Обучающие:
• систематизировать знания учащихся о кислотах, аминах; дать представление об аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и применением аминокислот, биологическом значением;
• показать значение аминокислот. Рассмотреть биологическую роль аминокислот;
• научить учащихся записывать структурные формулы аминокислот, давать им названия;
• уметь доказывать химические свойства аминокислот, записывать уравнения реакций.
Развивающие:
• развивать умение учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами;
• продолжить развитие навыков самообразования и самооценки;
• развивать познавательный интерес учащихся, устанавливать межпредметные связи (с биологией).
Воспитательные:
• воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых
• моментов роли аминокислот для жизнедеятельности человека;
• воспитывать интерес к здоровому образу жизни.Обучающие:
• систематизировать знания учащихся о кислотах, аминах; дать представление об аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и применением аминокислот, биологическом значением;
• показать значение аминокислот. Рассмотреть биологическую роль аминокислот;
• научить учащихся записывать структурные формулы аминокислот, давать им названия;
• уметь доказывать химические свойства аминокислот, записывать уравнения реакций.
Развивающие:
• развивать умение учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами;
• продолжить развитие навыков самообразования и самооценки;
• развивать познавательный интерес учащихся, устанавливать межпредметные связи (с биологией).
Воспитательные:
• воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых
• моментов роли аминокислот для жизнедеятельности человека;
• воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
104-105 аминокислоты.docx
Химия
План урока по теме «Аминокислоты»
(2 часа)
Цель урока:
Обучающие:
систематизировать знания учащихся о кислотах, аминах; дать представление об
аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и
применением аминокислот, биологическом значением;
показать значение аминокислот. Рассмотреть биологическую роль аминокислот;
научить учащихся записывать структурные формулы аминокислот, давать им
названия;
уметь доказывать химические свойства аминокислот, записывать уравнения
реакций.
Развивающие:
развивать умение учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между
неорганическими и органическими веществами;
продолжить развитие навыков самообразования и самооценки;
развивать познавательный интерес учащихся, устанавливать межпредметные
связи (с биологией).
Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых
моментов роли аминокислот для жизнедеятельности человека;
воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Ход урока:
1.Орг.момент
Приветствие. Выяснение отсутствующих.
2.Актуализация полученных знаний
Фронтальная беседа
1. Как изменяются физические свойства предельных аминов в гомологическом с
↑Mr? (Ответ: растворимость падает, агрегатное состояние ГЖТ, плотность
растёт, растут t•С кипения и плавления); 2. Какая группа является функциональной группой аминов и почему? (Ответ:
аминогруппа, она
определят основные химические свойства аминов как
органических оснований);
3. Каково взаимное влияние атомов в молекуле анилина? (Ответ: радикал фенил
влияет на аминогруппу, ослабляя основные свойства анилина; аминогруппа
влияет на фенил, реакции замещения идут по положениям 2,4,6 цикла).
3.Изучение нового материала
Опорная схема № 1. Аминокислоты
(NH2)m R(COOH)n
NH2 аминогруппа СООН карбоксильная группа
Строение: бифункциональные вещества, взаимное влияние атомов, новые
специфические свойства, «внутренние соли», ионный тип связи.
Физические свойства: б/ц кристалл. вва, х. р. в H2O, плавящиеся с
разложением
при t >200ºС, б/в или вкус сладкий, горький.
Изомерия: углеродного скелета;
положения аминогруппы;
межклассовая (нитросоединения, сложные эфиры);
оптическая.
Номенклатура: «амино» + название кислоты
Химические свойства: NH2− R− СООН
↓
↓
основные кислотные
свойства
↓
↓
взаимодействие с кислотами с основаниями и спиртам
Возможно образование двух видов солей одной аминокислоты
Аминокислоты амфотерные органические соединения.
Поликонденсация аминокислот
O H
|| |
−C−N− пептидная связь, полипептид
Природные Аминокислоты Синтетические
→
←
↓
Незаменимые, пища
Синтезируемые организмом
Применение:
промышленности.
пищевая,
медицинская,
химическая,
микробиологическая
Решение задачи (у доски):
Определите молекулярную формулу органического вещества, содержащего 32%
углерода, 6,66% водорода, 42,67% кислорода и 18,67% азота
(ответ: С2Н5O2N) ( обучающиеся предполагают структурную формулу полученного вещества)
Запись темы: АМИНОКИСЛОТЫ
• Аминокислоты – гетерофункциональные соединения, которые обязательно
содержат две функциональные группы: аминогруппу – NH2 и карбоксильную
группу –COOH, связанные с углеводородным радикалом (записывают
определение и общую формула класса).
Историческая справка:
Аминокислот
а
Год
Источник
Кто впервые выделил
Глицин
1820
Желатин
А. Браконно
Глутаминова
я кислота
Аспарагинова
я
кислота
1866
1868
Растительные
белки
Конглутин,
легумин (ростки
спаржи)
Фенилаланин
1881
Ростки
люпина
Г. Риттхаузен
Г. Риттхаузен
Э. Шульце, И, Барбьери
Аланин
Валин
1888
Фиброин шелка
Т. Вейль
1901
Казеин
Э. Фишер
Классификация:
1. По взаимному расположению функциональных групп:
выделяют
альфа,бета, и гаммааминокислоты
2. По количеству функциональных групп: моноаминомонокарбоновые и
диаминомонокарбоновые кислоты Изомерия аминокислот:
Для аминокислот характерны следующие виды изомерии:
углеродного скелета:
а)
аминобутановая кислота
2аминобутановая кислота и 2метил 2
б) расположения функциональной группы: альфа и бетааминомасляная
кислота
Физические свойства аминокислот:
бесцветные кристаллические вещества
сладкие на вкус
хорошо растворяются в воде
имеют температуру плавления 2200 3150 С.
Химические свойства:
12.Аминокислоты, являясь амфотерными соединениями, могут проявлять как
основные, так и кислотные свойства, вступая в соответствующие реакции: как
основание реагируют с кислотами, как основание реагируют с основаниями.
3. Карбоксильная группа сохраняет способность образовывать сложные эфиры.
Аминокислоты реагируют со спиртами (реакция протекает в присутствии хлористого
водорода в качестве катализатора) .
4.Если в молекуле совпадает количество аминогрупп и карбоксильных групп, то
внутри молекулы наступает внутренняя нейтрализация (биполярный ион или
внутренняя соль).
Аминокислоты как составная часть белков:
Белок состоит из 20 аминокислот, они повторяясь многократно в строгой
последовательности, соединенные между собой пептидными связями, создают
первичную структуру белка.
Получение аминокислот: 1.Их получают из галогенопроизводных карбоновых кислот действием аммиака.
2.В промышленности гидролизом белков.
Смесь аминокислот обычно получают кислотным гидролизом белков.
Применение (беседа)
4.Закрепления новых знаний
Для закрепления материала, учащиеся должны выполнить задания:
Задание № 1 Выберите, формулы соединений, принадлежащих к аминокислотам
C6H5NH2
NH2CH2COOH
CH3CH(OH)COOH
OHCH2CH(NH2)COOH
CH3NH2
Задание № 2
Сколько граммов раствора щелочи с массовой долей гидроксида натрия 15 %
Необходимо взять для реакции с аминоуксусной кислотой химическим количеством
0,4 моль?
Ответ: 106,7 г
Тест «Аминокислоты»
Вариант 1
1 Какие частицы содержит раствор аминоуксусной кислоты?
а). H3N+ CH2COO
б) H2NCH2COOH
в.) H2NCH2COO
г ) Все перечисленные выше
2 В растворах аминокислот реакция среды.
а) кислая
б) нейтральная
в) слабощелочная
г) зависит от числа аминогрупп и карбоксильных групп
3 Какую связь называют пептидной?
а) –COO
б) –CONH
в) –CONH2
г) –COOHNH2
4 Какие из названных соединений обладают амфотерными свойствами? а) метиламин б) анилин
в) аминоуксуная кислота г) этиламин
5 Выберите, формулы соединений, принадлежащих к аминокислотам
а) NH2 – (CH2)3 – COOH б) O
NH2 – CH2 – C
NH2
в) CH2 – CH – COOH г) NH2 – CH3
NH2 NH2
Вариант 2
1 Укажите формулу глицина в нейтральной среде:
а) H2N – CH2 – COOH б) H3N+ – CH2 – COO –
в) H3N+ – CH2 – COOН г) H2N – CH2 – COO –
2 Реагируя, с какими веществами при определенных условиях аминоуксусная
кислота образует соль?
а) хлороводород б) этанол
в) гидроксид натрия г) серная разбавленная кислота
3 Аминокислоты – амфотерные органические соединения, так как
а) содержат амино и карбоксильные группы
б) образуют сложные эфиры
в) реагируют с водой
г) относятся к азотсодержащим органическим соединениям 4 Укажите пептидную связь
≡ N – г) О
а) O H б) в) – N
║ O ║
– C – N – – С – C –Н
Н
5 Выберите, формулы соединений, принадлежащих к аминокислотам
а) O б) CH2 – CH2 – COOH
|
C2H5 – C NH2
║
NH2
в) CH2 – CH2 – NH2 г) С6Н5 – CH2 – CH – COOH
ОН NH2
Ответы:
Вариант 1
Вариант 2
1
а
б
2
г
а
3
б
а
4
в
а
5
а
б г
4.Домашнее задание:
Параграф 11.2, № 6
5.Итог урока:
Отметки за работу на уроке Тест «Аминокислоты»
Вариант 1
1. Какие частицы содержит раствор аминоуксусной кислоты?
а). H3N+ CH2COO
б) H2NCH2COOH
в.) H2NCH2COO
г ) Все перечисленные выше
2. В растворах аминокислот реакция среды.
а) кислая
б) нейтральная
в) слабощелочная
г) зависит от числа аминогрупп и карбоксильных групп
3. Какую связь называют пептидной?
а) –COO
б) –CONH
в) –CONH2
г) –COOHNH2
4. Какие из названных соединений обладают амфотерными свойствами?
а) метиламин б) анилин
в) аминоуксуная кислота г) этиламин
5. Выберите, формулы соединений, принадлежащих к аминокислотам
а) NH2 – (CH2)3 – COOH б) O
NH2 – CH2 – C
NH2
в) CH2 – CH – COOH г) NH2 – CH3
NH2 NH2
Вариант 2 1. Укажите формулу глицина в нейтральной среде:
а) H2N – CH2 – COOH б) H3N+ – CH2 – COO –
в) H3N+ – CH2 – COOН г) H2N – CH2 – COO –
2. Реагируя, с какими веществами при определенных условиях аминоуксусная
кислота образует соль?
а) хлороводород б) этанол
в) гидроксид натрия г) серная разбавленная кислота
3. Аминокислоты – амфотерные органические соединения, так как
а) содержат амино и карбоксильные группы
б) образуют сложные эфиры
в) реагируют с водой
г) относятся к азотсодержащим органическим соединениям
4. Укажите пептидную связь
≡ N – г) О
а) O H б) в) – N
║ O ║
– C – N – – С – C –Н
Н
5. Выберите, формулы соединений, принадлежащих к аминокислотам
а) O б) CH2 – CH2 – COOH
|
C2H5 – C NH2
║
NH2
в) CH2 – CH2 – NH2 г) С6Н5 – CH2 – CH – COOH
ОН NH2 Опорная схема по теме «Аминокислоты»
(NH2)m – R (COOH)n
NH2 аминогруппа СООН карбоксильная группа
Строение:
специфические свойства, «внутренние соли», ионный тип связи.
бифункциональные вещества, взаимное влияние атомов, новые
Физические свойства: б/ц кристалл. вва, х. р. в H2O, плавящиеся с разложением при t
>200ºС, б/в или вкус сладкий, горький.
Изомерия: углеродного скелета;
положения аминогруппы;
межклассовая (нитросоединения, сложные эфиры);
оптическая.
Номенклатура: «амино» + название кислоты
Химические свойства: NH2− R− СООН
↓
↓
основные кислотные
свойства
↓
↓
взаимодействие
с кислотами с основаниями и спиртам Возможно образование двух видов солей одной аминокислоты
Аминокислоты амфотерные органические соединения.
Поликонденсация аминокислот:
O H
|| |
−C−N− пептидная связь, полипептид
Природные
↓
←
Аминокислоты
Синтетические
→
Незаменимые, пища
Синтезируемые организмом
пищевая,
медицинская,
химическая,
микробиологическая
Применение:
промышленности.
Домашнее задание:
Параграф 11.2, № 6
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
План урока "Аминокислоты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.