План урока: Древняя Греция и Древний Рим. Культура и религия Древнего мира
Оценка 5
Лекции
docx
история
10 кл—11 кл +1
01.12.2017
Задачи:
1. Сформировать представления о древних цивилизациях, как о важных периодах античности, повлиявших на историю европейской цивилизации и культуры.
2. Продолжать развивать познавательные способности студентов, умение работать с источниками информации, выделять главное.
3. Расширить кругозор студентов.
4. Развитие личности студента в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;
5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к чистоплотности.
6. Воспитывать любознательность, коммуникативность, интерес к истории своего государства.
Оборудование: интерактивная доска, электронные пособия "Всеобщая история", тетрадь, мифы Древней Греции и Рима, презентации, выполненные преподавателем и студентами..
Тип урока: Урок-семинар.
Используемые технологии: принцип интеграции, здоровьесберегающая, проектная, компьютерная, развивающие обучение.
греция.docx
Тема: Древняя Греция и Древний Рим. Культура и религия Древнего мира.
Цель: Расширить представление студентов об истории развития Древней Греции и
Древнего Рима.
Задачи:
1. Сформировать представления о древних цивилизациях, как о важных периодах
античности, повлиявших на историю европейской цивилизации и культуры.
2. Продолжать развивать познавательные способности студентов, умение работать с
источниками информации, выделять главное.
3. Расширить кругозор студентов.
4. Развитие личности студента в процессе самостоятельной исследовательской
деятельности;
5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к чистоплотности.
6. Воспитывать любознательность, коммуникативность, интерес к истории своего
государства.
Оборудование: интерактивная доска, электронные пособия "Всеобщая история", тетрадь,
мифы Древней Греции и Рима, презентации, выполненные преподавателем и студентами..
Тип урока: Уроксеминар.
Используемые технологии: принцип интеграции, здоровьесберегающая, проектная,
компьютерная, развивающие обучение.
Ход урока.
I.
II.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
В процессе урока используется презентация, выполненная преподавателем.
Древняя Греция, колыбель Европейской цивилизации, всегда вызывала интерес у
любого образованного человека. Здесь был заложен фундамент многих наук и созданы
шедевры мирового искусства.
В древности Греция включала в себя часть Балканского полуострова, около 600
островов Ионического и Эгейского морей (Крупнейший из которых Крит), а также
западное побережье Малой Азии. В конце III тысячелетия до н.э. на Балканы с севера
вторглись индоевропейские племена грековахейцев. Они расселились, частью уничтожив
догреческое население (о которых почти ничего не известно), частично смешавшись с ним.
Впоследствии все греки именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III—II тысячелетий до н. э.
Около XV в, до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро
погибает (после извержения вулкана на острове Фера).
В 1400 г. до н.э. опустевший остров захватили и разграбили грекиахейцы.
Доклад студента, с использованием презентации, выполненной студентом:
Микенская (Ахейская) Греция.
Ранняя Греция.
После завоевания дорийцами Грецию отбросило в «домикенское» состояние: была
забыта письменность, исчезли развитые ремесла. Однако крушение микенской цивилизации
оказалось не просто «шагом назад», а способствовала возрождению Греции уже в другой
форме.
На смену централизованной монархии пришла самоуправляющаяся община
свободных земледельцев, из которых выросли первые греческие города – государства, или
полюсы.
Архаический период это три века самый интенсивный период развития в истории
Греции. Определяющими процессами в это время стали распространение железных орудий, возникновение полюсов и Великая греческая колонизация VIIVIвв. до н.э. (основано
около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей.
Итогом этого периода было интенсивное развитие товарноденежных отношений,
рабовладения как базы производства, резкое расслоение общества.
Гигиена в Греции и Риме.
Высокого уровня развития достигла гигиена в период античности. Многие
древнегреческие философы считали заботу о здоровье неотъемлемой частью
добродетельной жизни. "Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а не знают, что
сами имеют в своем распоряжении средства к этому", говаривал Демокрит, призывая
соотечественников к чистоплотности, раннему пробуждению, физическим упражнениям и
умеренности во всем.
Доклад студента с использованием презентации, выполненной студентом:
Бани в Древнем Риме.
У древних римлян, среди прочего прославившихся своим водопроводом и
общественными банями, гигиена пережила подлинный расцвет, впервые представ как дело
государственное. В относящимся к V в. до н.э. наиболее раннем законодательном
документе Древнего Рима так называемых Законах двенадцати таблиц содержатся и
установления санитарного характера. В том числе, о благоустройстве кладбищ, запрещение
захоронений внутри города, предписание пользоваться для питья не водой из Тибра, на
берегах которого расположен Рим, а горной ключевой водой. Контроль над соблюдением
этих постановлений входил в обязанности специальных чиновников эдилов или
попечителей кураторов.
Доклад студента с использованием презентации, выполненной студентом:
Личная гигиена знатных римлянок.
Греческие полиса Спарта и Афины.
Спарта и Афины представляли два типа государственного устройства во многом
противоположном друг другу. На всем протяжении древнегреческой истории Афины и
Спарта оставались главными соперниками за господство в Греции.
Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI— V вв. до н. э. К этому времени
Греция представляла собой множество отдельных небольших городовгосударств, которые
то воевали между собой, то заключали союзы. Их возглавили два самых могущественных
полиса — Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации,
причем каждый из них развивался особым путем. История Афин — это, прежде всего
история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято
считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством.
Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам,
разрушавшими изнутри древнегреческую цивилизацию.
Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как
многие городагосударства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили
борьбу с казавшейся непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.
В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов,
который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Противостояние Афин и
Спарты не раз приводило к вооруженным конфликтам. В 431 г. до н. э. между двумя
союзами началась жестокая, длительная война, охватившая всю Грецию и получившая
название Пелопоннесской войны (431—403гг. до н.э.). Сначала перевес оказался на стороне
Спарты.
Спарта заключила договор со своими недавними противниками — персами — и
получила от них большую денежную помощь, пообещав взамен отдать греческие города в
Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н. э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были
сдаться.
В 371 г. до н. э. фиванская армия наголову разбила спартанскую. Пелопоннесский
союз распался, от Спарты отделилось несколько давно принадлежавших ей областей, и
теперь ее владения вновь ограничивались пределами Лаконики.
Доклад студента с использованием презентации, выполненной студентом:
Грекоперсидские войны.
Самые значимые битвы в Греческой истории.
Битва при Марафоне 490 г. до н.э.
Битва при Фермопилах 480 г. до н.э.
Битва при Саламине 480 г. до н.э.
Битва при Платеях и Микале 470г. до н.э.
Итоги войн:
был заключен Каллиев мир, который закрепил господство греков в Эгейском море
гарантировал независимость греческим полисам в Малой Азии. Греки отстояли страну,
цивилизацию, свой путь развития.
Доклад студента с использованием презентации, выполненной студентом:
Классическая Греция.
Культура и религия Древнего мира.
Под культурой понимают достижения людей, плоды их деятельности. Это и орудия
труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком — поля, города, здания,
скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В
понятие «культура» входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об
устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.
Культура возникла с появлением человека.
Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно
сказать, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.
Доклад студента с использованием презентации, выполненной студентом:
Древнегреческая архитектура и скульптура.
В Древней Греции из празднеств в честь Диониса зародился театр. До сих пор на
сценах всего мира идут трагедии Эсхила, Софокла. Еврипида и комедии Аристофана. В
своих произведениях они поднимали вечные темы, волнующие людей и тысячелетия
спустя.
Греческая литература представлена также великими поэмами легендарного
Гомера «Илиада» и «Одиссея», философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара
и др.
Древняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих
закономерностях мира заложены Фалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом,
Сократом, Платоном, Аристотелем.
Греки же стали родоначальниками многих других наук. Так, Геродота называют
«отцом истории», поскольку в его сочинения впервые поставлен вопрос о закономерностях
исторического развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.
Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры —
спортивные состязания, проводившиеся раз в 4 года в честь царя богов Зевса в городе
Олимпия.
Доклад студента с использованием презентации, выполненной студентом:
Роль олимпийских игр в развитии здорового образа жизни древних греков.
Царский период – 753510 гг. до н.э. Италия расположена на Апеннинском полуострове в центре Средиземного моря. Ее
береговая линия развита значительно меньше, чем в Греции, и рядом с материком нет
усеянного островами моря, поэтому мореплавание не получило здесь такого развития, как
в Греции. Зато Италия обширнее и удобнее для земледелия и скотоводства.
Древние греки, удивленные богатой растительностью Апеннинского полуострова и
обилием скота, назвали южную часть полуострова «страной телят» – Италией. В
дальнейшем это название распространилось на весь полуостров.
В начале 1 тыс. до н.э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки – на
юге, финикийцы – на острове Сицилия.
Земля и земледелие в Риме и Италии с самого начала играли определяющую роль.
История Рима показывает, что сила государства и отдельных лиц в – их владении землей.
Именно этим и объясняются в первую очередь величие и сила Рима.
В VIIIVII вв. до н.э. в Риме уже существовали ремесла: так, во времена царя Нумы
Помпилия (ок. 715 – ок. 672 до н.э.) в Риме существовали восемь цехов ремесленников.
Торговля в первом периоде римской истории ограничивалась пределами Италии и
осуществлялась на ярмарках, главной из которых была ярмарка у горы Соракта.
Основными предметами обмена издревле были быки, бараны, медь.
Доклад студента с использованием презентации, выполненной студентом:
Государственное устройство Древнего Рима.
Период Республики.
В 509 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя Тарквиния (534/533510/509 до
н.э.) за то, что он не советовался с сенатом, несправедливо приговаривал граждан к
смертной казни с конфискацией имущества. Народ клятвенно обязался никогда не
допускать восстановления царской власти. Образовалась Республика, просуществовавшая
пять столетий. Власть в Республике вручалась двум консулам сроком на один год, один из
которых должен быть плебеем. Каждый из них обладал всей полнотой власти, но
обязательными были только те распоряжения, которые исходили от обоих консулов.
Защиту прав плебсов осуществляли народные трибуны.
Основой экономической жизни попрежнему оставалось земледелие. Наряду с
мелкой собственностью появились крупные хозяйства с применением рабского труда.
Появляется сначала медная, а затем и полноценная серебряная монета.
Доклад студента с использованием презентации, выполненной студентом:
Пунические войны.
Во II в. до н.э. в Риме возникли латифундии – крупные, главным образом
скотоводческие, хозяйства римской знати, основанные на рабском труде.
К концу II в. до н.э. Рим клонился к упадку. Во всех отраслях деятельности
применялся труд рабов, которые занимались ремеслами, руководили большими
предприятиями своих господ, учили детей, управляли банковскими операциями.
Количество их было огромно, а положение крайне тяжелым. С начала II в. до н.э. в Италии
непрерывно происходят восстания рабов: 134132 гг. до н.э. – восстание в Сицилии, было
казнено свыше 20000 человек, 7371 гг. до н.э. – восстание под руководством Спартака,
было казнено более 6000 человек.
Однако угроза государству была не в бунтах рабов, а в падении класса мелких
собственников, развивавшегося параллельно с усилением рабства.
Период Империи – 31 г. до н.э. 476 г. н.э.
В середине I в. до н.э. республиканский Рим оказывается перед крахом: его
потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские
войны в самом Риме. В 82 г. до н.э. полководец Луций Корнелий Сулла (13878 до н.э.) установил свою
единоличную власть и впервые на неопределенный срок провозгласил себя диктатором. Его
диктатура была направлена на преодоление государственного кризиса в Риме. Но в 79 г. до
н.э. он признал, что не достиг своей цели и сложил полномочия.
Официальным основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь (10044
до н.э.), избранный в 59 г. до н.э. консулом в Риме.
Доклад студента с использованием презентации, выполненной студентом: Гай
Юлий Цезарь.
В 43 г. до н.э. Марк Антоний (8330 до н.э.), Октавиан (63 до н.э. – 14 н.э.), Лепид
(около 8913 до н.э.) заключили между собой союз, окончательно победили республиканцев
и разделили в 42 г. до н.э. между собой Римскую державу. Однако, стремясь к личной
власти, Антоний и Октавиан в 31 г. начали новую гражданскую войну, окончившуюся
победой Октавиана, получившего от сената титул Августа и провозглашенного с 27 до н.э.
императором. Октавиан был наделен правом трибуна, командующего всеми войсками и
даже верховным жрецом.
Август правил долго (27 до н.э. – 14 н.э.) и довел реформу Цезаря до конца. Он
оставил огромную Римскую империю, владения которой простирались до Армении и
Месопотамии, до Сахары и берегов Красного моря.
После падения Республики в Риме формируются крупные землевладения римских
императоров (сальтусы}, которые находились в Италии, провинциях, преимущественно в
Африке. Сальтусом или группой их ведало особое должностное лицо – прокуратор.
Европейские варвары регулярно вторгались в Империю. В 378 г. готы разгромили
римскую армию, в 410 г. они во главе с королем вестготов Апарихом (около 370410)
ограбили Рим, в течение предыдущих 800 лет не доступный для завоевателей. Готы сожгли
многие дворцы и храмы, переплавили на металл замечательные произведения древних
мастеров. В 445 г. вандалы из Северной Африки еще более жестоко, чем готы, разграбили
Рим. Их вождь Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. В
476 г. полководецварвар Одоакр (около 431493) отнял у последнего римского
императора достоинства власти и отправил их в Константинополь, бывший столицей
Восточной Римской империи, называвшейся позднее Византией (в 395 г. император
Феодосии перед смертью разделил Римскую империю между сыновьями на Западную с
Римом и Восточную с Константинополем).
Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру древнего Рима.
Римляне, долгое время бывшие учениками Греков, позднее сами достигли больших высот в
этой сфере.
Среди римских поэтов особое место занимали Лукреций Кар, автор философской
поэмы «О природе вещей», и Катулл, крупнейший мастер римской поэзии.
Доклад студента с использованием презентации, выполненной студентом:
Возникновение христианства.
Закрепление знаний.
III.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Место и роль античных государств во всемирной истории?
2. Экономическая роль рабства.
3. Формы государственного устройства Древней Греции и Древнего Рима.
4. Важнейшие социальнополитические и социальноэкономические реформы
античных государств и их значение.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
План урока: Древняя Греция и Древний Рим. Культура и религия Древнего мира
План урока: Древняя Греция и Древний Рим. Культура и религия Древнего мира
План урока: Древняя Греция и Древний Рим. Культура и религия Древнего мира
План урока: Древняя Греция и Древний Рим. Культура и религия Древнего мира
План урока: Древняя Греция и Древний Рим. Культура и религия Древнего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.