~ m1m2

Слайд 19    

Исаак Ньютон произвел первые расчеты. Чтобы объяснить движение Луны, ему пришлось предположить, что сила тяготения Земли убывает с расстоянием.

F~ 1/R²

Слайд 20

Учитель   Давайте в опорном конспекте найдем формулировку этого закона

 Ученики  читают «Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их масс и об­ратно пропорционален квадрату расстояния между ними.

Слайд 21    

3. Математическое выражение этого закона и его словесная формулировка:

img2

Учитель Запишите в тетрадь формулировку закона, формулу и значение постоянной гравитационной.   

 

 

Слайд 21 стоит  на месте

Учитель    Работа с формулой

Ø Как изменится сила притяжения, если массу одного из тел увеличить в 3 раза? (увеличится в 3 раза)

Ø Расстояние между телами  увеличить в 4 раза?( уменьшится в 16 раз)

Ø Массу каждого тела увеличить в 3 раза?   (в 9 раз увеличится)

Ø Почему пуговица, оторвавшись от пальто, падает на землю, ведь она находится значительно ближе к человеку и притягивается к нему?

(потому что масса земли намного больше массы человека) .

Ø Чем объясняется наличие и периодичность морских приливов и отливов на Земле? (движением Луны вокруг Земли)

Учитель  Записали результаты проверки в листы самооценки.

Учитель Слайд 22    

С открытием явления всемирного тяготения пришло понимание Вселенной.Сам Ньютон не смог рассчитать значение гравитационной постоянной (не хватало точного эксперимента) Это сделал другой ученый Кавендиш.

Слайд 23-25

Просмотр видеофрагмента «Опыт Кавендиша»

Запись значения  гравитационной постоянной (одна из фундаментальных постоянных)

G=6,67·10–11Н м2/кг2.

Учитель: В настоящее время механизм гравитационного взаимодействия представляется следующим образом. Каждое тело массой М создает вокруг себя поле, которое называют гравитационным.

 Учитель Слайд 26

 Гравитационное взаимодействие – это взаимодействие, свойственное всем телам Вселенной и проявляющееся в их взаимном притяжении друг к другу.

Гравитационное поле –  особый вид материи, осуществляющее гравитационное  взаимодействие.

Учитель     Формула дает точный расчет в трех случаях:

Слайд 27

Ø Тела произвольной формы имеют небольшие размеры по сравнению с расстоянием между ними

Ø Тела имеют форму шаров

 Слайд 28     Тело любой формы находится вблизи другого шарообразного тела гораздо  больших размеров

Слайд  29-30  Итак, подведем итог. Границы применимости закона

Ученики   называют   границы применимости закона

 

Учитель Давайте попробуем решить  интерактивную задачу. К доске пойдет _____________

Слайд  31  Работа с интерактивной задачей

Задания: записать дано  на доске и в тетради;                                                                 перевести величины в систему СИ;                                                                                                     записать вывод формулы;                                                                                                 подставить данные и произвести вычисления; выполнить проверку,                               нажав кнопку «ГОТОВО»

Слайд 32   Звучит песня «Притяжение Земли», учащиеся  выполняют задание. 

4.Проверка усвоения нового материала. Тест

1 вариант

1.Закон всемирного тяготения открыл:

А.И.Ньютон     Б.  Г.Галилей

2.Значение гравитационной постоянной:

А. G=1,67· 10-11 Н*м2/кг2

Б.G= 6,67· 10-11 Н*м2/кг2

3.С увеличением расстояния между телами, сила притяжения….

А.увеличивается

Б.уменьшается

4.Как изменится сила всемирного тяготения при увеличении расстояния между телами в 2 раза?

А.увеличится в 2 раза

Б.уменьшится в 4 раза

5.Явление всемирного тяготения заключается в том, что

А.все тела во Вселенной имеют вес

Б.между всеми телами во Вселенной действуют силы притяжения

2 вариант

1.Значение гравитационной  постоянной впервые измерил:

А.И.Ньютон           Б. Кавендиш

2.Формула закона всемирного тяготения имеет вид:

А. F=               Б. F=ma

3. Притяжение тел к земле – один из случаев

А.  магнитной силы

Б.  всемирного тяготения

4.С увеличением массы одного из тел в 4 раза,  сила всемирного тяготения

А.  увеличится в 4 раза

Б.  уменьшится в 4 раза

5.Формула закона всемирного тяготения дает точный результат при расчете силы, если оба тела

А.имеют шарообразную форму

Б. имеют форму кубов

 

Слайд 33            Взаимопроверка    теста

 

 

1   вариант

2  вариант

1

А

Б

2

Б

А

3

Б

Б

4

Б

А

5

Б

А

 

Критерии оценки:

Нет ошибок –   1 балл    1 ошибка – 0,5 балла       2 ошибки -  0,25 балла                   3 ошибки – 0 балов

 

Учитель  Записали результаты проверки в листы самооценки.

Ребята, у вас на столах  опорные конспекты  новой темы, где вы  можете прочитать  значение и  области применения закона всемирного тяготения. Давайте завершим работу, используя методы критического мышления, и составим:

    Математики        Прием  «Фишбоун»     (применение закона)        

    Физики               Интеллектуальная   карта                                               

     Историки           Кластер  

     Лирики               Синквейн 

Применение   закона

Ø На основе теории тяготения Ньютона удалось описать движение естественных и искусственных тел в Солнечной системе,

Ø рассчитать орбиты планет и комет.

Ø Определяются траектории полета снарядов и ракет, разведываются залежи тяжелых руд.

Ø На основе этой теории было предсказано существование планет: Урана, Нептуна, Плутона и спутника Сириуса.

Ø В астрономии закон всемирного тяготения является фундаментальным, на основе которого вычисляются параметры движения космических объектов, определяются их массы.

Ø Вычислены солнечные и лунные затмения.

Слайд  34

 

Математики        Прием  «Фишбоун»              

Физики               Интеллект  карта                                               

 Историки           Кластер  

 Лирики               Синквейн                                                                                       

Учитель    Итак, готовы. И ученики  читают свои выполненные работы и вывещивают на магнитной доске.

Математики сопровождают свою работу показом слайдов 32-35

Подведение итогов урока, выставление оценок.

 

Учитель Подводит итог урока, используя слайды   36-39  

Вернемся к задачам нашего урока.

Удалось ли решить их?

Добились ли мы своей цели?

Слайд  43

Д/задание    выучить конспект  решить  2 задачи

2. А на море корабли

В дрейф давно уже легли.

Между ними 20 миль.

Коль закон ты не забыл,

Силу ты сумей найти,

Что сближает корабли.

Знай, что эти корабли-

Каждый  массой  тонн пяти.

 

1морская миля= 1,852км

20 миль=37 км

Слайд 44

Рефлексия. (ученики  отвечают)   

Пожалуйста, выскажите свое мнение о сегодняшнем занятии: было ли ново и интересно, раскрыта ли тема?                                                           

 

В конце урока я говорю:  Ребята, у вас яблоки, окрашенные в три цвета. Прошу Вас оценить урок. Выберите яблоко и подпишите на обратной стороне свою фамилию  и положите   его  в корзину:

Красное яблоко – мне было интересно, я все понял.                                                                          Желтое – мне было интересно, но я не все понял.                                                            Зеленое – мне было не интересно.

Включить онлайн  Солнечная система 3D

Учитель:  Посмотрите  как  прекрасна  и  загадочна  Вселенная. Перед вами    Модель Солнечной системы в 3D - МКС Онлайн.

      Выдающиеся ученые - физики на протяжении четырех столетий изучали гравитацию, но до сих пор она остается загадкой природы,  решать которую вам - ученым будущего  нашей  молодой   Республики.   Благодарю за урок.        

Приложения

 

КАРТОЧКА № 1  

Историки                                                                      

                   Предистория открытия закона Всемирного тяготения.

 

Задание:    Ознакомьтесь с содержанием карточки и заполните следующую таблицу.         готовую  вывешивают

 

 

 

КАРТОЧКА № 2

Физики

Связь законов Кеплера с открытием  закона Всемирного тяготения

 

Задание: Сформулируйте законы Кеплера и объясните, как эти законы связаны с открытием Ньютона закона Всемирного тяготения.

 

 

 

КАРТОЧКА № 3

  Физики

Открытие Закона всемирного тяготения.

Задание:   расскажите об истории открытия закона всемирного тяготения.

 

 

КАРТОЧКА № 4 

 

 Математики  

Задание:   Вывод Закона всемирного тяготения.

Математически выведите закон всемирного тяготения и ответьте на следующие вопросы, используя материал, данный в карточке. 

                 

 

 

Лист самооценки

Класс_______  Фамилия,  имя___________________________________

 

Вид работы

Критерии

Набранные баллы

 

   1

Презентация нового материала

·        участвовал в подготовке – 1 балл

·        не участвовал– 0 баллов

 

2

Работа в группе

·        активно – 1 балла

·        исполнитель – 0,5 балл

·        не работал – 0 балла

 

3

Заполнение таблицы об открытиях ученых о строении Вселенной

·        заполнил хорошо – 1балл

·        не запомнил – 0,5 балла

 

4

Степень усвоения материала на уроке

·        запомнил хорошо – 1балл

·        запомнил – 0,5 балла

·        частично запомнил- 0 балл

 

5

Ответы на вопросы

·        отвечал хорошо – 1балл

·        не отвечал – 0 балла

 

6

Выполнение теста

·        выполнил 100%  – 1балл

выполнил на  50%  – 0 баллов

 

7

Составление кластера

·        активно участвовал – 1балл

не  участвовал – 0 бала

 

8

Составление интеллектуальной карты

·        активно участвовал – 1балл

·        не  участвовал – 0 баллов

 

 

9

Прием «Фишбоун «Закон  всемирного  тяготения».

·        активно участвовал – 1балл

·        не  участвовал – 0 баллов

 

10

Составление синквейна

·        активно участвовал – 1балл

·        не  участвовал – 0 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: «Закон всемирного тяготения»

Тема урока: «Закон всемирного тяготения»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний (формирования новых знаний)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний (формирования новых знаний)

Учитель Мы с вами живем в мире разнообразных взаимодействий

Учитель Мы с вами живем в мире разнообразных взаимодействий

Учитель читает 1.Эпиграф к уроку

Учитель читает 1.Эпиграф к уроку

Лирики Представит первый свой закон

Лирики Представит первый свой закон

Третий закон Ньютона – закон взаимодействия

Третий закон Ньютона – закон взаимодействия

Учитель Сила тяготения, или гравитационная сила - эта сила не позволяла человеку строить многокилометровые башни, мосты через широкие реки

Учитель Сила тяготения, или гравитационная сила - эта сила не позволяла человеку строить многокилометровые башни, мосты через широкие реки

Солнце. Вокруг Солнца обращается пять известных к тому времени планет и

Солнце. Вокруг Солнца обращается пять известных к тому времени планет и

Слайд 13 4-й физик

Слайд 13 4-й физик

Ньютон. Есть свидетельство современника

Ньютон. Есть свидетельство современника

Слайд 17 КАРТОЧКА № 4 Математики читают задание

Слайд 17 КАРТОЧКА № 4 Математики читают задание

Слайд 21 стоит на месте Учител ь

Слайд 21 стоит на месте Учител ь

Учитель Давайте попробуем решить интерактивную задачу

Учитель Давайте попробуем решить интерактивную задачу

Слайд 33 Взаимопроверка теста 1 вариант 2 вариант 1

Слайд 33 Взаимопроверка теста 1 вариант 2 вариант 1

Учитель Итак, готовы. И ученики читают свои выполненные работы и вывещивают на магнитной доске

Учитель Итак, готовы. И ученики читают свои выполненные работы и вывещивают на магнитной доске

Приложения КАРТОЧКА № 1

Приложения КАРТОЧКА № 1

Лист самооценки Класс_______

Лист самооценки Класс_______

План открытого урока по физике "Закон всемирного тяготения"

План открытого урока по физике "Закон всемирного тяготения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017