ПЛАН УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
Иконка файла материала 16.docx
П Л А Н   У Р О К А   Х И М И И   В   8   К Л А С С Е ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :   строение   атома;   строение   электронных оболочек   атомов   первых   20   элементов   Периодической   системы   Д.   И. Менделеева. Т р е б о в а н и я :   уметь   объяснять   физический   смысл   номеров   группы   и периода,   к   которым   принадлежит   элемент   Периодической   системы   Д.   И. Менделеева;   уметь   составлять   схемы   строения   атомов   первых   20   элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. О б о р у д о в а н и е :   таблицы   по   теме   «Электронное   строение   атома», Периодическая система химических элементов. Х о д   у р о к а I. Проверка домашнего задания. Строение атома. Состав ядра (вопрос отвечающему у доски).  Фронтально: проверка упражнений 5 (к § 6), 2, 6 (к § 7). II. Объяснение нового материала. – Давайте вернемся к упр. 1 из домашнего задания. В чем причина различия свойств аргона и калия? (О т в е т ы :  в разном числе протонов, электронов, в разном заряде ядра.)  Верно, причина – разное число протонов, а значит и электронов. На химические свойства элемента влияет электронное строение. Электроны   вращаются   вокруг   ядра   беспорядочно,   но   в   определенном пространстве   нахождение   электрона   наиболее   вероятно.   Это   пространство называется  орбиталью. На одной орбитали не может находиться более двух электронов, так как они отталкиваются друг от друга. Орбитали бывают разной формы: •  сферические – s­орбитали, •  гантелеобразные – p­орбитали, •  розетковидные – d­орбитали, •  еще более сложные по форме – f­орбитали. Орбитали, близкие по размерам и одной формы, образуют подуровень. Известно, что  s­подуровень состоит из 1 орбитали;        p­подуровень – из 3;d­подуровень – из 5; f­подуровень – из 7 орбиталей. Орбитали,   разные   по   форме,   но   близкие   по   размерам,   образуют энергетический уровень, или электронный слой. •  Число энергетических уровней в атоме равно номеру периода. •  Число подуровней в уровне – номеру уровня. •   Число электронов на внешнем уровне – номеру группы (для элементов главных подгрупп). Общее число электронов в атоме равно атомному номеру, а число электронов на энергетическом уровне высчитывается по формуле 2n2, где n – номер уровня. Обобщая эти сведения, составим таблицу: Строение атома Номер уровня Подуровни Число орбиталей Максимальное  число ē количество вид в под­ уровне в уровне в под­ уровне в уровне 1 2 3 4 1 2 3 4 s s p s p d s p d f 1 1 3 1 3 5 1 3 5 7 1 4 9 16 2 2 6 2 6 10 2 6 10 14 2 8 18 32 Для   объяснения   поведения   атомов   в   химических   реакциях   нам   нужно научиться составлять схемы строения и электронные формулы атомов. Для   этого   используем  алгоритм   составления   электронных   формул элементов главных подгрупп. 1.   Запишем   знак   химического   элемента,   внизу   слева   от   знака   укажем порядковый номер.2. По номеру периода определим число энергетических уровней, нарисуем рядом со знаком химического элемента столько же дуг. 3.   Определим   по   номеру   группы   число   электронов   на   внешнем   уровне, запишем его под последней дугой. 4. На первом уровне максимально возможно 2 ē, на втором – 8, на третьем – 18. Ставим эти числа под соответствующими дугами. 5.   Число   электронов   на   предпоследнем   уровне   рассчитывается:   из порядкового номера вычитается число уже проставленных электронов. Схема строения атома готова. 6. Далее превращаем схему в формулу: каждая дуга – уровень, обозначается большой цифрой 1, 2, 3, 4; подуровни обозначаются буквами  s,  p,  d,  f; а число электронов на них – верхними индексами (см. таблицу). Н а п р и м е р , возьмем бром. 6. 1s2 2s22p6 3s23p63d10 4s24p54d0 Внешний уровень можно представить электронно­графической формулой, на которой каждая орбиталь показана клеткой, а электроны – стрелками: В  оставшееся   время   учащиеся   составляют   электронные   схемы   и  формулы элементов, начиная с Н. Д о м а ш н е е   з а д а н и е : § 8, упр. 1, 2, 3, 4.