Данный материал предназначен для учителей начальных классов при планировании работы с одарёнными детьми. Содержит характеристику одарённых детей, описание понятия одарённые дети, задачи развития, методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе, примерный план работы с одарёнными детьми на год.
План работы с одарёнными детьми.docx
МОУ Петропавловская СОШ
План работы с одарёнными
детьми на 2018 – 2019
учебный год Пояснительная записка.
Учитель: Мамаева Т.Г.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с
ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность
детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в
основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.
От специфической одаренности зависит успех человека в какомлибо
конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или
внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам
деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление
одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей,
являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание,
повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При
оказании такому ребенку психологопедагогической поддержки эти барьеры
могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более
или менее очевидной форме.
Характеристика одарённых детей.
Начнем с того, что определимся с самим понятием:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным
развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими
характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё
происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении
того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен
так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны
активно исследовать всё окружающее.
они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и
предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы
в своём воображении.
отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью
к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём
информации и интенсивно использовать её.
одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им
свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают
новые слова.
наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять
высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием
заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами
одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими
способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их
прогресс в чтении.
они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и
большим упорством в решении той или иной задачи.
характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с
отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что
пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости,
нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие
требования к себе и окружающим. живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры,
творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма
характерны для одарённых детей.
они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия,
игру слов, шутки.
им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети
нетерпеливы и порывисты.
порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная
уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам
окружающих.
эгоцентризм, как и у обычных детей.
нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие,
возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят
они меньше обычного.
их моторная координация и владение руками часто отстают от
познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в
интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать
их и развивать несамостоятельность.
зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно
менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в
детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут
либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства
особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном
отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей
развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –
одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик –
родитель».
Задачи развития:
развитие личности одаренных учащихся;
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
развитие позитивной Яконцепции;
развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных умений;
развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность .
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной
школе
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
проблемноразвивающее обучение,
проектноисследовательская деятельность,
игровые технологии (деловые игры и путешествия),
информационнокоммуникативные технологии для удовлетворения
познавательной мотивации
тренажёры),
творческие и нестандартные задания.
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
факультативы,
предметные недели,
театрализованные праздники,
олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
видом одарённости;
возрастом ребёнка;
социальным статусом семьи ребёнка;
уровнем одарённости;
активностью самого ребёнка;
профессиональной подготовкой педагога;
План работы с одаренными детьми в 3а классе
на 2013 2014 учебный год
В течение года:
1. Конкурсы, фестивали, соревнования.
2. Психодиагностика.
3. Организация творческих работ за рамками учебной программы.
4. Курс РПС «36 занятий для будущих отличников»
5. Внеурочная деятельность
Месяц
Содержание деятельности
Ответственные
Август
Планирование работы с одаренными детьми на
20132014 учебный год.
учитель
Разработка диагностики выявления одаренности учащихся 24 классов.
Подбор развивающих программ.
Педагог
психолог
Сентябрь Диагностика, выявление одаренных детей среди
учитель
уч –ся 3а класса
Распределение учащихся в кружки по интересам
и способностям.
учитель
Беседа с родителями «Таланты и способности
моего ребёнка»
Оснащение учебнометодическими комплектами
учащихся; методическими пособиями учителей.
«Что такое зоопарк?», интеллектуальная
викторина
Конкурс рисунков «Яркая осень»
Плотникова Е. А.
Октябрь Подготовка к проведению конкурса « Русский
Власова С.Н.
Медвежонок», сбор данных для участия.
Проведение конкурса « Русский Медвежонок».
Подведение итогов конкурса « Русский
Медвежонок».
Литературная викторина.
Ноябрь
Подготовка к проведению олимпиады по
русскому языку, разработка текстов олимпиады
для 24 классов.
Мамаева Т.Г.
Проведение олимпиады по русскому языку.
Подведение итогов олимпиады, награждение.
«Клуб весёлых мастеров», викторина
Плотникова Е.А. Выставка рисунков ко Дню матери.
Декабрь Подготовка к проведению конкурса « ЭМУ
Смелый», сбор данных для участия.
Мамаева Т.Г.
Проведение конкурса « ЭМУ Смелый».
Подведение итогов конкурса « ЭМУ Смелый».
Награждение учащихся сертификатами.
Экологическая викторина «Земля – наш дом»
Январь
.
Подготовка к проведению олимпиады по
математике, окружающему миру.
Кирсанова Г.А.
Мамаева Т.Г.
Разработка текстов олимпиады для 24 классов.
Проведение олимпиады по математике,
окружающему миру.
Подведение итогов олимпиады, награждение.
Февраль Подготовка к проведению конкурса « ЭМУ
Специалист» по математике, русскому языку,
литературному чтению, окружающему миру сбор
данных для участия.
Котельникова
И.В., Ирумбаева
З.Ж.
Проведение конкурса « ЭМУ Специалист».
Подведение итогов конкурса « ЭМУ
Специалист».
Награждение учащихся сертификатами.
Подготовка к конкурсу « Кенгуру» сбор данных
для участия.
Конкурс рисунков «О спорт – ты мир»
Плотникова Е.А.
Март
Проведение конкурса « Кенгуру».
Пензина И.В.
Мамаева Т.Г.
Апрель
Проведение диагностики по уровню развития креативности у одаренных учащихся.
Конкурс рисунков «Мы и космос»
Подведение итогов работы за год.
Результативность работы с одаренными детьми.
Май
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.